- Марокко. Музыка
Музыка Марокко включает 2 основные ветви: берберскую (наиболее древний пласт марокканской музыкальной культуры) и арабскую. Искусство коренного населения страны — берберов синкретично: для него характерна тесная взаимосвязь музыки, поэзии и танца. Среди музыкальных жанров выделяются ахваш (песня-танец с участием 100 и более исполнителей), аферди (распев загадок), встречающийся преимущественно у ахиду, ташерафт (пастушьи песни без инструментального сопровождения), атемши, или изли (небольшие песни-поэмы). В исполнении этих песен руководящая роль принадлежит амессаду — поэту-певцу. В средние века у берберов появились песнопения, сходные с арабскими.
Ладомелодическая структура берберской музыки различных районов М. имеет свои особенности: так, у ахуах применяется пентатоника, в то время как для ахиду и земмуров характерна хроматика и даже микроинтервалика (при звукоряде, не превышающем, как правило, объёма квинты). Из музыкальных инструментов берберов выделяются мембранофоны — тариджа (продолговатый бубен, обычно из глины), бендир (большой плоский бубен), а также флейты касба и др. Популярны барабанные (с включением бубнов) ансамбли — агнза.
С распространением ислама утвердились такие формы мусульманской религиозной музыки, как речитация (соло, без инструментального сопровождения) Корана и адан (призыв к молитве). Значительна роль музыки в мусульманских праздниках, во время которых звучат мадихи (песни-славления), маулиды (песни, повествующие о рождении пророка), а также касыды религиозного содержания. В районах с берберским населением на этих праздниках нередко исполняется также ахваш.
Арабская музыка получила распространение в эпоху арабо-мусульманского средневековья. Зарождение и развитие многих светских музыкальных жанров связано главным образом с формированием так называемой андалусской школы (XIV—XV вв.), основоположником которой был лютнист-виртуоз, певец, композитор и музыкальный теоретик Зирьяб (настоящее имя — Абуль-Хасан Али бен Нафи). Музыка андалусской традиции, известная во всех странах Магриба, явилась своеобразным сплавом классической восточно-арабской и андалусских элементов. Её основной жанр — нуба (большая вокально-инструментальная циклическая композиция). Среди других важнейших арабских музыкальных жанров — мауэль, мувашшах, заджал (все — вокальные).
Приблизительно с XII—XIII вв. значительное развитие получила музыка суфийских братств. В их ритуальных церемониях — зикр и дердеба — религиозные песни-славления, игра на гаите (гобой), гуинбри (лютня), табле (барабан) и др. инструментах сочетаются с танцами и телодвижениями, приводящими в состояние транса.
В эпоху арабо-мусульманского средневековья сложились основы марокканской музыкальной теории, тесно связанной с теорией арабской музыки в целом. В общих чертах сформировалась система макамов (макамат), включающая наряду с распространёнными повсеместно на Арабском Востоке и специфически магрибские макамные лады: майя, раст ад-диль, рамль эль-майя, гарибат аль-хусейн, истихаль и другие (в них не используется микроинтервалика).
Метроритмической основой марокканской музыки является принцип ритмофомулы (араб. — вазн). К специфически марокканским вазнам принадлежат бассит, кайм-ва-нус, бтайхи, дардж и куддам.
Из арабского инструментария в М., как и других странах Магриба, бытуют ребаб (2-струнный смычковый), уд (лютня), канун (72-струнная цитра), най (флейта), гуинбри, гаита, а также мембранофоны—дарабукка, тар, бендир, табл, рикк и др. Музыку андалусской традиции исполняет инструментальный ансамбль, включающий уд, ребаб, дарабукку, рикк (в XX в. также скрипки в так называемом арабском строе).
В XVI—XVIII вв. развитие городов и городской культуры вызвало к жизни новые явления и в музыке М. Зародилось песенное искусство демократического типа — гриха. Эти песни, андалусского происхождения, были связаны с разговорным диалектом мельхун. Для них характерна куплетная форма с припевом. В XVIII в. предпринимались попытки возрождения классического наследия. Так, был составлен сборник мувашшахов и заджалей «Хайк» (назван по имени составителя Мухаммеда Ибн аль-Хасана аль-Хайка), в это же время была создана композитором из Феса аль-Хаджа Аллаля, аль-Батлы новая нуба «Восход луны» (в ладу истихаль).
В XIX — начале XX вв. на музыку М. оказала влияние европейская музыкальная культура (особенно французская), распространились европейские музыкальные инструменты, нередко вытеснявшие национальные в традиционных ансамблях.
После завоевания независимости (1956) усилились тенденции к сохранению и развитию национальной музыки. Этому во многом способствует централизованное управление музыкальной деятельностью М., осуществляемое сектором искусств при Министерстве культуры. В 1956 были созданы Ассоциация любителей андалусской музыки и школа андалусской музыки в Касабланке.
Среди музыкальных деятелей М. — композиторы А. ас-Сияд, М. Бенис, Абу Драр, А. Ауатиф, Шараф, М. Шекруни; исполнители на национальных инструментах С. Шарки (канун), Хамид бен Брахим (най), ОмарТан-тауи (уд); эстрадные певцы Смаиль Ахмед, Махмуд Идриси.
В М. существует множество музыкальных и музыкально-танцевальных ансамблей, в том числе «Нас ар-Риван», «Жиль Жилала» (в Касабланке), 3 ансамбля андалусской музыки (в Рабате, Фесе, Тетуане); симфонический оркестр Рабатской консерватории (руководитель А. Ауатиф), оркестр радио, королевский оркестр и др. В стране функционирует 6 консерваторий — в Рабате, Фесе, Мекнесе, Касабланке, Танжере, Тетуане, дающие среднее и высшее образование (преподавание ведётся с ориентацией как на национальной, так и на западноевропейскую музыку). В М. проводятся различные фестивали, в том числе в Марракеше с 1960 ежегодно фестиваль народного искусства. Состоялись конгрессы арабской музыки в Рабате (1964, 1972) и Фесе (1969).
А. В. Русанова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.