- Египет. Музыка
Музыкальная культура Египта уходит корнями в глубокую древность (см. ст. Египет Древний. Музыка). До наших дней сохраняет своё значение развивавшаяся в течение многих веков традиционная музыка, которая достигла особенно высокого уровня развития в Нижнем Египте Она основана на 7-ступенных звукорядах, включающих микроинтервалику. Среди музыкальных инструментов популярны мизмар (большой — балади, или аба, малый — сибс; инструмент типа лютни), аргуль (двойной кларнет), барабаны — дара-букка, или хока, табл балади (большой барабан), а также рикк (бубен), кусат (тарелочки) и др. Широко бытуют трудовые песни (в том числе рыбацкие), лирические (мауали), свадебные, похоронные, песни на день рождения (сабу), танцевальные песни с хлопками (каф-аль-араб) и др.
Почти на всей остальной территории Е. (не только среди арабского населения, но и у берберов, нубийцев и др. национальных меньшинств) основой мелодических построений является пентатонный звукоряд. Из инструментов широко используются: флейты (обычно под названием саламийя) — в районах Верхнего Египта, Синайского полуострова, у бедуинов пустынь; тамбуры (тип 5-струнной лиры; под названием симси-мийя) — в Нубии, на Синайском полуострове и на побережье Красного моря; а также различные виды мембранофонов (табл, хока, дайра, тар и др.). Для Верхнего Египта наряду с мауалями, свадебными, похоронными и др. песнями особенно характерны эпические песни-сказания.
В IV—VII вв. (в связи с распространением христианства) складывается особый стиль коптского литургического пения, во многом близкий византийскому (в V в. появилась нотация литургических песнопений). Одна из характерных особенностей коптской музыки — использование древнеегипетского инструмента систра.
Начиная с VII в. в связи с завоеванием Е. арабами египетская музыка, как и культура в целом, арабизируется. Исторические свидетельства сообщают о выдающихся египетских музыкантах и теоретиках: аль-Мусаббихи — историк, автор «Книги избранных песен»; Абу-ль-Сальт Умайя — лютнист-виртуоз и музыкальный теоретик, автор «Трактата о музыке»; Яхья аль-Баяси — музыкальный теоретик и конструктор органа; Алам ад-Дин Куайсар — музыкальный теоретик, и др. Утверждается арабский музыкальный инструментарий: уд (лютня с 5 сдвоенными струнами), канун (72-струнная цитра в форме трапеции), най (тростниковая флейта), мизмар, ребаб (1—2-струнный смычковый), дарабукка, рикк, табл и др. мембранофоны и идиофоны. Складываются и основы музыкальной теории, тесно связанной с арабской теорией музыки. Формируется в общих чертах система макамов (макамат). Метроритмическая система египетской музыки опирается главным образом на принцип ритмоформул (арабских — вазн; насчитывается около 100 вазн). Важнейшей характеристикой вазна, помимо метроритмической структуры, является акцентность или неакцентность составляющих его звуковых единиц (обозначаются соответственно терминами «дум» и «так»).
В эпоху средневековья получили распространение различные виды светской арабской классической музыки, сохранившиеся в музыкальной. практике поныне: вокальные — касыда, мувашшах, лайяли, мауаль и инструментальные, в том числе таксим.
Проникает музыка, связанная с мусульманским религиозным культом — адан (призыв к молитве), речитация Корана, а также мадих (гимн-славление пророка Мухаммеда), маулид (гимн-повествование о рождении пророка) и музыка в суфийской церемонии зикр.
В период правления мамлюков (1250—1517) намечается упадок придворного классического сольного исполнительства и в то же время получают развитие формы ансамблевого музицирования, главным образом военные капеллы, состоящие из анфар (труб), зумур (духовых инструментов типа гобоев), духуль (барабанов) и кус (литавр).
В XVI—XIX вв. под влиянием турецкой музыки становятся популярными различные формы ансамблевой инструментальной музыки, получают распространение инструментальные ансамбли тахт.
Существенными для египетской культуры явились годы правления Мухаммеда Али, при котором были открыты первые музыкальные школы европейского типа, где преподавали педагоги-европейцы. Началось проникновение элементов европейской музыкальной культуры. В 1869 в Каире открылся первый на Африканском континенте оперный театр, в котором выступали артисты из европейских стран (в 1871 здесь была поставлена опера «Аида», написанная Дж. Верди по заказу египетского правительства).
В XIX в. одним из важнейших музыкальных жанров становится дор (протяжённая композиция, исполняющаяся певцом — мутрибом, инструментальным ансамблем и хоровой группой). Выдающиеся сочинители (муллахины) и исполнители дора — Мухаммед аль-Маслюб (первая половина XIX в.), Абд аль-Хамули, Мухаммед Осман (вторая половина XIX в.), Салих Абд аль-Хейи (1-я половина XX в.). Среди других крупных музыкантов XIX в. — историк, теоретик и собиратель песен Мухаммед Шихаб аль-Мульк, певец Мустафа аль-Аггады (в Е. жил и работал арабский певец и муллахин Мухаммед Абу Халиль аль-Каббани, внёсший большой вклад в развитие египетского театра), в начале XX в. приобрели известность певцы Юсуф аль-Маниалав, Салама Хигази и др.
В конце XIX — начале XX вв. в музыкальной жизни Е. особую роль приобрели концерты. Возникают новые концертные жанры, в частности васла — циклическая композиция, включающая самаи или дулаб, а также таксим, мувашшах, лайяли, мауаль, дор и тактуку (строфическая песня на разговорном арабском языке). В 1910—20-х гг. складывается жанр так называемой арабской оперетты, крупнейшим мастером которой был египетский композитор С. Дервиш.
В 1914 в Каире был основан музыкальный клуб, преобразованный впоследствии в Школу восточной музыки (с 1929 — институт арабской музыки), в 1927 — Музыкальное общество Е. (инициатор его создания — композитор Абу Бакр Хайрат).
Новым направлением в египетской музыкальной жизни 30-х гг. явились музыкальные фильмы, создававшиеся при участии известных певцов и композиторов — М. аль-Ваххаба, У. Кульсум и др.
В 1932 в Каире состоялся 1-й конгресс арабской музыки, стимулировавший развитие системы музыкального образования, изучение и пропаганду арабской музыки. С 1935 в Е. издаётся музыкальный журнал «Мьюзик» («Music»), с 1947 — «Мьюзик энд тиэтр» («Music and Theatre»).
В 40—50-х гг. в Е. складывается профессиональная композиторская школа (в 1955 основан Союз профессиональных музыкантов). Среди крупнейших египетских композиторов — Абу Бакр Хайрат, Юсеф Прайс, Халим ад-Даб, Мухаммед Рифаат Гаррана, Фуад аз-Захири, Гамаль Абд ар-Рахим, Абд аль-Халим Нуэйр, Гамаль Салама, Ибрахим Хаггаг, Азиз Шаван. В основе большинства их произведений — принцип сочетания египетской национальной интонационности (и образности) с западной техникой композиции.
После национально-освободительной революции 1952 оживилась музыкальная жизнь Е. Этому во многом способствовала интенсивная подготовка национальных музыкальных кадров в ряде средних и высших учебных заведений: Каирской консерватории (основана в 1959), институте арабской музыки, Каирском институте музыкального воспитания, Александрийском филиале Каирской консерватории, а также некоторых частных учебных заведениях. Получили развитие новые музыкальные жанры — патриотическая, политическая песня (один из наиболее известных её пропагандистов — Шейх Имам). В 60—70-х гг. широко распространились формы популярной музыки, особенно в городах (в большой мере это связано с влиянием зарубежной, прежде всего евро-американской поп-музыки). Среди композиторов-песенников — Балих Хамди, Камиль Тауиль, Мухаммед Магхи. Созданы исполнительские коллективы, в их числе — оперная и балетная труппы Каирского оперного театра, симфонический оркестр Каирского радио, оркестр арабской классической музыки (руководитель А. Нуэйр), Национальный танцевальный ансамбль Е., Египетская национальная труппа народного искусства, Суэцкая фольклорная танцевальная труппа, а также первый на Африканском континенте джаз-бэнд (художественный руководитель и дирижёр Салах Рагаб). Среди ведущих музыкантов страны: продолжатели национальных классических традиций — Мухаммед Али Гомаа (уд), Сами Нуссейр и Камиль Абдалла (канун), Вахби Лабиб (най), певец Ибрахим аль-Хаггар; традиционные музыканты — виртуоз-исполнитель на ребабе Миткаль Киннави Миткаль, певцы Раис Хефни и Митель; исполнители западноевропейской музыки — певцы и певицы Габер аль-Бельтаги, Ратиба Хефни, Кармен Закии, Амира Камиль; пианисты Мину Рагеб, Рамзи Ясса, скрипач Хасан Шарара, виолончелист Фуад Рухайем, эстрадные певцы и певицы Шадья, Шамс, Ахдям, Сабах. Регулярно в стране проводятся музыкальные фестивали.
В 70—80-х гг. в Е. значительно активизировалась деятельность по собиранию и изучению традиционного музыкального наследия (во многом этому способствует работа Центра фольклорных исследований при Министерстве культуры и информации). Среди ведущих египетских музыковедов — Самха аль-Холи, Ахмед Мурси, Махмуд Ахмед аль-Хефни, Мухаммед Хасем, критики Джихад Сами Дауд, Александр Адополь, Солиман Гамиль.
После революции 1952 расширились культурные контакты Е. с СССР. В Е. преподавали многие советские композиторы и исполнители. Е. посетили А. И. Хачатурян, Р. К. Щедрин, Ф. Амиров, К. Караев и др.
О. В. Русакова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.