- Марокко. Литература
Литература развивается на арабском, берберском и французских языках.
Видным представителем литературы эллинизма на территории М. был правитель Мавретании Юба II (25 до н. э. — 23 н. э.); его наследие (на греческом и латинском языке) не сохранилось. Первым письменным памятником берберской словесности является Коран Баргуаты — берберского государства VIII в. (утрачен).
В арабской литературе классического периода были представлены все основные жанры классической арабской литературы. В поэзии Феса, Марракеша, Мекнеса, Сале и других городов преобладали лирика и панегирик: Ибн Хаббус, Ибн Хаббаза, Ибн аль-Мураххаль, Ибн Рушейд. Проза XII—XIV вв. представлена преимущественно историческими (Абд аль-Вахид аль-Марракуши, Ибн апь-Каттан, Ибн Аби Зар, Ибн Изари и др.) и географическими сочинениями (аль-Идриси). Развитие географической литературы привело к становлению жанра рихла (описание путешествий и далёких стран), основной представитель которой — Ибн Баттута. В XV—XVI вв. возникла обширная биографическая литература. С XVI в. культивировались традиции андалусской поэзии, сохранившие влияние вплоть до середины XX в.
Народная литература на арабском и берберском языках, преимущественно устная, известна с XIV—XV вв. и представлена многочисленными как стихотворными, так и прозаическими жанрами фольклорного и авторского творчества. Кроме прозаического животного эпоса (сказки) на берберском языке существуют обширные циклы эпических поэм, объединённых общим сюжетом или легендарным героем. В 1930-х гг. в районе Азилаля (Высокий Атлас) была известна берберская народная поэтесса Н. Мририда. Фес, Мекнес и Марракеш являются главными центрами популярной в Марокко, как и в других странах Магриба, поэзии мальхун, которая на литературном арабском языке продолжает основные мотивы классической арабской поэзии. В Марракеше развиваются традиции местного народного жанра гриха.
Современная литература на арабском и французском языках переживает расцвет после 2-й мировой войны в связи с пробуждением социально-политической и культурной жизни страны в условиях подъёма национально-освободительного движения. Характерным для литературы явилось оживление традиционной историографии (произведения: А. Насыри, М. Киттани, А. Бен Зидана, М. Гиррита, А. Бен Ибрахима и др.). Современные жанры повествовательной прозы складывались на рубеже 40—50-х гг. параллельно на арабском и французских языках. Арабоязычные прозаики Абд ар-Рахман аль-Фаси и А. Бенджеллун (сборник новелл «Долина крови», 1948; автобиографии, повесть «В детстве», 1957), а также франкоязычный писатель А. Сефриуи (сборник новелл «Амбровые чётки», 1949; автобиографический роман о детстве «Ларчик чудес», 1954, русский перевод 1970) первыми ввели в литературу тему жизни народа. В 50-х гг. ведущее место в литературе М. принадлежало франкоязычному роману; его основной представитель — Д. Шрайби (трилогия «Простое прошедшее», 1954; «Козлы», 1955; «Осёл», 1956, русский перевод 1973) в поисках «собственного пути» М. бичует и «восточную летаргию», и «человеческую декристаллизацию» запада. Одновременно получило известность поэтическое творчество на французском языке М. А. Лахбаби (сборники «Песни надежды», 1952, «От мрака к свету», 1958). Темы национально-освободительной борьбы и становления современного уклада жизни утвердились в творчестве пишущих на литературном арабском языке поэтов — как придерживающихся классических традиций (Мустафа Маадауи, Мухаммед Хлиуи), так и отказывающихся от них (Абу Бакр Ламтуни, Мухаммед ат-Танжауи). В начале 60-х гг., после истории, пьес Х. Саиха на литературном арабском языке, появилась драматургия на французском языке (Фарис Фарид) и на марокканском диалекте арабского языке (А. Бен Шекрун, Ахмед аль-Алажи). С середины 60-х гг. наступил бурный подъём арабоязычной прозы: произведения публициста и общественного деятеля А. Галлаба (сборник рассказов «Умер удачливый человек», 1965; романы «Семь дверей», 1965, «Мы похоронили прошлое», 1966; публицистика), роман Лахбаби «Поколение жажды» (1965), сборники новелл и романы писателей нового поколения — Мухаммеда Саббага, Мухаммеда Ибрахима Буаллу, Мухаммеда Знибера, Ахмеда Абд ас-Салама апь-Баккали, Абдаллы Ларуи, М. Баррады, Абдаль-джаббара Схими, Дриса аль-Хури, Милуди Шагмума и др. Литература М. на французском языке сохраняет популярность, однако развивается главным образом во Франции: творчество Шрайби, А. Хатыби (роман «Татуированная память», 1971; пьеса «Смерть художников», 1964; исследование «Магрибинский роман», 1968; эссеистика), М. Хайреддина («Агадир», 1967; книга «Могилокопатель», 1973) и Т. Бенджеллуна (сборники стихов «Люди под саваном молчания», 1971, «Шрамы солнца», 1972, «Миндальные деревья умерли от ран», 1976; поэма «Монолог верблюда», 1974; роман «Харруда», 1973; повесть «Одиночное заключение», 1976).
В 1960 основном Союз писателей М. Издаются литературно-художественном жанре «Афак» (орган Союза писателей, с 1963) и «Аклам» (с 1964) на арабском языке.
М. С. Киктев.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.