- Африка. Экономический очерк. Государственный сектор
Рост масштабов и роли государственного сектора (Г. с.) — одна из важнейших закономерностей развития стран Африки. Г. с. включает организации и предприятия, принадлежащие государству и функционирующие под его управлением. Государство осуществляет свою деятельность в двух основных направлениях: производство и реализация товаров и услуг (государственное предпринимательство); контроль и регулирование экономической и социальной деятельности (включая планирование). Некоторые государственные организации и предприятия совмещают предпринимательскую и контрольно-регулирующую функции. Кроме того, во многих странах имеются организации и предприятия, принадлежащие нескольким государствам и действующие обособленно от национального Г. с. В регионе преобладают автономные организации, ведущие предпринимательскую деятельность. Неавтономные организации и предприятия занимаются сбором и обработкой экономической и другой информации, выдачей лицензий на тот или иной вид хозяйственной деятельности и т. п., осуществляют услуги некоммерческого характера, обслуживают нужды самого государства (казначейства, монетные дворы, фабрики военной амуниции, организации транспорта и связи и т. д.). Для большинства организаций и предприятий Г. с. характерна акционерная форма: компании и так называемые уставные (или статутные) корпорации. Среди последних выделяют (главным образом в бывших британских колониях) корпорации развития — крупные многоотраслевые организации холдингового типа, контролирующие деятельность нескольких десятков компаний. Например, в Замбии корпорация «ЗИМКО» объединяет большую часть государственных компаний в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в сфере финансов. Некорпорированные организации Г. с. представлены различными агентствами, бюро и управлениями. Например, в Марокко государственное участие в развитии промышленности осуществляется через три управления: ОДИ — для обрабатывающей, БРПМ — для добывающей (без фосфатной) промышленности и ОШФ — для добычи и переработки фосфатов. Акционерная форма сближает соответствующие государственные организации с частными и способствует появлению смешанных государственно-частных компаний. В большинстве стран в состав Г. с. официально включаются только те смешанные компании, где государство имеет контрольный пакет акций, составляющий, как правило, более 1/2 оплаченного капитала компании. Например, в Кении в 1981 насчитывалось 27 государственных и 36 (с контрольным пакетом акций у государства) смешанных компаний.
В странах социалистической ориентации (Алжир, Ангола, Конго, Мозамбик, Танзания, Эфиопия и др.) в руках государства сосредоточены ключевые отрасли экономики. В странах, развивающихся в направлении к капитализму (БСК, Габон, Камерун, Кения, Марокко, Сенегал и др.), государство стимулирует прежде всего рост местного частного капитала. Государственное предпринимательство используется главным образом в тех отраслях, освоение которых местным частным предпринимателям не под силу. Участие государства в экономике этих стран осуществляется в основном через капиталовложения в смешанные компании с контрольным пакетом акций у частного, главным образом иностранного, капитала, что ведёт к росту частнокапиталистического сектора.
Исходной базой развития Г. с. в освободившихся странах Африки был переход в руки государства собственности бывшей колон, администрации. В ряде стран в Г. с. вошли плантации экспортных культур, созданные в основном во время 2-й мировой войны (Камерун, Бенин, Нигерия, Танзания, Уганда и др.). Многие государства стали собственниками предприятий по первичной переработке экспортной продукции, производимой в мелких хозяйствах. Национализация была характерна для начала этапа развития освободившихся стран. В 1960-х — 1-й половине 70-х гг. она охватила главным образом компании, принадлежавшие частному капиталу бывших метрополий, а позже — и др. развитых капиталистических стран. В большинстве стран национализации подверглись недра, леса и воды, а также ведущие звенья производственной инфраструктуры, кредитно-банковской системы и добывающей промышленности. Так, в 1969—79 были в основном национализированы добыча нефти и газа в Алжире, нефти — в Египте, Ливии и Нигерии, добыча и переработка редких и цветных металлов — в Замбии, Заире, бокситов — в Гане, Гвинее и алмазов — в Гане, Сьерра-Леоне и Заире, фосфатов — в Того и Сенегале, золота — в Гане. Процесс перехода к государству этих отраслей был длительным; крупные частные компании, как правило, национализировались путём выкупа вначале небольшой части акций, дающей государству лишь право участвовать в управлении компанией совместно с её частными владельцами. В Замбии, например, национализация компаний по добыче меди заняла 10 лет. Наибольших размеров национализация достигла в Египте (1961—64), Гвинее (1961—62), Танзании (1967—68), Алжире (1967—1972), Эфиопии (1975—76) и привела к переходу в руки государства крупных и средних частных предприятий во всех важнейших отраслях экономики, включая обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство и торговлю. В странах капиталистической ориентации национализации подверглась в наибольшей степени добывающая промышленность, в др. отраслях практиковалось главным образом приобретение акций иностранных компаний, имеющее целью главным образом увеличение бюджетных доходов, но не расширение масштабов Г. с. Основным способом расширения Г. с. в таких странах, как Заир, Нигерия, Уганда, стала «африканизация» некоторых отраслей экономики: собственность многих иностранных компаний, действовавших в этих отраслях, не была выкуплена местным частным капиталом, и её временно приобрело государство, с целью последующей перепродажи местным предпринимателям.
В 1970—80-е гг. основным путём роста Г. с. стало расширение существующих, а также организация и строительство новых государственных предприятий. В большинстве африканских стран за годы независимости были созданы центральные банки, институты долгосрочного кредитования, промышленные предприятия по производству стройматериалов, нефтепродуктов, некоторых потребительских товаров, организации по регулированию и стимулированию развития промышленности и сельского хозяйства, экспортно-импортные компании и др. Многие государства (Нигерия, Замбия, Сенегал, БСК и др.) создавали плантации по выращиванию продовольственных культур, скотоводческие, сортоиспытательные и демонстрационные фермы.
В сфере материального производства и товарно-денежного обращения новые предприятия создаются преимущественно в форме смешанных компаний с контрольным пакетом акций у государства и участием в качестве партнёров иностранных компаний, на долю которых приходится проектирование, сооружение и налаживание функционирования нового предприятия. Часто иностранным партнёрам передаётся управление предприятием и сбыт экспортной продукции. Организации и предприятия, принадлежащие совместно нескольким африканским государствам, создавались преимущественно в финансово-кредитной системе, сфере промышленного производства и инфраструктуры. В одних (например, АБР) участвуют все или большинство развивающихся стран Африки, другие созданы на субрегиональной или двусторонней основе.
В начале 80-х гг. в большинстве африканских стран в Г. с. находилась преобладающая часть производств, и социальной инфраструктуры, в том числе весь железнодорожный и воздушный транспорт, большую часть производства и распределения электроэнергии и газа, городское коммунальное хозяйство, крупные оросительные системы, общеобразовательные школы и вузы, лечебные учреждения общего профиля. На Г. с. приходится значительная часть внутренней оптовой и внешней торговли: закупки и экспорт важнейших видов сельскохозяйственной продукции (например, в Сенегале и Нигере — арахис, в Гане и Эфиопии — кофе и какао-бобы, Зимбабве и Кении — кукуруза), древесины (Габон, Гана, Камерун, Конго), продуктов первичной переработки (например, в Египте, Мали, Судане, Чаде — хлопок-волокно и хлопковое семя, в Конго, Бенине — пальмовое ядро). Государственные торговые предприятия имеют преимущественное право на импорт и оптовое распределение многих товаров широкого потребления, а также минеральных удобрений, химикатов, сортовых семян для сельского хозяйства. В начале 1980-х гг. на предприятиях Г. с. добывалось более 3/4 продукции горнодобывающей промышленности Алжира, Египта, Марокко, Сенегала, Танзании, Эфиопии. В обрабатывающей промышленности позиции Г. с. менее значительны. В большинстве стран в нём сосредоточены первичная обработка минеральной продукции государственных предприятий (обогащение руд, выплавка металлов) и многих видов экспортного сельскохозяйственного сырья (очистка хлопка, сушка кофе и т. д.), а также лесопиление и производство стройматериалов; полностью или частично государственными являются и машиносборочные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы. Незначительны позиции Г. с. и в сельском хозяйстве; исключение составляют Алжир, Ангола, Замбия, Сан-Томе и Принсипи и Судан. Так, в Алжире на долю так называемого сектора социалистических предприятий (реорганизованные, самоуправляемые и кооперативные хозяйства), составной части Г. с., приходится 2/3 валовой продукции этой отрасли.
В целом Г. с. играет более важную роль в странах социалистической ориентации, в которых есть целые отрасли, принадлежащие государству. В Алжире на его долю приходится около 80% ВВП, Гвинее —50%, Мозамбике — 45% (1981). Масштабы и роль Г. с. значительны в странах, где правительства проводят активную государственно-капиталистическую политику. В Замбии, Марокко и Тунисе его доля в ВВП составляет от 38 до 50% (1981). В странах, ранее развивавшихся по пути социалистической ориентации (Египет, Гана, Мали, Судан), Г. с. сохраняет ведущие и во многом самостоятельные позиции в экономике и социальной сфере. В большинстве стран, идущих по пути капиталистического развития, позиции Г. с. заметно слабее. Его удельный вес в ВВП в среднем в 3—4 раза ниже аналогичного показателя для стран социалистической ориентации и составляет 15—20%. Преобладают организации и предприятия, занятые преимущественно организационно-техническим и финансово-экономическим обслуживанием частнохозяйственного предпринимательства. Предприятия в сфере материального производства и товарно-денежного обращения, как правило, немногочисленны, и Г. с. является разновидностью государственного капитализма.
В процессе развития Г. с. сталкивается с серьёзными проблемами, одна из которых — относительно низкая экономическая эффективность (и даже убыточность) государственных предприятий в сравнении с частными. Вместе с тем имеются и прибыльные государственные предприятия. Многие африканские правительства прилагают усилия к повышению экономической эффективности Г. с. (Алжир, БСК, Конго, Мали, Эфиопия и др.). С этой целью проводились реформы организационной структуры Г. с., направленные на повышение хозяйственной самостоятельности производств, компаний и входящих в них предприятий, упорядочение цен на производимую продукцию, сокращение численности персонала и т. п. Отдельные убыточные организации и предприятия полностью или частично продаются частному (в основном национальному) капиталу.
С. А. Бессонов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.