Африка. Театр

Африка. Театр
Сцена из спектакля «Того-Гнини».  БСК.

Сцена из спектакля «Того-Гнини».
БСК.

Северная Африка. История развития театра Северной Африки восходит к древнейшим обрядам, в которые входили элементы античного театра, магических обрядов и культовых процессий, заимствованные у древних греков и финикийцев, колонизовавших Северную Африку, а позднее у римлян. Элементы таких обрядов сохранились в танцах, распространённых у многих племён (танец верблюда, игра с мечом, танец охоты на газелей и др.). Музыкальные и зрелищные элементы присутствуют во многих религиозных обрядах. Расцвет искусства бродячих повествователей относится к XII—XIII вв. («устные романы» о султане аз-Захире Бейбарсе, о женщине-витязе Дельхеме и её сыне Абд аль-Ваххаме). Обычно рассказ сопровождался музыкальным аккомпанементом. Популярная на Востоке фигура рассказчика перекочевала как персонаж в современный арабский театр, где он выполняет функцию комментатора происходящего на сцене.

Широкое распространение в арабских странах в период средневековья получил теневой театр, для которого характерна сатирическая направленность. Он был одним из средств формирования общественного мнения. Теневой театр известен в Египте с IX в. Из Турции пришёл теневой театр Карагёз (в Северной Африке его называют Гарагуз).

С XIX в. во многих странах Северной Африки были известны бродячие комедианты-скоморохи — мухаббизин. Актёры давали представления на базарных площадях. Это были фарсы с буффонадой, потасовками, музыкой, песнями и танцами.

Знакомство зрителей Северной Африки с европейскими театральными традициями началось с гастролей французских и итальянских трупп в 30-е гг. XIX в. В Алжире и Тунисе селились французы, испанцы, итальянцы, швейцарцы и др. Европейская культура проникала главным образом через Египет, который к этому времени занимал ведущее положение среди арабских стран. Первое в Северной Африке театральное здание построено в Алжире в 1853, в Египте — в 1858 (в Александрии). Первый арабский драматический театр создан в Каире Якубом Санну в 1870. Возникали театральные труппы, возглавлявшиеся в основном бежавшими от репрессий турецких властей сирийско-ливанскими просветителями (Адиб Исхак, Селим Наккаш, аль-Кардахи, Жорж Абьяд и др.). В условиях колониального гнёта национальный театр адаптировал западноевропейские и античные пьесы, делал первые попытки антиколониальной и антифеодальной критики. В этот период определились два направления арабского драматического театра; первое возглавил Ибрахим Фарах, который ставил классические пьесы, не имевшие особого успеха у зрителей; второе формировали аль-Каббани и Салам Хигази, спектакли которых основывались на национальной музыке, песнях, танцах, на традициях народного театра и пользовались успехом. Второе направление стало определяющим в Алжире и Марокко, где театр даже в момент своей профессионализации не обращался к заимствованиям из французского театра, а черпал формы и идеи из национального фольклора.

Для стран Северной Африки театр становится важной сферой кристаллизации национального самосознания, а также средством распространения идей арабского Возрождения. Большое значение для укрепления межарабских связей имели многочисленные гастрольные поездки египетских трупп по странам Северной Африки (труппы аль-Каббани, Салама Хигази, Нагиба ар-Рейхани, Жоржа Абьяда и др.).

Театр европейского типа появился во 2-й половине XIX в. Развитие его шло неравномерно. В Тунисе драматический театр создан в 1908, в Марокко первые любительские труппы появились после 1-й мировой войны, в Алжире первая национальная пьеса датируется 1926. Если Египет к 50-м гг. XX в. уже имел богатые театральные традиции, то в Ливии и Судане театр ещё только зарождался. Современное театральное искусство основано на традициях народных зрелищ, классической арабской поэзии и европейского театра.

Наиболее известные драматурги — египтяне Тауфик аль-Хаким, Юсуф Идрис, алжирец Ясин Катеб, марокканец Тайеб Саддики. Многие драматурги Северной Африки пишут на европейских языках. В Северной Африке регулярно проводятся национальные и межарабские конкурсы и фестивали театрального искусства. Межарабский фестиваль устраивается раз в два года в тунисском городе Монастир. Театральные коллективы Северной Африки были участниками 1-го Всемирного фестиваля негро-африканского искусства в Дакаре в 1966 и Всеафриканского фестиваля культуры в Алжире в 1969.

Кадры актёров и режиссёров готовят национальные театральные училища. Многие театральные работники учатся в Европе, в том числе в СССР.

М. Н. Пряхин.

Тропическая и Южная Африка. Современное театральное искусство Тропической и Южной Африки развивается на основе взаимодействия и синтеза традиционного культурного наследия народов региона и традиции европейского театра. Элементы театрального искусства издревле встречались в трудовой деятельности, в ритуалах, обрядах, празднествах, спортивных состязаниях и даже в вооружённых столкновениях; их эволюция в ходе общественного развития привела к возникновению своеобразного африканского театра. Ко времени колониального раздела африканского континента народы Тропической и Южной Африки различались по уровню социально-экономического развития, что наряду с принадлежностью отдельных этносов к различным культурным ареалам и обусловило многообразие видов и стадиальных форм театрального искусства. Одной из самых ранних форм преображения человека в иное существо была охотничья маскировка. Изображение людьми животных встречалось и в различных магических и культовых действах — охотничьих и тотемических ритуалах. Широкое распространение имело изображение умерших родственников во время погребальных и поминальных обрядов и церемоний, при этом часто использовались наголовники и маски, характерные предметы туалета умершего и др. (например, у йоруба, джукун, эве, моей, чокве и др.). Повсеместно в Африке южнее Сахары устраивалось драматизированное представление, изображавшее божества местного пантеона и духов предков. Маскированные участники церемоний приходили за умершими во время погребальных обрядов, участвовали в инициациях, присутствовали на календарных праздниках и т. д. Во время этих представлений в ролях предков и местных божеств выступали посвящённые лица — члены тайных ритуально-магических обществ, использовавшие разнообразный реквизит, маски и костюмы. Часто, например во время инициации, разворачивался своеобразный спектакль, знакомящий молодёжь с народными мифами и сказаниями. Так, ярко выраженный драматический характер носили инициации у этнических групп, проживающих в пограничных районах Гвинеи, Либерии и БСК. Ранние формы театрального искусства были тесно связаны и с системой космологических представлений и религиозных верований и часто носили сакрализованный характер. В различных районах Тропической и Южной Африки на определённый срок (7 лет у ибибио, год у эконде) формировались своеобразные труппы, которым, как правило, приписывалось божественное происхождение. Их участники готовили ритуальное действо, постигали систему верований и представлений о мире своей этнической группы. Тайные ритуально-магические общества широко использовали в обрядах элементы театрального искусства (например, в обществе Эгунгун у йоруба). Одним из выразительных средств на этом этапе развития африканского театра были монологи и драматизированные диалоги, патетические возгласы, музыка, хоровое и сольное пение, ритуальные движения и жесты, танцы, обыгрывание аксессуаров. Постепенно сформировались более развитые формы народного театра; их появление связано с возникновением государственности и формированием цивилизаций. Так, в годы расцвета государства йоруба (XVIII в.) деятельность членов общества Эгунгун вышла за пределы религиозных церемониалов. Они образовывали светские театральные труппы, которые давали представления при дворе правителя и для народа. Представления включали танцевальные интермедии, драматические сцены мифологического, нравоучительного и сатирического содержания. Другая ветвь народного театра связана с эволюцией искусства сказителей — гриотов у народов Западного Судана, мвет у фанг, этийери у йоруба, марока у хауса, азмари у амхара, камерунских сказочников гбайя и др. Изменяя интонации голоса, пользуясь выразительной мимикой и пантомимой, включая в ткань рассказа песню и танец, они превращали повествование в театр одного актёра. Постепенно такие исполнители стали объединяться в небольшие труппы, разыгрывавшие сценки бытового и нравоучительного содержания, представлявшие любимых фольклорных персонажей и др. Этот вид театра получил широкое распространение у народов Западной Африки. Ещё в начале XX в. в Сенегале, Того и других странах существовали бродячие труппы гриотов (руководимые Мейсой Мбайе Галилой, Агезаном и др.). У бамбара был известен театр котеба, представление которого состояло из 5—6 небольших сценок комедийного или сатирического содержания. Этому театру были родственны комедии бобо в Буркина-Фасо и др. Широкое распространение в доколониальной Африке получил театр кукол (у йоруба, ибибио, хауса, тив, бамбара, волоф, ротсе и других народов Тропической и Южной Африки). Куклы (фигурки, вырезанные из дерева, тростевые марионетки, перчаточные куклы) в различных районах изготовлялись из разных материалов; кукловоды использовали разнообразную технику. Ко времени колонизации традиционный африканский театр выработал собственные художественные приёмы и специфический набор выразит, средств. Разнообразные виды и формы народного театра были тесно связаны с музыкой, танцами, песнями, пантомимой, искусством рассказчика. В отличие от европейского театра в африканском театре исполнитель живо отражал своё отношение к разыгрываемому зрелищу, ведущий подчёркивал свою роль истолкователя-комментатора, действующие лица общались со зрителем. Важную роль в представлении играли имеющие символическое значение маска, костюм, цвет, жест. Ещё одной характерной чертой традиционного театра было исполнение мужчинами женских ролей — обычай, вероятно, ведущий свое происхождение от древних сакральных действ. В народном театре отсутствовали рампа, кулисы, задник с декорациями; зрители чаще всего располагались вокруг сценической площадки, здесь же происходили переодевания актёров.

Вторжение европейцев в Африку подорвало развитие африканской культуры. Деятельность миссионеров и колонизаторов была направлена против самобытного «языческого» искусства. Миссионеры, организовывавшие в дни церковных праздников небольшие представления (инсценировали эпизоды из священной истории, ставили сценки на сюжеты, заимствованные из средневековых мираклей и моралите), содействовали распространению театра европейского типа. Создавались кружки при школах. По случаю окончания учебного года силами учащихся ставились спектакли, дополнявшие курс европейской литературы постановками пьес английских и французских классиков. Кружки существовали также и при различных молодёжных просветительных и культурных организациях, находившихся под контролем колонизаторов. В качестве средства воздействия на деятельность любительских коллективов использовались и смотры-конкурсы, проводившиеся колониальными властями.

Возникновение и становление нового африканского театра тесно связано с подъёмом освободительной борьбы. Миссионерские, школьные и другие любительские коллективы стали обращаться к актуальным проблемам, вводили оригинальный африканский репертуар, по мере того как во главе этих коллективов становились сами африканцы. Одна из первых попыток создать самобытный театр была предпринята в 1-м десятилетии XX в. в Западной Нигерии (Лагос и его окрестности) в среде передовой интеллигенции йоруба, группировавшейся вокруг христианских миссий. Спектакли прославляли героическое прошлое народа. В постановки включалось много музыки и пения, что дало основание назвать этот самобытный театр «оперой йоруба». Позднее (в 40-е гг.) в Западной Нигерии стали возникать передвижные музыкально-драматические труппы (Хуберт Огунде, Кола Огунмола), много сделавшие для развития этого вида театра. В 30-е гг. в Гане зародился ещё один вид современного африканского музыкально-драматического театра — «консерт-парти», на формирование которого большое влияние оказали европейское и американское варьете. Центром создания африканского драматического театра была в 30-е гг. школа У. Понти в Дакаре (Сенегал), учащиеся которой создавали спектакли, посвящённые мифологии, истории, жизни африканцев («Последняя встреча Беханзина и Байоля», «Сокаме», «Претенденты — соперники» и др.). Выпускники школы (А. Аданде — Бенин, Ф. Ж. Амон д’Аби, Гадо Коффи — БСК и др.), возвращавшиеся на родину, сочиняли собственные пьесы, ставили спектакли и организовывали театральные труппы.

Подъём национально-освободительного движения после 2-й мировой войны способствовал развитию театрального искусства не только в самих африканских странах, но и среди учащихся-африканцев в Западной Европе. В Париже в 1948 начали работать два студенческих ансамбля, руководители которых М. Сонар Сенгор из Сенегала и Фодеба Кейта из Гвинеи ставили перед собой задачу пропагандировать африканскую культуру. В 60-е гг. во многих странах Тропической Африки были созданы подобные ансамбли народных песен и танцев, включавшие в свои выступления музыкально-драматические сценки собственного сочинения (так называемые африканские балеты). Многие из этих коллективов гастролировали в СССР.

Завоевание политической независимости явилось важным этапом в развитии африканской культуры. Значительно возрос интерес к традиционному культурному наследию, к народному творчеству, большое внимание стало уделяться развитию демократии, и самобытного театрального искусства. Важную роль играют унты, которые не только готовят будущих актёров, режиссёров, драматургов (в 1962 Ибаданский университет в Нигерии первым ввёл курс театрального искусства), но и стали важными центрами изучения и пропаганды театра: при них созданы и активно действуют экспериментальные студии, передвижные театральные коллективы и др. Активной деятельностью в области театра выделяются также университеты Ифе, Ахмаду Белло (Нигерия), Дар-эс-Салама (Танзания), Бамако (Мали), Макерере (Уганда), университетский колледж Фура-Бей (Сьерра-Леоне), университет в Замбии и др. Из этой среды вышли видные деятели африканского театра Воле Шойинка, О. Ротими, Д. Нвоко, Э. Сазерленд, Джо де Графт, Дж. Кларк, Р. Серумага и др. В странах, избравших некапиталистический путь развития, искусство было объявлено достоянием народа. Художественные коллективы находятся в ведении государства и вносят вклад в повышение политической сознательности масс. В других странах театральными коллективами ведают общественные организации, просветительские общества, клубы и школы. Во многих государствах Тропической и Южной Африки любительские труппы существуют длительное время, добиваются высокого художественного уровня постановок, регулярно обслуживают население, фактически заменяя профессиональный театр. В ряде стран правительства, сознавая значение театра в общем комплексе культурного развития, оказывают содействие в создании профессиональных трупп. Один из первых таких коллективов был создан в 1965 в Сенегале (Театр Даниеля Сорано), в последующие годы профессиональные труппы, существующие при поддержке государства, были созданы в БСК, Кении, Заире, Габоне, Мали, Того и других странах. За годы независимости во многих странах Тропической Африки были организованы национальные институты, драматические школы, готовящие кадры для профессиональных и любительских театральных коллективов. Почти во всех странах государственными или общественными организациями проводятся фестивали театрального искусства. Актёры, режиссёры, драматурги независимых стран Тропической и Южной Африки стремятся внести свой вклад в борьбу за духовную деколонизацию, в дело культурного возрождения. Всё чаще они обращаются к актуальным проблемам современности, стараются глубже проникнуть в суть процессов, происходящих на континенте; разоблачают буржуазные нравы, коррупцию, осуждают пороки капиталистического общества, активно борются с остатками колониализма и расовым угнетением («Риса» Воле Шойинки, 1981; «Полночный отель» Феми Ософисана, 1981; «Катаката для неудачника» Олушегу Ойекунле, 1982; цикл спектаклей о трагедии Соуэто — в ЮАР; постановки замбийского театра «Тиквиза», 1977—79, и др.). Решая важные просветительские и воспитательные задачи, театральные коллективы широко обращаются к героическому прошлому африканских народов, к недавней истории антиколониальной борьбы («Прекрасный урок терпения» Массы Макана Диабате, 1971, Мали; «Овонрамвен Ногбаиси» Олавале Ротими, 1971, Нигерия; «Амазулу» Абду Анту Ка, 1972, Сенегал; «Героическая смерть ламидо из Баньо» Ж. П. Диконг-Пипы, 1973, Камерун; «Мой сын — за мою свободу» Кеннета Ватене, 1973, Кения; «Амина — королева Зарии» Умара Ахмеда, 1981, Нигерия). Многие постановки затрагивают проблемы взаимодействия африканской и европейской культур, взаимоотношений между поколениями («Лев и жемчужина» Воле Шойинки, «Господин Того-Гнини» Б. Дадье, «Сыновья и дочери» де Графта и др.). По-прежнему популярны на африканской сцене произведения мировой классики, особенно Шекспира и Мольера. Успехом пользуются «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Предложение» и «Медведь» А. П. Чехова, пьесы Б. Брехта («Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сезуана»).

Становление самобытного театра тесным образом связано с использованием местных языков, с поисками выразит, средств, доступных широкой народной аудитории. За годы независимости написано немало пьес на суахили, йоруба, хауса, акан, волоф, нгала, бамбара, ганда, амхарском и других языках. Деятели африканской сцены Сазерленд, А. Сиссе Диа, Нвоко, Ротими, Воле Шойинка, Серумага, Диконг-Пипа, С. Коли, Н. Миканза и др. неоднократно делали попытки найти формы постановок, наиболее отвечающие специфике африканской аудитории: соединяли драматические диалоги с прямым обращением к зрителю, широко использовали музыку, пение, танцы, добивались активного участия зрителей в сценическом действии, отказывались от европейских театральных форм и стремились создать сценическое пространство, более подходящее для форм африканского театра. Примером удачных поисков в области театральной архитектуры может служить проект Нвоко для театра в Бенине (Нигерия), здание Ганской драматической студии в Аккре и др.

Н. И. Львов, А. Ю. Грушевский.

Литература:
Львов Н. И., Современный театр Тропической Африки, М., 1977;
Пути развития театрального искусства Африки, М., 1981;
Путинцева Т. А., Здесь начинается Африка. М., 1973;
её же. Тысяча и один год арабского театра, М., 1977;
Landau J. M., Studies in the arab theatre and cinema, Phil., 1958;
Treore B., Le theatre negro-afncain et ses Aonctions sociales, P., 1958;
Kenndy S., In search ot African theatre. N. Y., 1973;
Etherton M., The development of African drama, L, 1982 (библ. указ.);
Африка: культурное наследие и современность, М., 1985.

Сцена из спектакля «Каждый человек».  Нигерия.

Сцена из спектакля «Каждый человек».
Нигерия.

Сцена из спектакля «Макбет».  Сенегал.

Сцена из спектакля «Макбет».
Сенегал.

Сцена из спектакля «Песня Коата».  Гана.

Сцена из спектакля «Песня Коата».
Гана.

Сцена из спектакля «Ренга Мой».  Уганда.

Сцена из спектакля «Ренга Мой».
Уганда.

Сцена из спектакля «Чудовище источника».  Гвинея.

Сцена из спектакля «Чудовище источника».
Гвинея.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Африка. Театр" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»