- Египет. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате.
VIIIX вв.
Молитвенный зал.В конце 4-го тысячелетия до н. э. — IV в. до н. э. в долине Нила развивалось искусство Египта Древнего. Специфические школы зодчества, изобразительного и декоративно-прикладного искусства сложились в Е. в эпохи эллинизма (конец IV — конец I вв. до н. э.; см. Александрийская школа), римского (I в. до н. э. — IV в. н. э.) и византийского (конец IV — начало VII вв.; см. Коптское искусство) владычества. С приходом арабов и распространением ислама Е. активно участвовал в формировании средневековой арабской культуры. Первые арабские города в Е. носили характер военного лагеря (Фустат), Главными элементами архитектурного ансамбля города стали мечеть, дворец правителя, общественные бани и помещения для гарнизона. Прямоугольная территория городской застройки окружалась мощной стеной. Для культовой архитектуры VII—IX вв. характерен «колонный» тип мечети с обширным многостолпным залом, с плоским балочным перекрытием и внутренним двором (мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате). Гражданскую архитектуру этого времени представляет ниломер на о. Рода в Каире (каменный колодец с мраморной колонной в центре для измерения уровня воды в Ниле). Для архитектуры конца IX в. (правление Тулунидов) и X—XII вв. (период Фатимидов) характерны смелость пространственных решений, суровое величие монументальных объёмов, ясная композиция архитектурных масс и подчёркивающий их формы скульптурный и резной декор. Мечеть Ибн Тулуна в Каире имеет 5-нефный молитвенный зал, открытый во внутренний квадратный в плане двор, обстроенный с 3 сторон арочными галереями. В период Фатимидов в молитвенных залах «колонных» мечетей появляется Т-образный трансепт (мечети аль-Азхар и халифа аль-Хакима в Каире). Раннефатимидские мавзолеи имеют квадратный план, арку в центре каждого фасада и купол на 8-гранном барабане (группа мавзолеев Сабъа Банат, «Семь дочерей» в Фустате). К концу фатимидского периода некоторые мавзолеи получили купольную камеру, окружённую с 3 сторон галереей, и 3 михраба; в конструкции тромпов и парусов появились сталактиты (мавзолей Умм Кульсум в Каире). Фатимидские минареты состоят из высокого, квадратного в плане постамента и круглого ствола с 8-гранным павильоном вверху (минарет в Иене, 1081/82). Из памятников гражданской архитектуры сохранились городские ворота Каира: Баб аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб аз-Зувайла. Жилые дома X—XI вв., открытые раскопками в Фустате, разделены на парадную и жилую части, каждая из которых имела внутренний двор с выходящими на него глубокими айванами. В XII—XV вв. при Айюбидах и Мамлюках культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи) составляли сложные культовые комплексы (например, комплекс султана Калауна в Каире). Строгость монументальных форм сочетается в них с обилием декора (резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная кладка цветного камня), с пышным убранством интерьеров. Основными становятся типы 4-айванной мечети-медресе (мечеть-медресе султана Хасана в Каире), квадратного в плане мавзолея с куполом, покрытым резным орнаментом (мавзолеи мамлюков в Каире) и высокого минарета с балкончиками и куполом (минарет в комплексе Каит-бея в Каире и др.). Из гражданской архитектуры мамлюков частично сохранились госпитали — «маристаны» (например, в комплексе султана Калауна в Каире), водопровод Насир Мухаммеда и др. Традиц. мамлюкскую планировку (3—4-этажные помещения сгруппированы вокруг дворика с фонтаном) и декор (окна и навесные балконы закрыты деревянными резными решётками — «мушарабия») сохраняют жилые дома XVII—XVIII вв. (Каир). В период Османской империи мечети Е. возводятся по типу турецких (центрические крупномасштабные здания с большим полусферическим куполом и островерхими минаретами; мечети Синан-паши и Мухаммеда Али в Каире). В египетском строительстве конца XIX — 1-й половине XX вв. принимают участие французские, итальянские, английские и бельгийские архитекторы (здание Египетского музея). Строятся новые банки, гостиницы, доходные дома, виллы, правительственные здания, дворцы. Архитектура этого времени носит эклектический характер. Первый египетский архитектор Али Лабиб Габр (1898—1965) следовал принципам европейского академизма (здание Каирского университета, 1929—30). Творчество его единомышленника Рамсеса Васса вдохновляли также образы древнеегипетской архитектуры. С усилением национально-освободительной борьбы в среде египетской творческой интеллигенции возникло движение за возрождение национальной культуры. В традициях средневекового народного зодчества была построена д. Гурна близ Луксора (конец 40-х гг., архитектор Хасан Фатхи, строители — мастера из Асуана). На проникновение в архитектуру Е. современных форм и технических приёмов повлияло строительство в Каире ансамбля Виктория-колледжа (1950, английский архитектор Дж. Полток).
После революции 1952 ведётся работа по реконструкции и благоустройству городов (генеральные планы Каира, 1955, Александрии, 1958), возводятся новые жилые дома, школы, больницы, мосты (Университетский мост в Каире), рабочие посёлки (Омм-Сабер, Омар-Макрам и др.). В 60-х гг. построены многие общественные сооружения (аэропорт в Каире), многоэтажные отели («Палестина» в Александрии), экстравагантные по архитектуре пансионаты («Ан-Насер» в Александрии). В Каире вырос новый район — Мадинат-ан-Насер (1959—62, главный архитектор Сайд Карим); включает правительственный центр с Домом правительства, сады, 4 жилых района многоэтажной застройки, университетский городок, больницы, туристический центр с парком, спорткомплекс со стадионом на 100 тыс. мест и др. В 1971 состоялся пуск Высотной Асуанской плотины, построенной по проекту советских специалистов (главный инженер Н. Малышев, главный архитектор Р. Якубов). Для архитектуры общественных зданий 60—70-х гг. характерно сочетание башенных вертикальных и распластанных горизонтальных объёмов (здание телецентра в Каире). Современные конструкции и материалы (солнцезащитные и вентиляционные устройства, металлический каркас, стекло, железобетон) иногда сочетаются с элементами арабской средневековой архитектуры (узорные решётки на балконах и окнах, орнаментальный декор). Новейшие архитектурные формы сочетаются с монументально-декоративным искусством (настенные рельефы, росписи, мозаики).
Самые ранние из дошедших до нас произведений изобразительного искусства мусульманского Е. относятся к фатимидской эпохе: фрагменты фрески из бани в Фустате (X—XI вв., Музей исламского искусства, Каир), образцы резьбы по камню, дереву, слоновой кости с изображениями музыкантов, танцовщиков, всадников, сцен охоты, пиров и пр. (фризы из Фатимидского дворца в Каире, конец X — начало XI вв.), миниатюры (рисованные тушью с фигурами двух воинов, XI в., Музей исламского искусства, Каир; иллюстрации к рукописи «Макамат» аль-Харири, 1337, библиотека Бодли, Оксфорд). В стиле изображений сказываются традиции эллинистического и коптского искусства, чувствуется внимание художника к натуре. В декоративно-прикладном искусстве средневекового Е. особое развитие получили ткани с вышитым, тканым или набивным узором (государственные мануфактуры — тиразы — в Александрии, Тиннисе, Думьяте и др.); керамика с росписью люстром (IX—XII вв., Фустат) и цветными глазурями; гранёные и гравированные сосуды из горного хрусталя (X—XII вв.); изделия из стекла с росписью цветными эмалями (лампы для мечетей, XIII—XV вв.); изделия из металла — бронзовые фигуры («грифон», XI—XII вв., Кампосанто, Пиза); утварь с изящной гравировкой, инкрустацией и резьбой (XIII—XV вв.); резьба по дереву (переносные михрабы, минбары, подставки для Корана). Во всех видах египетского арабского искусства важнейшая роль принадлежит орнаменту и каллиграфии. В узоры на изделиях X—XII вв. часто включены изображения людей и животных, в то время как в последующие периоды преобладают различные виды арабески.
В конце XIX — начале XX вв. в Е. возникает новое изобразительное искусство. Его становление связано, с одной стороны, с освоением опыта европейских мастеров и искусства нового времени, с другой, под влиянием национально-освободительного движения, — с попытками возродить древние и средневековые национальные художественные традиции. Крупнейший египетский скульптор Махмуд Мухтар учился у французских скульпторов и одновременно изучал древнеегипетскую скульптуру. Его произведения, пронизанные патетикой патриотических идей, показали возможности творческого переосмысления древних традиций в современных формах (монумент «Пробуждение Египта» в Каире, 1919—28). В области живописи, испытавшей влияние импрессионизма и фовизма, итальянского и французского академизма, основателями современной египетской школы стали Мухаммед Наги (реалистические, сочные по колориту станковые жанровые картины и пейзажи, настенные панно), Махмуд Сайд (красочные полотна на крестьянскую тему) и Ахмед Сабри (реалистические портреты). Революция 1952, социальные преобразования 50—60-х гг. дали новый импульс развитию искусства политического плаката, карикатуры. Расширилась роль станковой графики, книжной иллюстрации. Возникла живописная школа в Александрии (Сейф и Эдхем Уанли и др.). Расцвело творчество самобытного египетского скульптора Гамаля ас-Сагини. На первый план выступила тема борьбы за свободу и независимость (плакат Абд аль-Вафи «Воин, защищающий свободу», 1956). Мухаммед Овейс посвящает свои картины эпизодам из жизни рабочих, тружеников («Александрийский рыбак», 1970), облекая жанровую тему в монументально-патетическую форму. Жизнеутверждающие полотна Инжи Эфлатун воспевают красоту родной земли и труд феллаха. Живописец и керамист Сайд Абд ар-Рассул жанровый сюжет трактует как декоративную композицию. Исмаил Таха, стремясь провести прямую связь современного искусства Е. с древним, использует для создания модернистских картин приёмы древнеегипетской фрески. Скульпторы Ахмед Осман, Диа ас-Сакаф и др. обращаются к реалистическому методу воплощения национальной темы. Некоторые молодые художники направляют свои поиски по пути новейших модернистских течений Запада. Продолжают развиваться традиционные виды декоративно-прикладного искусства; резьба по кости, дереву, металлу, ювелирное дело, ткачество, керамика.
Фрагмент панели от шкатулки.
Слоновая кость.
Период Фатимидов.
Государственные музеи (Музей исламского искусства).
Берлин-Далем.
Фрагмент коптского тканого безворсового ковра из Файюма.
X в.
Музей исламского искусства.
Каир.
Фрагмент фрески из бани в Фустате.
XXI вв.
Музей исламского искусства.
Каир.
Тарелка с изображением мандолиниста.
Фаянс, роспись люстром.
XIXII вв.
Музей исламского искусства.
Каир.
Коптская ткань с арабской надписью почерком «куфи», содержащей имя фатимидского халифа аль-Хакима.
Конец X начало XI вв.
Музей исламского искусства.
Каир.
Колье.
Золото, филигрань.
Египет.
XII в.
Музей исламского искусства.
Каир.
Мечеть халифа аль-Хакима в Каире.
990 1002/1003.
Достроена в 1012.
Минбар в мечети Ибн Тулуна.
XIII в.
Каир.
Городские ворота Баб аль-Футух в Каире.
XI в.
Лампа с надписью, содержащей имя султана Калауна.
Стекло, роспись цветными эмалями.
Конец XIII в.
Миниатюра из рукописи «Макамат» аль-Харири.
1337.
Библиотека Бодли.
Оксфорд.
Фрагмент узорной ткани с изображением птиц среди цветов и кипарисов.
Египет.
XVII в.
Махмуд Myхтар.
«Пробуждение Египта».
Гранит.
191928.
Каир.
Махмуд Саид.
«Девушка с карими глазами».
1943.
Мухаммед Наги.
«Голова юноши».
1933.
Рисунок.
Мечеть Ибн Тулуна в Каире.
876879.
Часть аркады двора и минарет.
Мавзолеи мамлюков в Каире.
XIVXV вв.
Мамлюкские минареты а Каире.
XIVXV вв.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.