- Гана. Архитектура и изобразительное искусство
Бутылка из тыквы.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.Наиболее ранние памятники архитектуры на территории Ганы — укрепления, возведённые европейскими завоевателями в XV—XVII вв.: португальский замок Эльмина с чертами ренессансной архитектуры (1482), голландский форт Ушер в Аккре (1605), форт Кейп-Кост (1655), Оранжевый форт в Секонди (около 1700) и др. До XVII—XVIII вв. существовали города-государства Акан с регулярно распланированными улицами и кварталами. Глинобитные прямоугольные, реже круглые в плане дома украшались рельефами и решётками.
В сельской местности в южной части страны издавна строились прямоугольные в плане каркасные дома, обмазанные глиной с двускатными соломенными крышами. Дома ашанти располагались вокруг двора с навесом. Стены украшались цветными глинами, накладным (из травяных жгутов) орнаментом геометрического (зигзаги, волны, спирали) и зооморфного характера, двери из цельных кусков хлопкового дерева покрывались резьбой. Те же конструкции и декор были характерны для домов правителей, гробниц и святилищ. На севере в саваннах распространены круглые в плане хижины с соломенными крышами, дверной проём обрамляется мозаикой из фаянсовых черепков. Хижины располагаются вокруг загона для скота, окружённого оградой.
После завоевания независимости (1957) широко развернулись строительные работы в крупных городах Г. Используются новейшие строительные материалы (в том числе бетон, стекло, алюминий) и новые конструкции (при технической поддержке СССР в Аккре создан домостроительный комбинат). Большое внимание уделяется медицинским учреждениям. Строятся крупные административные и общественные здания и создаются жилые микрорайоны с торговыми центрами, школами и детскими садами. Большое значение в архитектуре играет цвет. Крупные общественные сооружения (отели, кинотеатры) украшаются рельефами и живописью. Значительную помощь в строительстве оказали советские архитекторы.
В 1960—62 построен промышленный город-порт Тема.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Г. тесно связано с местными верованиями и культами. Распространены резные антропоморфные статуэтки из цельного куска крепкого и светлого дерева, например, куклы-амулеты акуа-ба — символ плодородия и красоты. Они имеют большую дискообразную голову, кольчатую шею, раскинутые в стороны короткие руки, цилиндрическое туловище (современные народные мастера и скульпторы-профессионалы создали новые варианты кукол). Изготовляются также чёрные керамические сосуды сложных форм с крышками, украшенными лепными фигурками и головками в духе традиционной африканской пластики.
У ашанти развивалось придворное искусство (см. Ашанти искусство). Кроме культовой скульптуры они создавали так называемые скамейки ашанти, разнообразные чеканные и литые украшения из золота, серебра и меди (подвески с масками, орнаментированные диски), оформляли парадное оружие, ткали нарядную традиционною одежду «кенте» с вытканным и набивным геометрическим узором в горячей насыщенной цветовой гамме, литые (методом «утраченного воска») фигурные гирьки для взвешивания золотого песка. Скульптурными делались керамические наконечники для курительных трубок, навершия для деревянных гребней и парадных посохов. Бытовало также плетение (корзины, коврики) из листьев пальмы рафии и других окрашенных растит, волокон. С середины XX в. начинает формироваться профессиональное искусство, создаются художеств, отделения в местных учебных заведениях (в Ачимоте, Виннебе, Кумаси); появляются первые объединения художников («Аквапим-6»). Мощным стимулом активизации художественной жизни Г. явилось обретение независимости. Были организованы Совет искусств, Управление национальных музеев и исторических памятников. Выдвинулись крупные мастера скульптуры: О. Ампофо, К. Антубам, В. Кофи, С. Аквей и др. Работая в станковой, монументальной скульптуре и мелкой пластике, они стремятся определить пути становления национальной художественной школы, использовать местные традиции и освоить достижения искусства других континентов. В живописи, новом для Г. виде искусства, наряду с реалистическими тенденциями проявляется влияние европейского модернизма. Лучшие из жанровых картин (выполненных маслом, гуашью) сочетают правдивую передачу действительности с образной содержательностью и индивидуальностью решений: «Игроки в шашки» Г. Ананги, «Мать и дитя» А. Котея, «Сплетня» Дж. Д. Окае, картины Е. Асихене, Ф. Нкуакопе и др.
Б. Л. Воронина, А. X. Грансберг.
Чаша из тыквы.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Акуа-ба.
Фигура, символизирующая плодородие.
Дерево.
Частное собрание. Париж.
«Ремесленник».
Исторический музей.
Берн.
К. Антубам.
Мифическая фигура.
Демон.
Дерево.
Плетёные корзинки из северных районов страны.
Здание конгресса профсоюзов в Аккре.
Современная стенная роспись в Кумаси.
Неизвестный художник.
«Рудокопы».
Глинобитная современная постройка (мотель), имитирующая сельские жилые дома.
Центральная библиотека в Аккре.
1956.
Архитекторы Дж. Найт, Дж. Мэлин.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.