Египет Древний. Культура


Египет Древний. Культура
Хлебопеки.  Деревянная раскрашенная статуэтка.

Хлебопеки.
Деревянная раскрашенная статуэтка.
Около 2000 до н. э.
Королевский шотландский музей.
Эдинбург.

Просвещение.
Школы будущих писцов создавались при дворе фараона, при храмах и при крупных государственных учреждениях. В школах обучались мальчики 5—16 лет; начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера; в школе царила суровая дисциплина, применялись телесные наказания. Основными предметами были чтение, письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной краской начинали новый абзац (отсюда выражение «красная строка»). Сначала писали на черепках глиняных сосудов и обломках известняка. Когда ученик овладевал письмом, ему разрешали писать на длинном узком (16 свитке папируса. Тексты для переписки подбирались с таким расчётом, чтобы содержание способствовало воспитанию чиновника (наставления, пронизанные бюрократической моралью; религиозные тексты, гимны и т. п.). Большое внимание уделялось счёту. Найдены школьные «тетради» с решением задач, имеющих узкопрактический характер (вычисление объёмов закромов и амбаров, площади поля, определение необходимого количества рабочей силы для разного рода работ, вычисление площади и объёма различных фигур и т. п.). В школе обучали также гимнастическим упражнениям и плаванию. Существовали особые школы при храмах (так называемого дома жизни), где помимо элементарного образования давали специальное религиозное, обучали астрономии и медицине.

Наука.
Потребности ирригации, строительства и государственного управления со сложной системой исчисления податей и земельных наделов обусловили развитие математических и астрономических знаний, которые имели чисто эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и теоретических выводов, как, например, в Древней Греции. Ежегодные разливы Нила, начало которых совпадало с восхождением над горизонтом звезды Сириус, заставляли следить за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно ещё в 4-м тысячелетии до н. э., календаря. Год делился на 3 сезона (разлив, жатва, засуха) и 12 месяцев по 30 дней, по истечении которых добавлялось ещё 5 дней без учёта часов и минут, что давало каждые 4 года расхождение в 1 день между астрономическим и календарным годом. Жрецы и писцы, накапливавшие в течение столетий научные знания и опыт, определяли с помощью простейших инструментов (отвес, линейка) положение планет и звёзд, группируя последние в созвездия. Для измерения времени применялись солнечные и водяные (клепсидры) часы. Составлялись схематические примитивные карты с учётом расстояния между населёнными пунктами и планы городов.

Дошедшие до нас математические папирусы, в основном сборники задач, доказывают, что египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления, но и знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель — единица. Сложение и вычитание производились обычным путём, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на которое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое. Были известны арифметическая и геометрическая прогрессии. В эпоху Среднего царства возникают элементарные алгебраические представления, решаются уравнения с 2 неизвестными. Высоки были познания египтян и в области планиметрии, особенно стереометрии: исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (с достаточно высокой степенью точности), поверхность и объём простой и усечённой пирамиды.

Бальзамирование умерших способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, кровообращение, имелись некоторые представления о функциях мозга. С периода Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, накладывали хирургические шины, для чего имелись наборы хирургических инструментов. Однако вполне рационалистические представления переплетались с верой в магию, колдовство, заклинания. Мумификация, изготовление благовоний, лекарств, красок и т. п., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Для окрашивания стеклянных сосудов применялись в качестве примесей марганец, кобальт, окись цинка. Военные экспедиции, направлявшиеся с периода Древнего царства на Север — в Сирию и на юге — по Нилу в Куш и по Красному морю в Пунт, обусловили накопление и расширение географических познаний. Исторические события фиксировались вплоть до эпохи эллинизма лишь в погодных летописях (Палермский камень) и сводились затем иногда в каноны, например списки царей (Туринский папирус). Велись анналы походов отдельных фараонов (например, Тутмоса III) или составлялись реляции с описанием их побед (надписи Аменхотепа II и Рамсеса II). Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Религия и мифология
египетская мифология начала формироваться в 6—4-м тысячелетии до н. э. В каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. д. Сам ном также персонифицировался в образе божества (например, покровительницей гермопольского нома была богиня Унут, почитавшаяся в образе зайца). Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома (например, фиванская триада — Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны; мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.).

Характерная черта египетской религии — обожествление животных. Воплощённые в животных божества первоначально считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных относились быки и коровы. Культ быка (в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени) с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В ранних текстах царь назывался тельцом. На палетке царя Нармера фараон в образе быка разрушает крепость врага. Многие животные считались живым воплощением богов и богинь: бык — Апис, Мневис, Бухис, Бата, корова — Хатор, Исида, Мут, баран — Амон, Хнум, крокодил — Себек, ибис — Тот, шакал — Анубис, кошка — Баст и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными (например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот — в виде человека с головой ибиса и т. д.).

В двух богословских трактатах — гелиопольском и мемфисском по-разному трактуется происхождение Вселенной. По гелиопольской версии, бог Нун (хаос, первозданная пучина вод) родил Атума. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя), Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут. Те произвели другую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют гелиопольскую эннеаду («девятку»), почитавшуюся во всём Египта и неизменно присутствующую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемфисском трактате, созданном во время правления VI династии Древнего царства, когда столицей был г. Мемфис, глава мемфисской эннеады бог-демиург Птах создал первых восьмерых богов, а затем приступил к творению мира. Птах задумал в своём сердце (сердце — «седалище мысли») и дал название каждой вещи. Таким образом, мыслью и языком Птаха был создан весь мир — земля и небо, люди и животные, растения, города, ремёсла, искусство, храмы. Птах сотворил таким же образом всех богов и учредил их почитание.

С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. В них отражены представления о смене времён года и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённых в образах чудовищ. Наступление 50 дней знойного ветра пустыни Сахары связывается с мифом о богине Тефнут (она — око солнечного бога Ра, его дочь). Согласно мифу, страшное время засухи, увядания всей растительности произошло из-за ухода Тефнут в Нубию после ссоры с отцом (иногда дочерью Ра называют Хатор). Ра послал за Тефнут Шу и Тота, принявших образ павианов (в раннем мифе Тефнут возвратил Онурис). По возвращении Тефнут вступает в брак со своим братом Шу. Праздник возвращения Тефнут из Нубии («день виноградной лозы и полноты Нила») отмечался во всём Египте.

В другом мифе Ра борется с огромным змеем Апопом, олицетворением мрака и зла. Днём Ра на своей дневной барке Манджет плывёт по небесному Нилу и освещает землю. К ночи Ра переходит на ночную барку и спускается под землю, но там его встречает Апоп, который выпивает всю воду подземного Нила, и лодка не двигается. Начинается борьба между Ра и Апопом. Она заканчивается победой Ра, Апоп изрыгает всю выпитую воду, и Ра следует своим путём, чтобы утром вновь появиться на небе. Так объясняли египтяне смену дня и ночи.

Большую роль в египетской религии играли представления о загробном мире, о возрождении умерших и вечной жизни после смерти в царстве Осириса. Жизнь в загробном мире считалась непосредственным продолжением жизни на земле, но для этого, как считали египтяне, необходимо сохранить тело умершего, чтобы с ним в могиле могли соединиться его «ка» — духовный двойник, его изображали в виде человека с поднятыми руками, согнутыми в локтях, — и «ба» — духовная сила человека, изображавшаяся в виде птицы. Поэтому египтяне бальзамировали умершего, заворачивали мумию в тонкие полотняные пелены, укладывали в гроб (саркофаг) и хоронили в заранее построенной крепкой гробнице. Фараоны строили каменные пирамиды, а знать сооружала «мастаба» — гробницы в форме усечённой пирамиды (высотой двухэтажного дома). С покойным клали сокровища, пищу, всё, что могло понадобиться человеку для жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки («ушебти» — ответчики). Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. На стенах гробниц изображали умершего, его семью, слуг и вообще всё, что окружало его при жизни. При погребении совершались религиозные похоронные обряды, они записывались на стенах пирамид, на саркофагах, на свитках папирусов, положенных в гроб. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержащихся в «Книге мёртвых» — неотъемлемой части погребального инвентаря. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила психостасия — взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощённое грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай — «поля Пару». В связи с развитием заупокойного культа бог Осирис стал почитаться во всём Египте как бог, обеспечивающий возрождение человека после смерти и вечную жизнь в загробном царстве. Вместе с ним почитались по всему Египту его жена Исида и их сын Гор. Другие боги возвышались в связи с политической обстановкой (в Древнем царстве, когда правили цари V династии, происходившие из Гелиополя, главным богом был гелиопольский бог Ра; в период Нового царства, с возвышением XVIII (фиванской) династии (XVI—XIV вв. до н. э.), главным богом стал отождествлявшийся с Ра фиванский бог Амон (Амон-Ра), которого называли царём всех богов.

Теология Древнего Египта получила большое распространение в религиях античного мира и оказала значительное влияние на христианскую догматику, иконографию, обрядность (изображение древнеегипетского загробного суда — на христианскую иконографию «Страшного суда», изображение Анубиса — на изображение св. Христофора с головой собаки, Исиды с младенцем Гором — на иконографию богоматери с младенцем).

Литература.
Древнейшие памятники литературы датируются 3-м тысячелетием до н. э., последние — I в. н. э. Произведения литературы дошли до нас в виде многочисленных иероглифических, иератических и демотических текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам. Как и для других древневосточных литератур, для древнеегипетской литературы характерна анонимность текстов. Основные жанры этой литературы: сказки, «повествования», гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактические произведения («поучения»), лирика, басни и др.

Египетские сказки насыщены яркой, образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончательной победе добра и справедливости над силами зла. Многие из них носят явный отпечаток фольклора (например, сказка о двух братьях, о Правде и Кривде) и представляют собой результат творчества талантливых авторов, имена которых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение — древнейший в мире образец приключенческой литературы).

«Повествования», изложенные от первого лица как воспоминания рассказчика, имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центральной фараонской власти: автобиографическая повесть египтянина Синухета, считающаяся образцом исторического жанра в мировой литературе. Автобиографические надписи в гробницах сановников подробно повествуют о жизни и деятельности, военных подвигах, близости к фараону (надписи Уны, Хуэфхора и др.). Среди повествований выделяется также папирус середины XI в. до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ, — одно из лучших древнеегипетских произведений, в котором содержатся интересные сведения о странах восточного побережья Средиземного моря.

В дидактических произведениях, так называемых «поучениях», как правило, упоминается автор — реальный (Ани, Аменемопе) или вымышленный (в последнем случае — какой-либо известный мудрец или фараон; «поучения» Птахотепа, царя Аменемхета I). «Поучения» нередко содержат утилитарные назидания, мудрые советы, относящиеся к повседневной жизни.

В Египте сложилась богатейшая религиозная и магическая литература, отразившая религиозно-мифологические представления египтян. Заговоры, молитвы, толкования, гимны, призывы богов оформлялись в сборники («Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мёртвых» и др.).

Литература Древнего Египта оказала влияние на литературы других народов древности, в том числе на греческую (особенно в греко-римский период). Некоторые египетские сюжеты через греков проникли в литературу европейских народов.

Издано в русском переводе:
Путешествие Ун-Амуна в Библ. Изд. текста и исследование М. А. Коростовцева, М., 1960;
Поэзия и проза Древнего Востока, М., 1973;
Сказки и повести Древнего Египта, Л., 1979.

Музыка.
Истоки египетской музыки восходят к концу 4 — началу 3-го тысячелетия до н. э. Музыке принадлежала важная роль в жизни Египта: она сопровождала придворные и храмовые ритуалы и церемониалы, а также была одним из средств развлечения различных слоев населения (древнеегипетское название музыки «хи» означает «удовольствие»).

Музыкальное искусство Египта возникло ещё в доклассовом обществе. Музыкальный звук рассматривался с точки зрения его сакрально-магической функции. Уже тогда появились примитивные музыкальные инструменты — погремушки, в том числе систры, колотушки, а затем и ранние формы аэрофонов — свистки, флейты. В периоды Раннего, Древнего и Среднего царств обогатился музыкальный инструментарий, получили распространение тростниковые свирели (тип кларнета), продольные флейты уффата, трубы, дуговые арфы, различные виды барабанов, систров, трещоток (в том числе прямые, изогнутые, в форме человеческих рук, нередко сделанные из дорогих материалов, с художественной отделкой). Исследователи на основе анализа конструкций музыкальных инструментов высказали предположения о пентатонной звукорядной системе египетской музыки эпохи Древнего и Среднего царств. К этому времени относятся первые опыты нотации (пиктографической — рисуночной) и первые труды, раскрывающие космологическую теорию связи музыки и танца с небесными светилами.

Особое значение имела храмовая музыка, в которой большая роль отводилась ритуалам, посвящённым культам богов Осириса, Исиды и Тота (они считались творцами музыкального искусства). Её исполнителями были жрецы. В периоды Древнего и Среднего царств гимны, различные культовые напевы исполнялись, как правило, группой певцов (обычно антифонно) и инструментальным ансамблем, состоявшим из арф и продольных флейт, а также систров и трещоток.

Музыкальная культура Египта включала также музицирование при дворах правителей, в богатых домах и народное творчество, одной из наиболее ярких форм которого были представления, связанные с культом богов. В них хоровые песни, женские Песни-плачи, танцы перемежались с шествиями и драматическими эпизодами. В Египте уже в 3-м тысячелетии до н. э. получила распространение хейрономия, то есть условная жестикуляция, применявшаяся при управлении хором и указывающая певцам направление, ритм, характер мелодии. Этот своеобразный способ дирижирования выполнял, по-видимому, функцию устной нотации.

Уже в эпоху Древнего царства возник социальный слой профессиональных музыкантов (обычно придворных), среди которых славились Хемре (руководительница группы придворных музыкантов), Хуфу-Анх (певец, флейтист, глава придворном капеллы) и многие другие.

В период Нового царства в музыкальной культуре Египта усилились азиатские влияния, в особенности сирийское (при египетском дворе, например, находилась капелла из сирийских музыкантов). Обогатился музыкальный инструментарий: получили распространение гобои (двойные и простые), угловые арфы, лиры, лютни, кифары, различные виды барабанов и др. Ставшая более совершенной конструкция многих инструментов позволяла извлекать на них практически полный хроматический звукоряд. Среди музыкантов того времени — руководители придворной капеллы и певцы Аменемхеб-Ме, Та, Хетауи, певец и лютнист Хармозис, певицы Аменхотеп, Бакит, Вабет, Иринефер, Вези, Небнеферт.

Египетская музыка в греко-римский период значительно обновилась благодаря влиянию греческой культуры. Широко стали употребляться такие музыкальные инструменты, как авлос (одинарный и двойной), поперечная флейта, туба, буццина, разновидности лиры, губная гармоника, различные мембранофоны и идиофоны (барабаны, трещотки, бубенчики и т. д.). В III в. до н. э. в Александрии был изобретён гидравлос (водяной орган) — предшественник современного органа. Немаловажную роль сыграл обмен музыкантами между Египтом и греко-римским миром: некоторые египтяне находились в Греции и Риме в качестве учителей и придворных музыкантов, в то же время в Египте работали многие греческие музыканты, теоретики, учёные. Древнеегипетское музыкальное искусство благодаря высоким достижениям, особенно в области инструментария, оказало большое влияние на музыкальную культуру древнего мира.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Древнеегипетское искусство, призванное обслуживать главным образом потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме. Оно пережило сложную эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Сложилась канонизированная схема изображения человеческой фигуры на плоскости — одновременно в фас (глаз, плечи) и профиль (лицо, грудь, ноги). Сформировались локальные художественные школы. Древнеегипетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие — в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно — в рельефе и живописи; текстура камня и дерева — в монументальной и станковой скульптуре; ритм.

Особенности древнеегипетского искусства: функциональность предмета, простота и строгость форм, монолитность объёмов — проявились уже в эпоху неолита (сосуды, ритуальные ножи, украшения из погребений культур Тасийской, Меримде-Бени-Саламе, Бадарийской); памятники отличаются мастерством обработки камня, художественным осмыслением фактуры базальта, диорита, алебастра, гранита, порфира, шифера и др., искусным сочетанием различных материалов. В эпоху неолита появилась одноцветная лепная керамика. В период энеолита (вторая половина 5-го — 4-е тысячелетие до н. э.) керамические изделия украшали геометрическим орнаментом (штриховка, «ёлочки», зигзаги), росписью со схематическими изображениями сцен охоты и др. Примитивные жилища из глины и тростника постепенно сменились прямоугольными в плане постройками из дерева и кирпича-сырца. Изобразительное искусство додинастического Египта отразило элементы магии. Изображения символичны (вождя представляют в образе быка или льва, победителя — в образе льва или птицы и пр.), пространство условно («Плита коршунов»). Для живописи характерны упрощённые, схематизированные изображения, не связанные единой композицией, размещённые группами, нередко в разных планах (стенопись из гробницы вождя в Иераконполе, конец 4-го тысячелетия до н. э.). Рельефы (преимущественно каменные) на рукоятях ножей, шиферных палетках, булавах развёрнуты по регистрам, вертикально или горизонтально; их композиция благодаря лаконизму и завершённости (иногда — симметрии) напоминает геральдическую («Палетка с шакалами», конец 4-го тысячелетия до н. э.). К рубежу 4—3-го тысячелетия до н. э. усилились ритмическая упорядоченность композиции и графическая чёткость силуэтов, фигура зождя выделяется размером и величественной позой (плита фараона Нармера). По мнению некоторых исследователей, особенности каменной древнеегипетской архитектуры были заложены в додинастический период в искусстве мебели. В изготовлении кроватей, носилок, столиков, табуретов, стульев, кресел, ларей и сундуков древнеегипетские мастера следовали простым геометрическим формам прямоугольника, квадрата, круга и треугольника. Разнообразие художественных форм достигалось варьированием размеров, материалов (глина, различные породы дерева, слоновая кость, алебастр) и украшений (ножки кроватей и сидений, вырезанные в виде бычьих ног или львиных лап, декоративные элементы в виде связок стебельков лотоса с полураскрытыми цветками, костяные и золотые пластинки с рельефными изображениями связок тростника). Большое значение придавалось цвету — контрастному сопоставлению тонов, которое достигалось инкрустацией мозаикой (наборные деревянные шкатулки, лари), росписью, обкладкой деталей мебели металлом. В росписи и резьбе чаще использовались узоры плетений, унаследованные от более древнего искусства плетения циновок, сосудов и пр. В богатых погребениях начала 3-го тысячелетия до н. э. обнаружены туалетные коробочки в виде бегемота, слона и др. животных. В разнообразных изделиях из камня (сосуды, печати, палетки, гребни-амулеты, туалетные ложечки, кольца, бусы и пр.), керамики (посуда, ларчики, украшения), дерева, слоновой кости, кожи (цилиндрические кожаные футляры с деревянными обручами, сандалии) древнеегипетские ремесленники проявили высокое мастерство обработки материалов, глубокое понимание и умелое использование в художественных целях их пластических свойств, особенностей фактуры, цвета. В конце 4-го тысячелетия до н. э. появились сосуды из египетского фаянса (обожжённая смесь мелкотолчёного кварца и связующего вещества), покрытого щелочной глазурью голубого или зелено-голубого тона (имитация бирюзы); фаянс использовался также для облицовки зданий и украшения мебели.

Основные принципы древнеегипетского искусства начали складываться в эпоху I и II династий. Ведущую роль приобрела архитектура. Господствующие в архитектуре, связанной с заупокойным культом (см. Мастаба), монументальность и статичность воплотили представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона. Архитектурные образы оказывали влияние на развитие скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства, которым также свойственны геометрическая обобщённость, симметрия и статика (статуя фараона Хасехема, начало 3-го тысячелетия до н. э.). Приёмы композиции и изображения, формы и типы изделий, орнаментальные и изобразительные мотивы, выработанные на ранней стадии развития древнеегипетского искусства, повторяемые на протяжении тысячелетий, постепенно канонизировались. Строгому соблюдению, канона способствовала организация художественного ремесла — наследственность должностей.

Во все эпохи сохранялось понимание декоративности как контрастного сочетания ярких тонов, сопоставления в одном предмете различных материалов (дерева и фаянса, золота и слоновой кости, камня и металла). Эта особенность древнеегипетского декоративного искусства выразилась в ювелирных изделиях (бусы, браслеты, пекторали, геммы со скарабеями), исполнители которых мастерски обыграли и подчеркнули красоту сердолика, бирюзы, лазурита и золота.

В период Древнего царства прежние художественные приёмы обрели стилистическую законченность. Развитие идеи неограниченной власти, величия и божеств, сущности фараона нашло воплощение в создании нового типа царской гробницы — пирамиды. Первым сооружением этого типа была ступенчатая пирамида фараона Джосера в его поминальном комплексе в Саккаре. Завершённый тип пирамиды в виде гигантского геометрического тела с гладкими гранями представлен знаменитым ансамблем 3 пирамид в Гизе. Предельная простота форм в сочетании с колоссальными размерами создавала исполненный сверхчеловеческого величия архитектурный образ. Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами; строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. Поминальные храмы, огороженные стенами и внешне напоминающие мастабу, состояли из прямоугольных залов, потолки которых опирались на 4-гранные массивные столбы. Ритмически чередующиеся простые геометрические формы, гладкие, полированные поверхности стен, пола и потолка, сложенные из различных пород камня, служили фоном для застывших в неподвижности статуй фараона-божества. К концу Древнего царства композиция поминальных храмов усложнилась: добавился двор, окружённый рядом колонн с капителями в виде обобщённых изображений пальмы, папируса, лотоса. В эпоху Древнего царства возник тип храма, посвящённого главному божеству — богу солнца Ра (прямоугольного в плане, с открытым двором со святилищами по сторонам и обелиском, вершина которого была обита золотом). Изобразительное искусство Древнего царства тесно связано с заупокойным культом. В росписях и рельефах (обычно раскрашенные плоскостные барельефы) на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых, отражавшие черты реальной жизни знатных египтян) проявились свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красоты обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тысячелетия до н. э.). Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлению египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (человек, стоящий с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещёнными ногами, и др.), торжественно статичные портретные статуи отличались ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, из Гизы, XXVIII в. до н. э.; писца Каи). Объёмы изваяний обобщены. Тщательно выполненные головные уборы, детали одежды, ювелирные украшения играли роль декоративных элементов. В эпоху Древнего царства был установлен канон, определивший гармонические пропорции в изображении человеческой фигуры в круглой скульптуре, рельефе и росписи. Судя по находкам в погребениях, из видов художественного ремесла в этот период ведущим было изготовление мебели, каменных сосудов и ювелирных украшений. Кресла (ручки и спинки делали в форме лежащих львов, в виде сложных композиций из цветков лотоса или папируса и т. д.), носилки, ложа, выполненные из ценных пород дерева, украшали инкрустацией из слоновой кости, золота, раковин и разноцветных камней. Цилиндрические, остродонные, конические, яйцевидные и шаровидные сосуды, вазы, чаши, блюда создавали из алебастра, порфира, гранита, стеатита, яшмы. В ювелирном деле наряду с драгоценными камнями и золотом стали искусно применять вставки из цветного фаянса и стеклянных паст. Тончайшей работы золотые изделия найдены в так называемой потерянной пирамиде Сехемхета, сына фараона Джосера.

В эпоху Среднего царства в искусстве Египта появился ряд новых черт. Пирамиды утратили грандиозность. В архитектуре проявилось влияние провинциальных традиций — мастабы сменялись скальными гробницами с 2—4-колонными портиками (гробницы правителей номов — номархов в Асуане, Бени-Хасане). Колонны нередко имеют каннелюры, круглую базу и прямоугольный абак. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию; в них значительное место отведено колоннадам и портикам (храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). Почти все сооружения эпохи Среднего царства разрушены. Наши представления о них основываются главным образом на археологических раскопках и реконструкциях. В Файюмском оазисе обнаружены каналы, плотины, дамбы, водохранилища, по которым можно судить о расширенном строительстве ирригационных сооружений, а также остатки города Кахун с предполагаемыми кварталами строительных рабочих. Эти кварталы, отделённые стеной от остальной части города, состояли из маленьких глинобитных хижин, резко отличавшихся от дворцовых построек из кирпича-сырца, с многочисленными прямоугольными помещениями с колоннами и портиками, галереями, дворами, службами, с росписями стен и потолков. При въезде в Файюм, недалеко от столицы Иттауи, при Аменемхете III (вторая половина XIX в. до н. э.) было построено огромное здание с запутанным сложным планом, имевшее тысячу помещений, галерей и коридоров, известное грекам под названием «Лабиринт» (возможно, заупокойный храм фараона). В изобразительном искусстве усиливались реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, появляются попытки передачи объёма, обогащается цветовая гамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, животных (росписи гробниц в Фивах, XXI в. до н. э., в Бени-хасане, XX в. до н. э.). В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции остро фиксировались возрастные черты модели, делались попытки раскрыть её характер (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, XIX в. до н. э.). Намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуозно обрабатывая этот материал, древнеегипетский скульптор выявлял чёткую структуру лица, подчёркивал его суровость и придавал изображению драматическую экспрессию. Достоверностью, выразительностью форм и жестов отличаются произведения мелкой пластики. Погребальные статуэтки слуг и ремесленников, сюжетные композиции (для посмертного плавания на ладьях, приношения жертвенных даров), выполненные из дерева с росписью по грунту, красочны и изысканно декоративны. Позы статуэток людей каждой профессии при всём своём разнообразии строго каноничны. Декоративные принципы искусства Среднего царства наиболее полно воплотились в произведениях художественного ремесла (сосуды, фигурки животных и птиц из расписного фаянса, каменная погребальная утварь, мебель) и особенно в ювелирных изделиях. Золотые пекторали с именами фараонов XII династии Сенусерта II, Сенусерта III и Аменемхета III (все — XIX в. до н. э.) композиционно воспроизводят форму портала храма; строгая повторяемость цветовых соотношений (сочетание бирюзы, сердолика, лазурита), равномерное ритмическое чередование горизонтальных и вертикальных элементов, монументализация символических мотивов (иероглифические знаки, пиктограммы) определяют строгость и архитектоничность этих памятников, обнаруживающих стилевую связь с культовым зодчеством своего времени.

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживало яркий расцвет в эпоху Нового царства. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. Столица Египта — Фивы, с величественными храмами, грандиозными царскими дворцами и виллами знати, стала одним из самых блистательных городов древнего мира. В культовой архитектуре создавался новый тип храма (см. Карнак, Луксор), формы и композиция которого определились установлением культа верховного божества (Амон-Ра) и характером религиозных церемоний (процессии с ритуалом встречи на Ниле и перенесения в святилище ладьи богов фиванской триады). Развивалась идея грандиозной архитектурно-пространственной композиции, основными элементами которой стали развёрнутые по продольной оси, следовавшие друг за другом открытый солнцу и обнесённый колоннадой двор, затенённый гипостиль (колонный зал с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн) и погружённое во мрак святилище со статуей бога. Вход в храм оформлялся двумя пилонами с обелисками, гигантскими статуями богов и фараонов и флагами на мачтах перед ними. К храму подводила аллея с изваяниями сфинксов или священных баранов по сторонам. Многочисленные статуи и грандиозные настенные рельефы со сценами военных побед фараонов составляли единый монументальный и красочно-декоративный ансамбль с архитектурой. Разработанные зодчими Карнака и Луксора архитектурные приёмы (фланкирование фасадов пилонами, украшение дворов и залов портиками с двойным рядом колонн, заполнение центральных залов многочисленными колоннадами, применение капителей в виде цветков лотоса и папируса) широко использовались и в последующие времена. В архитектуре поминальных храмов, которые строились отдельно от усыпальниц, интересно сочетание наземных и скальных сооружений. Наиболее известен величественно развёрнутый в пространстве, в долине среди скал, храм царицы Х


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "Египет Древний. Культура" в других словарях:

  • Египет (Древний) — Египет( Древний), древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10‒6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным, кочевавшие по территории Е.… …   Большая советская энциклопедия

  • ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ — древнейшее гос во в долине р. Нил, его территория простиралась от Средиземного м. на севере до 1 го порога Нила на юге. Территория страны исконно делилась на 2 части: Нижний Е. Дельту Нила и Верхний Е. узкую плодородную долину реки, ограниченную… …   Православная энциклопедия

  • Египет — Арабская Республика Египет, Миср, гос во на С. В. Африки и на Синайском п ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др. егип. Кипет черная земля , что противопоставляло долину Нила с ее плодородной почвой красной земле …   Географическая энциклопедия

  • Египет (государство на Бл. Востоке) — Египет, Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль Арабия). I. Общие сведения E. ‒ государство на Ближнем Востоке, занимает северо восточная часть Африки и Синайский полуостров в Азии. Граничит на З. с Ливией, на Ю. с Суданом, на С. В. с… …   Большая советская энциклопедия

  • ЕГИПЕТ — (араб. Миср) Арабская Республика Египет (Гумхурия Миср аль Арабия), государство на северо востоке Африки и на Синайском п ове в Азии. 1001,4 тыс. км². население 57 млн. человек (1993); 98% египтяне (арабы египетские), а также нубийцы, берберы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Египет — Египет. Каир. Мост через Нил. ЕГИПЕТ (Арабская Республика Египет), государство на северо востоке Африки и на Синайском полуострове в Азии, омывается Средиземным и Красным морями. Площадь 1001,4 тыс. км2. Население 57,2 млн. человек; 98% египтяне… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Древний Египет — Цивилизация Древнего мира • Северо Восточная Африка Древний Египет …   Википедия

  • Египет — I Египет (Древний         древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке.          Исторический очерк.          Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… …   Большая советская энциклопедия

  • Египет — (араб. Миср), Арабская Республика Египет (Гумхурия Миср аль Арабия), государство на северо востоке Африки и на Синайском полуострове в Азии. 1001,4 тыс. км2. Население 61 млн. человек (1996); 98% египтяне (арабы Египта), а также нубийцы, берберы… …   Энциклопедический словарь

  • Египет. Музыка — Музыкальная культура Египта уходит корнями в глубокую древность (см. ст. ). До наших дней сохраняет своё значение развивавшаяся в течение многих веков традиционная музыка, которая достигла особенно высокого уровня развития в Нижнем Египте Она… …   Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

Другие книги по запросу «Египет Древний. Культура» >>