- ашанти искусство
Деревянная резная скамейка с серебряными украшениями.
аша́нти иску́сство. Традиционное искусство народа ашанти наиболее полно и совершенно выражено в различных предметах мелкой бронзовой пластики, выполненной в технике исчезающей восковой модели. С XVIXVII вв. известны гирьки для взвешивания золотого песка («аберамбо»), представляющие миниатюрную бронзовую скульптуру (её размеры редко превышают 5-6 см), разнообразную по формам и сюжетам (до 500). По сюжетно-тематическому принципу гирьки делятся на изобразительные и орнаментально-геометрические, хотя между ними не всегда можно провести чёткую грань. К первым относятся изображения людей (иногда целые скульптурные группы), животных, птиц, рыб и растений, символов власти, оружия, различных орудий труда и предметов домашнего обихода. Во вторую группу входят гирьки более раннего происхождения, лишённые изобразительных форм (геометрические фигуры, иногда соединяющиеся в простейший орнамент, крест, вписанный в ромб, солярный круг в обрамлении, зигзагообразная линия, заканчивающаяся спиралями, и так далее). В начале XX в. искусство изготовления гирек пришло в упадок и было вновь возрождено в середине века как создание подделок под старинные образцы и сувениров для туристов.
Известны также изделия из меди, бронзы и других металлов. Пластическая выразительность и ювелирное мастерство отличают золотые маски, существовавшие здесь со времён средневековья. Широкую известность получили ритуальные бронзовые сосуды («кудуо»), использовавшиеся для хранения жертвоприношений. Они опираются на круглое ажурное основание и имеют крышку, украшенную скульптурой (изображение правителя, курящего трубку, музыкантов, фигуры символичных животных и так далее). Форма и орнамент, покрывающий тулово, свидетельствуют об арабском происхождении сосудов.
На протяжении нескольких столетий создавались ритуальная скульптура из обожжённой глины в виде голов (реже фигур) предков, а также многочисленные сосуды, покрытые рельефным или процарапанным геометрическим узором, иногда рельефными изображениями человеческих голов.
Встречаются немногочисленные деревянные фигурки, изображающие воинов, пленных, иногда палачей. Их общим признаком обычно являются несколько кольцеобразных складок на шее, возможно, передающих украшения или регалии. Куклы-амулеты «акуаба» связаны с культом плодородия и плодовитости. Сохраняя единый иконографический тип (нерасчленённое цилиндрическое туловище, длинная шея, иногда украшенная резными кольцами, большая голова в виде плоского, выпуклого или вогнутого диска, короткие руки-рудименты, распростёртые в стороны), они отличаются исключительным разнообразием трактовки отдельных деталей, особенно схематически выполненных в невысоком рельефе черт лица. Симметрично расположенные полукруги сходящихся к переносице бровей, треугольник носа, глаза в форме кофейных зёрен или миниатюрных раковин каури, едва намеченный рот передают человеческое лицо и одновременно образуют своеобразный ритмический узор, искусно и каждый раз по-иному вписанный в форму круга.
К памятникам традиционной деревянной пластики относятся также скамейки, ведущие происхождение от так называемого золотого трона («сикегва»). Верхняя часть и 5 соединённых общим основанием ножек украшались богатой декоративной резьбой, а иногда инкрустировались металлом или слоновой костью.
Литература:
Шандицева Т. Б., Каталог гирек ашанти для взвешивания золотого песка в собрании ГМИНВ, в сб.: Сообщения Гос. музея искусства народов Востока, в. 7, М., 1973;
Meyerowitz E. L. R., The Akan of Ghana, L., 1958.Н. Е. Григорович.
Бронзовый сосуд-кудуа.
Британский музей.
Лондон.
Бронзовые гирьки.
Британский музей.
Лондон.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.