- Заир. Архитектура и изобразительное искусство
Голова мужчины.
Чёрное дерево, слоновая кость.
Современная скульптура.
Мору-мангбету.На территории Заира, в области Шаба и ряде других районов, обнаружена наскальная живопись, восходящая, вероятно, к эпохе неолита — схематичные изображения человеческих фигур, животных, растений. В XIII—XIX вв. на территории З. существовали государства Конго, Лунда, Касонго, Бушонго с высокоразвитой культурой, традиции и навыки которой сохранились до сих пор в резьбе по дереву и художественных ремёслах.
Архитектура.
Сельские поселения состоят из отдельных хижин, расположенных рядами вдоль рек и проезжих дорог. В лесной зоне — прямоугольные в плане постройки с деревянными рублеными стенами и двускатной травяной крышей (иногда 2-этажные с внешней лестницей). У рыбаков, живущих по берегам рек, прямоугольные хижины с плетнёвыми стенами ставятся на сваи. В саваннах — круглые в плане хижины с плетнёвыми стенами и конической или шлемовидной травяной крышей, опирающейся на столбы. Если стены обмазаны глиной, они белятся и украшаются черно-красной росписью (геометрические узоры, фигурки людей и животных). Общественные центры (например, судилище в Екибандо) сооружаются в виде навесов на квадратных расписанных столбах из кирпича. В конце XIX — начале XX вв. возникли многочисленные города — порт Матади, Бома, Киншаса, Мбандака, Кисангани, Ликаси, Лубумбаши, на озере Киву — порт Букаву, на озере Танганьика — Калемие. В плане они имели прямоугольную сеть улиц (Лубумбаши), лучевую и веерную схему (Бома) или сочетали разные типы планировки (Киншаса); улицы г. Букаву плавно изгибаются, следуя горизонталям холмистого рельефа. До середины XX в. застройка городов была рассредоточенной и малоэтажной. Многоэтажные здания с конструкциями из бетона и стали были выстроены по проектам бельгийских архитекторов, в частности К. Лоренса, который своими постройками создал облик столицы — Киншасы (жилые и конторские здания, аэропорт Нджили). В провинции Катанга (современная Шаба) работала группа европейских архитекторов, возглавляемых Дж. Эллиотом, с которым в Лубумбаши сотрудничал Ф. Шарбонье. Их постройки характеризуются контрастами открытых и закрытых пространств, света и тени. По проекту французского архитектора А. Лапрада выстроен театр в Лубумбаши. На окраинах большие пространства заняты однообразными кварталами стандартных барачных домов.Основная область художественной деятельности народов Заира, особенно в южной части страны — скульптура из дерева, отличающаяся исключительным разнообразием стилей. У одного и того же народа наряду с близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные. Особенно яркое впечатление производят фигурки (большей частью женские — «кариатиды») луба (см. Луба искусство), значительную художественную ценность представляют изображения царей у куба (см. Куба искусство). Поразительны по тонкости исполнения изображения матери с ребёнком и фигурки предков народа конго (см. Конго искусство), стилизованные и изящные у народа бена-лулуа, обобщённые — у яка (см. Яка искусство), гротескные — у сонге (см. Сонге искусство). Особое место в творчестве народов Заира занимают маски. Все они в той или иной степени условны, так как изображают либо духа предка, либо божество. Однако некоторые из них отличаются проникновением в человеческий характер (маски чокве, см. Чокве искусство), другие — лаконичностью (маски рега, см. Рега искусство), третьи — геометричностью (маски сонге), даже гротескные маски убедительны и гармоничны (у куба). Развито изготовление деревянной и глиняной посуды (кубки народов куба и мангбету в виде стилизованной человеческой головы и с подставкой в форме человеческого тела с массивными ступнями). Распространены плетёные изделия из волокон пальмы рафии (циновки, сумки, корзины, которые имеют бархатистую фактуру и геометрический рисунок жёлтого, чёрного, белого и красного цветов (так называемый касайский бархат). Деревянные музыкальные инструменты иногда вырезаются в виде человеческих фигур, иногда богато украшаются резьбой и рисунками. Изготовляются украшения из дерева (в том числе резные гребни со сложными декоративными композициями), мебель, оружие и рабочие инструменты с художественной резьбой. В период колониального режима скульптура З. утрачивала свою самобытность, вырождалась в посредственное ремесленничество. В творчестве отдельных мастеров появлялись мотивы протеста против колониализма (монументальная группа «Рабство», скульптор Б. Менсах). В 1964 были организованы мастерские искусств и художественных промыслов. Несколько тысяч ремесленников заняты плетением, резьбой по слоновой кости, ткачеством, чеканкой по меди (основные центры ремесла — Киншаса, области Шаба и Киву). Скульптура во многом подражает европейским стандартам, заимствует сюжеты из быта европейцев, часты изображения богоматери с младенцем, с негроидными чертами лица; многие фигурки раскрашивают в яркие цвета. Скульптор Б. Кононго создал галерею своих современников, в духе традиционной пластики работают Э. Малонго («Мужская фигура» и др.), Д. Буэссо (декоративные маски, увеличенные человеческие головы), Лийоло, произведения которого украшают улицы и площади Киншасы. В мастерских также производят изысканные, иногда манерные керамические статуэтки жанрового характера («Мужчина с вязанкой дров», «Женщина с корзиной на голове», «Знахарка», «Танцор»), маски на продажу туристам и для украшения современных интерьеров, жанровые картины (работают около 600 мастеров). Большое влияние на творчество художников-декораторов оказала школа Пото-Пото. Рисунками, навеянными этой школой, мастера Э. Макоко, Ф. Нзуала, Зитта, Ф. Луланда украшают керамические блюда, вазы, тарелки, причём каждый работает в своей манере, в своей цветовой гамме и в своём жанре (Ф. Луланда изображает в основном африканских женщин, Э. Макоко — сцены повседневного труда африканских мужчин и т. д.). Богатством творческих приёмов отличаются рисунки группы художников, также работающих в духе школы Пото-Пото, «молодые Конго»: Пили-Пили, Лай, Мвензе, Беллу, Камба Луесаа, Кайон-гонда. Одни из них передают человеческие фигуры схематично, придавая им стремительную динамичность, другие, сохраняя вытянутые пропорции фигур, создают статичные композиции. В духе европейских примитивистов работают пейзажист А. Монжита, портретист А. Киабелуа, Бата и др. В работах ряда живописцев нашли отражение острые социальные проблемы («За работой», «Совместное раздумье» Ж. Ндамау), темы материнства (произведения Л. Зоава, Э. Гувея).
В аллегорической манере работают живописцы М. Диуф («К свету»), Ш. Мвензе Монголе (экзотические животные, «Лесной пожар в джунглях»). Оригинальные произведения из песка создаёт Л. Баведило.
В. Л. Воронина, Н. Е. Григорович.
Кубок деревянный.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Чаша.
Дерево.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Меч.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Скамейка.
Дерево.
Азанде.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Хижины деревни Екибандо.
Хижины с орнаментальной росписью.
Хижина касаи.
Маска из слоновой кости.
Рега.
Маска из дерева и растительного волокна.
Чокве.
Деревянная маска.
Сонге.
Цефаломорфный сосуд из дерева.
Куба.
Сидящая фигура.
Чокве.
Частное собрание.
Париж.
К. Мусонго.
«Жизнь в деревне».
Чеканка по меди.
1972.
Музей в Киншасе.
Табурет.
Коллеж в Киншасе.
1940-е гг.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.