- яка искусство
Многоцветная деревянная скульптура, символизирующая происхождение человека от ящерицы.
Яка.я́ка иску́сство. У яка, народа группы мака, живущего во внутренних районах южного Камеруна, наиболее высоки по художественному качеству ритуальные маски-шлемы со сложными навершиями, используемые в обрядах инициации мальчиков. Отличительным признаком этих масок является курносый нос, нередко гротескно преувеличенный и закрученный вверх наподобие птичьего клюва. Лицо обычно чётко ограничено выступающей вперёд круглой, прямоугольной или квадратной рамкой, иногда имеющей дополнительные геометрические украшения по сторонам, на лбу и на подбородке. Глаза, как правило, круглые и сильно углублены, реже встречаются формы, напоминающие кофейное зерно. Навершия масок представляют собой сочетание самых неожиданных форм и конструкций. Они могут быть исполнены в виде торчащих в разные стороны отростков, в виде кувшина, обрамлённого со всех сторон «рогами», к которым он прикреплён растительными волокнами, в виде многоярусного конусообразного сооружения и т. п. Некоторые маски увенчаны сидящей женской фигурой с подчёркнутыми половыми признаками. Менее экспрессивны маски подгруппы басуку. У них обычно навершием служит изображение животного или птицы, выполненное из общего деревянного блока в виде круглой скульптуры. Все маски покрываются полихромной росписью, включающей синюю краску, и имеют пышное обрамление из рафии.
Круглая скульптура (в основном фетиши, контролирующие силы природы и охраняющие от болезней), от которой неотделимы ритуальные и бытовые предметы (жезлы для танцев, курительные трубки и т. д.), обычно цилиндрические и слабо расчленённые. Руки плотно прижаты к туловищу или сложены на животе, левая рука иногда приложена к губам, руки у многих фигурок отсутствуют, трактовка лиц близка к маскам.
Специальные хижины для инициации украшаются большими деревянными ярко расписанными горельефными панно с изображениями различных сцен с фигурами людей, животных, змей и птиц. Панно фланкируют 2 большие статуи мужчины и женщины, покрытые полихромной росписью.
Литература:
Willett F., African art, L., 1977.Н. Е. Григорович.
Маска.
Раскрашенное дерево.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Маска.
Раскрашенное дерево.
Королевский музей Центральной Африки.
Тервюрен.
Бельгия.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.