- Гана. Музыка
Музыкальная культура Ганы имеет давние традиции. Она включает музыку коренного населения, городских жителей (эти музыкальные традиции сложились в XV—XIX вв. в существовавших на территории Г. городах-государствах Ашанти Аданси и многих др.), а также современное музыкальное искусство, сформировавшееся под воздействием западноевропейской и американской музыкальных культур.
Разнообразен музыкальный инструментарий народов Г. Широко представлена ударно-шумовая группа, в том числе различные погремушки: сосудообразные из бутылочной тыквы или плетёной лозы; из тыквы, снабжённой струнами, на которые нанизаны кусочки бамбука или монеты и другие металлические предметы; из плодов и семян баобаба и др. Распространены колокола и колокольчики. Танцоры, музыканты прикрепляют маленькие погремушки и колокольчики к лодыжкам, к поясам, носят на запястье так называемые було (браслет из колокольчиков). Семейство барабанов включает инструменты различных размеров, формы, типов: цилиндрические, конусообразные, одномембранные в форме песочных часов — так называемые донно, целиком выдолбленные из дерева или, как у народа эве, изготовленные из деревянных досок, скреплённых железными обручами. Применяются также скребки (твёрдой раковиной проводят по соединённым палкам, в каждой из которых имеется зазубрина). Перечисленные инструменты создают прежде всего ритмичный фон. Существуют настраиваемые самозвучащие ударные — ламеллафоны. Из духовых широко бытуют трубы (на севере страны — из рогов животных, из бивней слонов, на юге — металлические). Флейты — юа (малая флейта из целого куска дерева), одуругья (из камыша), талетенга (свирель из стебля проса или кукурузы) — характерны для северных районов Г., но встречаются и на юге, например атентебен (из бамбука у кваху). Струнные музыкальные инструменты тоже преобладают на севере страны: губной лук бента, смычковый монохорд (тип 1-струнной скрипки) — гондье (у дагомба) и дурунга (у фрафра и кусаси), лук с тыквенным резонатором джанджерам, лютни сеперева (6-струнная, у ашанти), колонго, коно, моголо и др., цитра чинг.
Музыкальная культура коренного населения отличается многообразием вокальных и инструментальных стилей. У разных народов в одних и тех же ритуалах музыке отводится неодинаковая роль. Кроме того, аналогичные церемонии сопровождаются у каждого народа порой резко отличающейся по своему характеру музыкой. Например, у конкомба и других свадебная церемония сопровождается музыкой, у акан и других народов нет этой традиции. Различные виды сольного и ансамблевого пения и игры на инструментах являются неотъемлемой частью общинных празднеств. Праздничные церемониалы включают разнообразные песенно-танцевальные действа. Сольное пение представлено песнями, сопровождающими домашний труд, семейные обряды, погребальными плачами, песнопениями индивидуального молитвенного ритуала; ансамблевое — песнями, связанными с коллективным трудом, а также такие специфические виды пения, как агоро (хоровое пение у гонджа), курунку (сольное с хором у ашанти), ле сене (пение дуэтом) и др. Ансамблевое пение обычно сопровождается барабанами, ксилофонами, трещотками.
Ладовой основой музыки служат 5- и 6-ступенные звукоряды у северных народов и у эве, 7-ступенные — у южных народов Г. Довольно сложна ритмическая организация ганской музыки, благодаря наличию так называемого определённого и вольного ритмов (последний возникает в связи с применением наряду с главным ещё и дополнительных регулярных и нерегулярных акцентов). Танцы исполняются только в определённом ритме, песни и инструментальные наигрыши — и в том, и в другом. Различие вокальной музыки, манеры исполнения во многом обусловлено тоновой спецификой языков разных народов. Акан, га, эве поют открытым, дигбани, фрафра, кусаси — очень напряжённым, кричащим звуком. В пении используются носовой звук, фальцет, улюлюканье и другие приёмы. Песни дагбани, фрафра и ряда других народов обычно начинаются громким выкриком (как призыв), в конце музыкальной фразы звук резко понижается и приглушается, в песнях акан, га происходит постепенное понижение звука от начала к концу фразы. Встречаются различные виды многоголосного пения: имитация, движение параллельными терциями (или на протяжении всей песни, или в заключительных фразах) — в центральных районах Г., октавами — у анлоэве.
Широко распространена традиция ансамблевого музицирования: ансамбли барабанов — непременные участники общинных празднеств народов фанте, дагомба, га, эве и др. (исполняют инструментальную музыку, аккомпанируют пению); популярны также ансамбли смешанного типа (например, барабаны, трещотки и колокольчики — у эве; флейты, трубы и барабаны — на севере страны); уникальное явление — ансамбли ксилофонов у лоби, сисала и др.
С конца XIX в. в музыку Г. начали проникать западноевропейские традиции. В городах появились концертные залы, музыкальные клубы, театры, эстрадные оркестры. Новые музыкальные традиции принесла христианская церковь (хоровое культовое пение, театрализованные христианские мистерий и т. п.). В XX в., особенно с 50-х гг., в связи с европейским и американским влиянием наряду с традиционной стала развиваться музыкальная культура, объединившая в себе элементы африканского и западного искусства, возникли специфические афро-американские формы, в том числе музыкальный стиль хайлайф. С 70-х гг. широкое распространение получил джаз.
После завоевания независимости Г. государство стало уделять большое внимание профессиональной музыке. В 1958 создан Совет искусств. По его инициативе проводятся национальные фестивали искусства, конкурсы. Научно-исследовательскую и пропагандистскую работу ведёт Институт по изучению Африки при университете Г. При Институте созданы симфонический оркестр, хор. Выдвинулись профессиональные композиторы — Э. Аму, Ф. Гбехо, Дж. Боатенг, музыковеды, в том числе К. Нкетия. Популярны музыкально-драматические представления, насыщенные песнями, танцами; музыкальная комедия «Обадзенг» С. Аквей исполнялась в ряде стран, в том числе в СССР (1961).
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.