- Африка. Право
В доколониальной Африке действовали, чаще всего, обычное право и обычаи, а в районах распространения ислама, прежде всего в арабских странах Севера, — мусульманское право; существовало также индуистское религиозное право. После установления колониального господства колонизаторы в захваченных ими странах начали вводить колониальное право. Это право закрепляло правовой статус колоний, организацию управления, особый порядок применения некоторых законов, действовавших в метрополии (на коренных жителей колоний, за немногими исключениями, европейское гражданское право не распространялось). Основным источником колониалистского права служили акты исполнительной власти метрополии (правительств, ведомств по делам колоний) и её представителей на местах.
Пути формирования колониалистского права были многообразны. Во Французской Западной Африке, Французской Экваториальной Африке и на севере континента колониалистское право развивалось на основе французского права, в других регионах использовались наряду с обычным правом германская, итальянская, португальская, бельгийская, испанская и другие правовые системы. В Британской Западной Африке было сильно влияние английского права. Внедрение европейского права не могло полностью вытеснить обычное и мусульманское право, тем более что патриархально-феодальные и феодальные отношения в Африке сохранились. Более того, колониальная администрация стремилась использовать нормы обычного и мусульманского права для создания социальной опоры своей власти в лице вождей, шейхов, улемов. Для обеспечения наиболее выгодных условий эксплуатации коренного населения колоний метрополия была заинтересована в сохранении традиционных форм поборов и повинностей, коллективной ответственности общины за выплату налога, поставку рабочей силы на так называемые общественные работы и т. д. Однако нормы обычного и мусульманского права допускались лишь в той мере, в какой они не противоречили колониалистскому законодательству.
В результате создания независимых государств и ломки колониалистских отношений в Африке происходит разрушение колониального права и становление нового, антиколониального, и в этом смысле национального, права, призванного обеспечить решение сложных, многогранных задач социального освобождения африканских народов, охрану и упрочение достигнутой ими политической независимости. В формировании национального права находит своё выражение одно из конкретных проявлений суверенитета государств Африки, их политической независимости.
На начальном этапе национально-освободительной революции первоочередной задачей являлось юридическое оформление образования суверенного государства. Эта задача была решена с принятием конституций, которые заложили основы нового права. Вместе с тем колониалистская система права во многом оставалась нетронутой. В первых конституционных актах были даже закреплены отдельные навязанные колонизаторами положения. Так, первые конституции африканских государств, бывших ранее владениями Великобритании, оформлялись английскими королевскими актами-приказами в совете и содержали стандартные формулировки о сохранении действия всех актов колониалистского периода. В первые годы после завоевания независимости, до разработки нового национального права, было установлено, что прежнее законодательство временно будет действовать при условии, что оно не противоречит новому политическому и социально-экономическому режиму. По мере дальнейшего упрочения политической независимости происходила ликвидация правового наследия бывших метрополии и были отменены колониалистские, дискриминационные институты и законы.
Вместе с тем и на этапе борьбы за выбор пути общественного развития, за достижение экономической независимости продолжали действовать некоторые институты колониалистского права, правовой системы метрополии, а также нормы обычного и мусульманского права. Одним из «факторов сохранения и даже возрождения отдельных институтов обычного права было стремление африканских народов к реабилитации традиционных ценностей африканского общества.
Современное развитие национального права характеризуется ликвидацией чрезвычайной многослойности и пестроты путём его унификации и интеграции. В тех африканских государствах, которые стали на капиталистический путь развития, большее значение имеют преемственность, наследование и адаптация колониалистских правовых актов, отвечающих классовым интересам национальных эксплуататорских элементов. Наряду с этим издаются акты, отражающие специфические особенности развития африканского капитализма, особую роль государства в формировании социально-экономической структуры капиталистического общества: законы о планировании и управлении экономикой, создании государственных корпораций, акты, закрепляющие новые виды договоров, где непосредственно или опосредованно участвуют государственные органы. В Тунисе, Марокко, Сенегале, Заире, Камеруне, Габоне, Нигере, Того и других странах приняты специальные инвестиционные кодексы, определяющие основные условия привлечения иностранного капитала, акты о частичной национализации собственности существующих с колониалистских времён крупнейших иностранных монополий. Примечательным моментом развития права в этих государствах явилось восприятие норм правовых систем других буржуазных государств помимо метрополии. Например, по Конституции Нигерии 1979 нормы, определяющие полномочия президента, структуру и организацию парламента и др., были весьма сходны с положениями конституции США.
Иные тенденции характерны для развития права в странах социалистической ориентации, где на базе глубоких социально-экономических и политических преобразований складывается национально-демократическое право, появляются качественно новые юридические институты и нормы. В государственном праве такие институты и нормы связаны с созданием представительных органов государственной власти с конституционным закреплением руководящей роли революционно-демократических партий в обществе и государстве, с установлением принципа единства государственной власти при определении компетенции органов государства. Новые нормы закрепляют также преимущественное представительство рабочих и крестьян в высших и местных органах государственной власти, лишение эксплуататоров права занимать руководящие партийные и государственные должности, институт отзыва депутатов. Новые институты и нормы складываются и в других отраслях права: народный контроль в административном праве, участие трудящихся в управлении предприятиями в административном и трудовом праве, установление исключительной государственной собственности на основные объекты экономики в гражданском и земельном праве, принцип приоритета общественных интересов перед частными в гражданском праве, выборность народных судей, институты общественного обвинения и защиты в процессуальном праве и др. Эти институты и принципы ломают старые нормы или наполняют их прогрессивным содержанием в интересах народа. Многие новые имеющие принципиальное значение институты и нормы права созданы под влиянием опыта стран социализма. Речь идёт не о простом переносе социалистических правовых принципов и норм в иные условия, а о сложном процессе формирования в каждой стране социалистической ориентации своего собственного права с определённым использованием опыта социалистических стран в правовом строительстве. Положения национально-демократического права имеют программное значение: они указывают перспективу социально-экономического и политического развития стран социалистической ориентации.
Для африканских стран характерен динамизм законодательства, расширение объектов правового регулирования, появление новых отраслей и подотраслей права. Так, необходимость правовой регламентации государственного сектора экономики вызвала возникновение хозяйственного права. Насущные задачи преобразования общественных отношений в сельском хозяйстве обусловили появление аграрного права. С борьбой за сохранение экологических условий, обеспечение населения продовольствием и т. д. связано формирование природоохранительного права.
Нормы обычного и мусульманского права влияют на регулирование земельных, семейных и наследственных отношений, хотя наметилась тенденция сокращения сферы действия этих традиционных систем права и расширения соответственно круга общественных отношений, регулируемых нормами национального законодательства (семейные кодексы Гвинеи, Танзании, законодательство о наследовании имущества Кении и др.).
Особое место среди правовых систем африканских стран занимает правовая система ЮАР, носящая открыто расистский, реакционный характер, где апартхейд возведён в ранг государственной политики.
Создание национального права в молодых государствах Африки неразрывно связано с упрочением их политической и экономической независимости, установлением суверенитета на их природные ресурсы, проведением глубоких социальных преобразований.
М. А. Супатаев.
Юридическая наука
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.