- Конго. Архитектура и изобразительное искусство
Собор святой Анны в г. Браззавиль.
1949.Основной тип народного жилища в лесной зоне Конго — прямоугольные в плане хижины с двускатной травяной или лиственной кровлей, расположенные прямыми рядами вдоль главной улицы поселения. Хозяйственные постройки выносятся за деревню. В районах саванн строят круглые хижины (3,5 м в поперечнике), пол углублён в грунт, вынутая земля насыпается и трамбуется по окружности, предохраняя от дождя. Вместо стен — бортик высотой до 50 Жерди конической крыши связаны у вершины и опираются на центральный столб. Травяная кровля опускается до земли набегающими друг на друга кольцевыми рядами, на них укладывается слой длинной травы. В районе р. Санга хижины имеют плетённую из согнутых веток кровлю, напоминающую по форме щит черепахи. У яка (см. Яка искусство) хижины для обрядов украшаются яркими панно (изображения связаны с обрядами посвящения). Панно обычно фланкируют две деревянные статуи мужчины и женщины. Со второй половины XIX в. в Браззавиле, Пуэнт-Нуаре и других строятся здания европейского типа (соборы, административные здания, виллы, коттеджи). В строительстве 1960-х — начала 80-х гг. широко используются современные конструкции, новые стройматериалы (бетон, стекло, алюминий). Применительно к жаркому климату делают открытые галереи, лоджии, сквозные решётки, характерны крыши с большим выносом. По проектам французских архитекторов в Браззавиле выстроены банк, больница, здание компании воздушных сообщений, лицей; по проектам советских архитекторов — гостиница «Космос» (И. А. Вахутин, П. П. Зиновьев, Р. П. Алдонина), отделанная росписью и мозаиками работы местных мастеров, партшкола ЦК Конголезской партии труда (архитектор П. Н. Афанасьев и др.). Изобразительное искусство К. представлено деревянной скульптурой и масками, наиболее выразительными у теке (см. Теке искусство). Очень экспрессивны скульптуры вили, крайне разнообразны в деталях гротескно-декоративные маски яка, повышенная декоративность присуща скульптуре кота (см. Кота искусство), проявляющаяся как в различных типах масок, так и особенно в фигурках «мбулу-нгулу», связанных с культом предков. Резьба служит основным видом художественного ремесла. Ею покрывают различные деревянные предметы (скамьи, троны, калебасы, глиняную посуду). Большую роль во внутреннем убранстве дома играют циновки из волокон пальмы рафии с двухцветным и четырёхцветным рисунком геометрического характера.
В современном искусстве большое значение имеют работы живописной школы-мастерской Пото-Пото, основанной в 1951 французским художником и этнографом П. Лодсом. Ориентируясь на местные традиции, мастерская создала оригинальный стиль живописи. В 1960—70-х гг. интенсивно развиваются кустарные промыслы. Старые мастера, плодотворно сотрудничающие с молодёжью, создают образцы деревянных резных изделий, сосуды из глины, тыквы и т. д.
Б. Л. Воронина, Н. Е. Григорович.
Отель «Меридиан» в г. Браззавиль.
Фигура предка.
Вили.
Мужская фигура.
Декоративное блюдо.
Х. Омбала.
«Мать и дитя».
1972.
Рог сигнальный.
Слоновая кость.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Рог из корня.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Фигура матери с ребёнком.
Собрание Ф. ван де Берге, Гент, Бельгия.
Маска, используемая при церемонии вызывания дождя.
Дерево, растительное волокно.
Фигура предка.
Этнографический музей.
Бельгия.
Раскрашенная маска.
Частная коллекция.
Лондон.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.