- Чокве искусство
Чокве искусство.
Ритуальная маска.Чо́кве иску́сство. Наибольшей известностью пользуются 2 типа монохромных масок чокве мужские и женские, применявшиеся во время ритуалов, связанных с культом плодородия. Сохраняя иконографическое и стилистическое единство, они отличаются друг от друга по происхождению и по пластической интерпретации формы. Мужская маска («чикунгу») изображает вождя и символизирует благосостояние. В удлинённых личинах этих масок подчёркнут костяк лица, иногда напоминающего череп. Глаза в вогнутых полусферических углублениях имеют форму «кофейного зерна», открытый, преувеличенно растянутый рот имеет 2 ряда зубов, широкий плоский полукруг, выступающий ниже подбородка, условно передаёт бороду. Отличительная черта масок этого типа символический знак на лбу (неглубоко врезанный ромб, пересекающиеся концы которого образуют небольшие треугольники). Ряд отверстий по верхнему краю лба служил для прикрепления большой, изогнутой формы причёски из растительных волокон («чихонга»), символизирующей достоинство и власть правителя.
Женские маски «мвана пво» («молодая девушка») отличаются жизненностью, изяществом и соразмерностью пропорций. Общая структура лицевой части таких масок повторяет композиционную схему мужского лица, но все формы смягчены и подчёркнуто гармоничны, лишены элементов гротескности, а общее, несколько застывшее выражение передаёт состояние спокойствия, грусти и меланхолии.
Другие типы масок, создававшиеся из непрочных материалов (ткань на тростниковом каркасе), менее известны. Их выразительность строится на сочетании ярких тонов росписи и обильном использовании различных дополнительных материалов (растительных волокон, раковин, перьев птиц и т. д.).
Круглая скульптура чокве укороченных или, наоборот, вытянутых пропорций отличается суровостью, иногда подчёркнутой пышностью мужских причёсок («чихонга») и передачей узора скарификации на теле. Распространён композиционный тип мужской фигуры, основой которой служит цилиндр, передающий одновременно туловище и шею. Его пересекает прямоугольная «конструкция», образованная очень широкими плечами и согнутыми под прямым углом руками. Кисти рук располагаются на уровне живота (реже груди), хотя и не касаются их. Пальцы рук и ног выполнены подчёркнуто ритмично, черты лица переданы экспрессивно и иногда имеют угрожающее выражение.
Те же стилистические особенности характерны для декоративной резьбы, обильно украшающей бытовые и ритуальные предметы чокве, среди которых выделяются сиденья вождей, имеющие форму европейских стульев. Их спинки и пространство между ножками заполнены в несколько рядов многочисленными резными фигурками, иногда самостоятельными, иногда объединёнными в сложные сюжетные композиции (сцены придворной жизни и ритуальные действа). Отдельные человеческие фигуры или головы органически включались также в орнаментальный узор, украшающий гребни, ритуальные жезлы, курительные трубки и другие предметы декоративно-прикладного характера.
Литература:
Olbrechis F. M., Les arts riastiques du Congo Belge, AnversAmst., 1959;
Paulme D., African sculpture, L, [1962].H. E. Григорович.
Чокве искусство.
Мужская ритуальная маска «чикунгу».
Древесная кора, холст, плетение.
Национальный музей.
Луанда.
Чокве искусство.
Женская танцевальная маска «мвана пво».
Дерево.
Королевский музей Центральной Африки.
Тервюрен.
Бельгия.
Чокве искусство.
Резной деревянный музыкальный инструмент.
Музей народного искусства.
Франкфурт-на-Майне.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.