Марокко. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Марокко. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
«Бюст Юбы II».

«Бюст Юбы II».
Из Волюбилиса.
Бронза.
Конец I в. до н. э.
Музей древностей.
Рабат.

Древнейшие памятники искусства на территории Марокко восходят к неолиту (наскальные изображения слонов, антилоп, птиц). 1-м тысячелетием до н. э, датируются кольцевые каменные могильники («шуши») местных племён ливийцев, а также остатки финикийских колоний (Тингис, ныне Танжер; Шелла), красноглазуров. керамика (блюда, лампы, курильницы). От I в. до н. э. — III в. н. э. сохранились руины римских городов (Волюбилис, Тамуда, Тингис) с остатками архитектурных ансамблей, мозаиками, скульптурой. Великолепная коллекция бронзовой пластики происходит из раскопок Волюбилиса (бюст Катона Утического, так называемый бюст Юбы II —I в. до н. э.; статуя эфеба, увенчанного плющом, начало I в.; статуэтки богов и др.), который был одним из важнейших форпостов античной художественной культуры в Северной Африке. В первые вв. н. э. на территории М. продолжала развиваться автохтонная художественная традиция (см. Берберское искусство), сохраняющая своё значение и самобытность до настоящего времени. Включение территории М. в состав Арабского халифата и распространение ислама обусловили проникновение ближневосточных арабских художественных традиций и приёмов, развитие мусульманской культовой архитектуры, орнамента, арабской эпиграфики. Политическое объединение средневекового М. с арабской Андалусией (Южная Испания) определило также известную общность их культуры. На основе сложного взаимодействия берберских, арабских и испанских традиций в XI—XV вв. в М. сложилась и развивалась одна из школ так называемого мавританского искусства. Средневековые города М. включали касбу и медину, окружённые стенами с прямоугольными в плане башнями и с укреплёнными мощными воротами (Фес, Марракеш, Мекнес, Рабат, Танжер). Здания строили из камня, бетона, глины и кирпича. Блестящего расцвета зодчество М. достигло в XI—XIII вв. В культовой архитектуре сложился тип мечети с многостолпным молитвенным залом, аркады которого выходят в прямоугольный в плане двор; многонефное пространство зала организуют выделенные по ширине осевой и примыкающий к стене с михрабом нефы, перекрытые сталактитовыми ячеистыми куполами и артесонадо (мечети Карауин в Фесе, аль-Кутубия в Марракеше). Наряду со стрельчато-подковообразными применялись (главным образом в осевом нефе) многолопастные и фестончатые арки (Большая мечеть в Сале). Михраб богато отделывался резным стуком, минбар и дворовый михраб — резьбой по дереву. В системе стен мечети обычно воздвигался квадратный в плане минарет с рельефным кирпичным или резным каменным декором (переплетения арочек) вверху стен и с купольным фонарём. О стремлении к грандиозности архитектурно-пространственной композиции свидетельствует неоконченная мечеть Хасана в Рабате, многоколонное пространство которой задумано было расчленить 3 дворами; минарет мечети — знаменитая «Башня Хасана», необычно поставленная в центре северной стены, вместе с современными ему (конец XII в.) и близкими по архитектуре минаретами-башнями мечети аль-Куту-бия в Марракеше и «Ла Хиральда» в Севилье (Испания) представляет один из лучших памятников мавританской архитектуры. О высоком уровне фортификации строительства XI—XIII вв. свидетельствуют крепости (Амаргу, близ Феса, XI в.; Тасгимут, близ Марракеша, около 1125) и городские укрепления Марракеша, Рабата, Феса и другие с прямоугольными в плане башнями и украшенными резьбой по камню воротами (Баб Агвенау в Марракеше; Баб ар-Руах в Рабате). В XIII—XIV вв., в правление династии Маринидов, развернувших большое строительство в Фесе, Рабате (Шелла), Сале и других городах, архитектура развивалась в прежних формах, но намного более насыщенных декором. Орнамент, построенный на сложном сплетении геометрическом, растительном и эпиграфическом мотивов, с необычайной виртуозностью исполненный резьбой по дереву и стуку, выложенный изразцовыми наборами (зиллиджи), керамической и стеклянной мозаикой, витражами, обогащает пластинную моделировку стен и поверхностей и вместе с эффектами света, цвета и теней создаёт сложный архитектурно-декоративный образ (Большая мечеть в Тазе с великолепным ажурным куполом на нервюрах; декоративное убранство медресе аль-Аттарин в Фесе; резной каменный портал медресе Абу-ль-Хасана в Сапе и др.). От этого времени дошли многочисленные медресе, обычно небольшие, с внутренним двориком, в который с 3 сторон выходят 2-ярусные галереи и кельи, а с 4-й — мечеть. Пилоны галерей, облицованные изразцами, обычно связаны в нижнем ярусе мощными кедровыми архитравами, в верхнем — фестончатыми арками; стены завершаются широким резным деревянным карнизом на консолях; тимпаны и софиты арок покрыты пышной рельефно-ажурной резьбой; пол мечети и дворик с бассейном выложены мрамором или изразцами (маринидские медресе в медине Феса, Бу-Инания в Мекнесе). С распространением суфизма появились культовые комплексы — завия (особое развитие получили в XIV в., ан-Нусак в Сапе), архитектура которых сохраняла особенности современных им медресе и мечетей. Известны бани со сводчатыми залами и подпольной системой обогрева (в Фесе, Шелле), караван-сараи («фундук») с внутренними дворами и др. Декоративно-прикладное искусство средневековое М. славилось шёлковыми и парчовыми тканями и коврами из Рабата, Марракеша и другие, художественной обработкой кожи (переплёты, тиснённые золотом и серебром, с геометрическим ленточным орнаментом на фоне мельчайшего узора или с центральным медальоном), металла (бронз, ажурные люстры — в мечети Карауин в Фесе, в Большой мечети в Тазе; сосуды, светильники). Характерна керамика со штампованным геометрическим и растительным узором, ангобированная с чёрной росписью и поливная с многоцветной росписью. Памятники XVI—XVII вв. в основном повторяют устоявшиеся формы, но отличаются чрезмерной пышностью (ансамбль усыпальниц в Марракеше, Большие мечети в Танжере и Тетуане, медресе Филала в Мекнесе). Конец XVII — начало XVIII вв. в архитектуре М. были отмечены попыткой создания грандиозного столичного ансамбля в Мекнесе. В архитектурно-пространственной композиции ансамбля, включающего укреплённый дворцовый комплекс Дар аль-Махзен с внутренними дворами, медресе, мечетью и мавзолеем султана, зернохранилище, конюшни (не достроены; по типу многостолпной мечети), подземную тюрьму и другие, важную роль играют занимающие огромное пространство сады агведаль и искусственные водоём в 4 га. Из памятников XVIII в. выделяются также мечеть ас-Сунна в Рабате, ворота Баб аль-Мансур в Мекнесе, дворец Дар аль-Махзен в касбе Танжера (система несколько дворов, мечеть, живописная планировка частей дворца в разных уровнях) и королевский дворец в Рабате, развивающий пространственную композицию горизонтальных объёмов. В XIX в. сооружаются роскошные дворцы в Фесе, Мекнесе, Марракеше с рядом внутренних дворов и залов. Для монументальной архитектуры XVII—XIX вв. характерны перекрытия в виде 4-гранного пирамидального шатра под зелёной черепичной кровлей. В отличие от других стран Северной Африки, в М. особое развитие получила садово-парковая архитектура. Типы народного жилища М. отражающие древнюю архитектурную традицию, видоизменяются в разных районах. В Высоком Атласе высятся берберские укреплённые многоэтажные замки («касба», «ксар», «тигремт») с мощными глинобитными или сырцовыми стенами и башнями, дворами, амбарами и конюшнями; фасады с зубцами и бойницами украшены выложенным из сырца или расписным орнаментом; распространены также укреплённые общественные зернохранилища «агадир». В городах преобладают 1—2-этажные дома с внутренними дворами, окружёнными галереями: в Рабате и Сапе — каменные, с аркадами на колоннах, напоминают постройки в испанском «стиле платереско»; в Марракеше — из красноватой глины, с росписью и стуковым обрамлением проёмов; в Фесе и Мекнесё — из глины и сырца, с мощными кедровыми балками на галереях, с изразцами, резьбой по стуку и дереву. В ряде районов — селения из хижин «нуала», круглых или прямоугольных в плане, на глинобитной платформе, с обмазанными глиной камышовыми стенами и конусообразной соломенной крышей. Жилище кочевников — шатёр «хаима» из растянутой на шестах шерстяной ткани. В период французского и испанского господства в городах появились кварталы европейской застройки (французский архитектор А. Прост; в М. работал в 1912—23), сооружаются комфортабельные отели, виллы, особняки, госпитали, многоэтажные жилые дома; особенно бурно растут Рабат и Касабланка, где в начале 50-х гг. строятся здания с использованием современных конструкций и материалов (здание «Либерте» в Касабланке, 1950, архитектор Л. Моранди; госпиталь в Рабате, начало 50-х гг., архитектор Э. Делапорт). После завоевания независимости (1956) развёртывается широкое строительство городов и посёлков по генеральным планам, разработанным под государственным контролем. Возводятся крупные ирригационные и промышленные сооружения. В городах выделяются промышленные и туристические зоны (Касабланка, Танжер), строятся типовые жилые дома (новые микрорайоны в Рабате), многоэтажные административные, коммерческие и общественные здания в современных формах (Касабланка), туристические комплексы с отелями и благоустроенными пляжами (Танжер), спортивные (университетский спорткомплекс в Рабате, плавательные бассейны в Тазе, Тетуане и др.) и учебные (Центр профессиональной подготовки в Фесе) здания, больницы. Уделяется внимание благоустройству деревень и дуаров (агломерации симметрично расположенных арабских палаток). Марокканские архитекторы (Э. Азагури и другие) учитывают климатические особенности, удачно сочетают приёмы национального зодчества и современной архитектуры. Развивается новое для М. изобразительное искусство (живописец М. А. Идриси, скульптор Х. Бен Салах, график М. Аммар). Созданы кооперативы прикладного искусства. Развиваются ковроделие, тиснение и вышивка по коже, керамика, чеканка и инкрустация по меди, ювелирное дело.

Базилика в Волюбилисе.

Базилика в Волюбилисе.
I—III вв.
Фрагмент западного фасада.

Мозаика базилики в Волюбилисе.

Мозаика базилики в Волюбилисе.
III в.

Минарет и фундаменты мечети в Шелле.

Минарет и фундаменты мечети в Шелле.
Между 1310 и 1339.

Баб ар-Руах в Рабате.

Баб ар-Руах в Рабате.
Конец XII в.

«Башня Хасана» в Рабате.

«Башня Хасана» в Рабате.
1195.
Не окончена.

Ювелирные изделия.

Ювелирные изделия.
XX в.

Медресе Абу-ль-Хасана в Селе.

Медресе Абу-ль-Хасана в Селе.
XIV в.
Резной каменный портал.

Мавзолей Мулай Исмаила в Мекнесе.

Мавзолей Мулай Исмаила в Мекнесе.
Начало XVIII в.

Мечеть Карауин в Фесе.

Мечеть Карауин в Фесе.
Около 859 (с перестройками).
Двор и западный павильон.
XVI в.

Касабланка.

Касабланка.
Вид центральной части города.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "Марокко. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство" в других словарях:

  • Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Северной Африки — «Одиссей, слушающий пение сирен». Фрагмент мозаики из дома Одиссея и Диониса в Дугге. Тунис. III в. Национальный музей Бардо. Тунис. Первобытное искусство Северной Африки () представлено памятниками , неолитическими мегалитами (дольмены в… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Марокко — Государственные герб и флаг Марокко. Марокко, Королевство Марокко (арабское  Аль Мамлака аль Магрибия, или Аль Магриб аль Акса, буквально  дальний запад). Общие сведения. М.  государство на северо западе Африки, одна из стран Магриба. На севере… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Арабская культура —         средневековая культура, сложившаяся в Арабском Халифате в 7 10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго Зап. Европы. В научной литературе термин «А. к.»… …   Большая советская энциклопедия

  • Мавритания — Государственные герб и флаг Мавритании. Мавритания (Mauritanie), Исламская Республика Мавритания (араб. Аль Джумхурия аль Исламия аль Муритания, République Islamique de Mauritanie).Общие сведения.М. — государство на северо западе Африки.… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Алжир — Государственный герб и флаг Алжира. Алжир (араб. Эль Джазаир, Аль джазаир), Алжирская Народная Демократическая Республика (араб. Аль Джумхурия аль Джазаирия Демократия аш Шаабия). Общие сведения. А.  государство в Северной Африке, одна из стран …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Армения — У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն …   Википедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Индонезия — Республика Индонезия Republik Indonesia …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»