- Марокко. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
«Бюст Юбы II».
Из Волюбилиса.
Бронза.
Конец I в. до н. э.
Музей древностей.
Рабат.Древнейшие памятники искусства на территории Марокко восходят к неолиту (наскальные изображения слонов, антилоп, птиц). 1-м тысячелетием до н. э, датируются кольцевые каменные могильники («шуши») местных племён ливийцев, а также остатки финикийских колоний (Тингис, ныне Танжер; Шелла), красноглазуров. керамика (блюда, лампы, курильницы). От I в. до н. э. — III в. н. э. сохранились руины римских городов (Волюбилис, Тамуда, Тингис) с остатками архитектурных ансамблей, мозаиками, скульптурой. Великолепная коллекция бронзовой пластики происходит из раскопок Волюбилиса (бюст Катона Утического, так называемый бюст Юбы II —I в. до н. э.; статуя эфеба, увенчанного плющом, начало I в.; статуэтки богов и др.), который был одним из важнейших форпостов античной художественной культуры в Северной Африке. В первые вв. н. э. на территории М. продолжала развиваться автохтонная художественная традиция (см. Берберское искусство), сохраняющая своё значение и самобытность до настоящего времени. Включение территории М. в состав Арабского халифата и распространение ислама обусловили проникновение ближневосточных арабских художественных традиций и приёмов, развитие мусульманской культовой архитектуры, орнамента, арабской эпиграфики. Политическое объединение средневекового М. с арабской Андалусией (Южная Испания) определило также известную общность их культуры. На основе сложного взаимодействия берберских, арабских и испанских традиций в XI—XV вв. в М. сложилась и развивалась одна из школ так называемого мавританского искусства. Средневековые города М. включали касбу и медину, окружённые стенами с прямоугольными в плане башнями и с укреплёнными мощными воротами (Фес, Марракеш, Мекнес, Рабат, Танжер). Здания строили из камня, бетона, глины и кирпича. Блестящего расцвета зодчество М. достигло в XI—XIII вв. В культовой архитектуре сложился тип мечети с многостолпным молитвенным залом, аркады которого выходят в прямоугольный в плане двор; многонефное пространство зала организуют выделенные по ширине осевой и примыкающий к стене с михрабом нефы, перекрытые сталактитовыми ячеистыми куполами и артесонадо (мечети Карауин в Фесе, аль-Кутубия в Марракеше). Наряду со стрельчато-подковообразными применялись (главным образом в осевом нефе) многолопастные и фестончатые арки (Большая мечеть в Сале). Михраб богато отделывался резным стуком, минбар и дворовый михраб — резьбой по дереву. В системе стен мечети обычно воздвигался квадратный в плане минарет с рельефным кирпичным или резным каменным декором (переплетения арочек) вверху стен и с купольным фонарём. О стремлении к грандиозности архитектурно-пространственной композиции свидетельствует неоконченная мечеть Хасана в Рабате, многоколонное пространство которой задумано было расчленить 3 дворами; минарет мечети — знаменитая «Башня Хасана», необычно поставленная в центре северной стены, вместе с современными ему (конец XII в.) и близкими по архитектуре минаретами-башнями мечети аль-Куту-бия в Марракеше и «Ла Хиральда» в Севилье (Испания) представляет один из лучших памятников мавританской архитектуры. О высоком уровне фортификации строительства XI—XIII вв. свидетельствуют крепости (Амаргу, близ Феса, XI в.; Тасгимут, близ Марракеша, около 1125) и городские укрепления Марракеша, Рабата, Феса и другие с прямоугольными в плане башнями и украшенными резьбой по камню воротами (Баб Агвенау в Марракеше; Баб ар-Руах в Рабате). В XIII—XIV вв., в правление династии Маринидов, развернувших большое строительство в Фесе, Рабате (Шелла), Сале и других городах, архитектура развивалась в прежних формах, но намного более насыщенных декором. Орнамент, построенный на сложном сплетении геометрическом, растительном и эпиграфическом мотивов, с необычайной виртуозностью исполненный резьбой по дереву и стуку, выложенный изразцовыми наборами (зиллиджи), керамической и стеклянной мозаикой, витражами, обогащает пластинную моделировку стен и поверхностей и вместе с эффектами света, цвета и теней создаёт сложный архитектурно-декоративный образ (Большая мечеть в Тазе с великолепным ажурным куполом на нервюрах; декоративное убранство медресе аль-Аттарин в Фесе; резной каменный портал медресе Абу-ль-Хасана в Сапе и др.). От этого времени дошли многочисленные медресе, обычно небольшие, с внутренним двориком, в который с 3 сторон выходят 2-ярусные галереи и кельи, а с 4-й — мечеть. Пилоны галерей, облицованные изразцами, обычно связаны в нижнем ярусе мощными кедровыми архитравами, в верхнем — фестончатыми арками; стены завершаются широким резным деревянным карнизом на консолях; тимпаны и софиты арок покрыты пышной рельефно-ажурной резьбой; пол мечети и дворик с бассейном выложены мрамором или изразцами (маринидские медресе в медине Феса, Бу-Инания в Мекнесе). С распространением суфизма появились культовые комплексы — завия (особое развитие получили в XIV в., ан-Нусак в Сапе), архитектура которых сохраняла особенности современных им медресе и мечетей. Известны бани со сводчатыми залами и подпольной системой обогрева (в Фесе, Шелле), караван-сараи («фундук») с внутренними дворами и др. Декоративно-прикладное искусство средневековое М. славилось шёлковыми и парчовыми тканями и коврами из Рабата, Марракеша и другие, художественной обработкой кожи (переплёты, тиснённые золотом и серебром, с геометрическим ленточным орнаментом на фоне мельчайшего узора или с центральным медальоном), металла (бронз, ажурные люстры — в мечети Карауин в Фесе, в Большой мечети в Тазе; сосуды, светильники). Характерна керамика со штампованным геометрическим и растительным узором, ангобированная с чёрной росписью и поливная с многоцветной росписью. Памятники XVI—XVII вв. в основном повторяют устоявшиеся формы, но отличаются чрезмерной пышностью (ансамбль усыпальниц в Марракеше, Большие мечети в Танжере и Тетуане, медресе Филала в Мекнесе). Конец XVII — начало XVIII вв. в архитектуре М. были отмечены попыткой создания грандиозного столичного ансамбля в Мекнесе. В архитектурно-пространственной композиции ансамбля, включающего укреплённый дворцовый комплекс Дар аль-Махзен с внутренними дворами, медресе, мечетью и мавзолеем султана, зернохранилище, конюшни (не достроены; по типу многостолпной мечети), подземную тюрьму и другие, важную роль играют занимающие огромное пространство сады агведаль и искусственные водоём в 4 га. Из памятников XVIII в. выделяются также мечеть ас-Сунна в Рабате, ворота Баб аль-Мансур в Мекнесе, дворец Дар аль-Махзен в касбе Танжера (система несколько дворов, мечеть, живописная планировка частей дворца в разных уровнях) и королевский дворец в Рабате, развивающий пространственную композицию горизонтальных объёмов. В XIX в. сооружаются роскошные дворцы в Фесе, Мекнесе, Марракеше с рядом внутренних дворов и залов. Для монументальной архитектуры XVII—XIX вв. характерны перекрытия в виде 4-гранного пирамидального шатра под зелёной черепичной кровлей. В отличие от других стран Северной Африки, в М. особое развитие получила садово-парковая архитектура. Типы народного жилища М. отражающие древнюю архитектурную традицию, видоизменяются в разных районах. В Высоком Атласе высятся берберские укреплённые многоэтажные замки («касба», «ксар», «тигремт») с мощными глинобитными или сырцовыми стенами и башнями, дворами, амбарами и конюшнями; фасады с зубцами и бойницами украшены выложенным из сырца или расписным орнаментом; распространены также укреплённые общественные зернохранилища «агадир». В городах преобладают 1—2-этажные дома с внутренними дворами, окружёнными галереями: в Рабате и Сапе — каменные, с аркадами на колоннах, напоминают постройки в испанском «стиле платереско»; в Марракеше — из красноватой глины, с росписью и стуковым обрамлением проёмов; в Фесе и Мекнесё — из глины и сырца, с мощными кедровыми балками на галереях, с изразцами, резьбой по стуку и дереву. В ряде районов — селения из хижин «нуала», круглых или прямоугольных в плане, на глинобитной платформе, с обмазанными глиной камышовыми стенами и конусообразной соломенной крышей. Жилище кочевников — шатёр «хаима» из растянутой на шестах шерстяной ткани. В период французского и испанского господства в городах появились кварталы европейской застройки (французский архитектор А. Прост; в М. работал в 1912—23), сооружаются комфортабельные отели, виллы, особняки, госпитали, многоэтажные жилые дома; особенно бурно растут Рабат и Касабланка, где в начале 50-х гг. строятся здания с использованием современных конструкций и материалов (здание «Либерте» в Касабланке, 1950, архитектор Л. Моранди; госпиталь в Рабате, начало 50-х гг., архитектор Э. Делапорт). После завоевания независимости (1956) развёртывается широкое строительство городов и посёлков по генеральным планам, разработанным под государственным контролем. Возводятся крупные ирригационные и промышленные сооружения. В городах выделяются промышленные и туристические зоны (Касабланка, Танжер), строятся типовые жилые дома (новые микрорайоны в Рабате), многоэтажные административные, коммерческие и общественные здания в современных формах (Касабланка), туристические комплексы с отелями и благоустроенными пляжами (Танжер), спортивные (университетский спорткомплекс в Рабате, плавательные бассейны в Тазе, Тетуане и др.) и учебные (Центр профессиональной подготовки в Фесе) здания, больницы. Уделяется внимание благоустройству деревень и дуаров (агломерации симметрично расположенных арабских палаток). Марокканские архитекторы (Э. Азагури и другие) учитывают климатические особенности, удачно сочетают приёмы национального зодчества и современной архитектуры. Развивается новое для М. изобразительное искусство (живописец М. А. Идриси, скульптор Х. Бен Салах, график М. Аммар). Созданы кооперативы прикладного искусства. Развиваются ковроделие, тиснение и вышивка по коже, керамика, чеканка и инкрустация по меди, ювелирное дело.
Базилика в Волюбилисе.
IIII вв.
Фрагмент западного фасада.
Мозаика базилики в Волюбилисе.
III в.
Минарет и фундаменты мечети в Шелле.
Между 1310 и 1339.
Баб ар-Руах в Рабате.
Конец XII в.
«Башня Хасана» в Рабате.
1195.
Не окончена.
Ювелирные изделия.
XX в.
Медресе Абу-ль-Хасана в Селе.
XIV в.
Резной каменный портал.
Мавзолей Мулай Исмаила в Мекнесе.
Начало XVIII в.
Мечеть Карауин в Фесе.
Около 859 (с перестройками).
Двор и западный павильон.
XVI в.
Касабланка.
Вид центральной части города.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.