- Африка. Кино
«Амок».
Режиссёр С. Бен Барка.
1982.
Марокко.Кинематограф стран Тропической Африки стал складываться в основном в начале 1960-х гг. Но первый документальный фильм в Тропической Африке был создан ещё в 1947 на Мадагаскаре. Его автор Рабероно запечатлел мемориальную церемонию, посвящённую 100-летию со дня смерти национального героя Разаламы. В 1953 гвинейский режиссёр М. Туре снял короткометражную ленту на фольклорной основе «Мурамани».
Студенты, обучавшиеся в Парижском киноинституте, — П. Вьейра, Ж. М. Кан, М. Сарр и Р. Керистан организовали Африканскую киногруппу и сняли документальный фильм «Африка на Сене» (1955), рассказавший о жизни африканских студентов в Европе. Об африканских студентах, обучающихся в Париже, повествует фильм камерунца Ж. П. Нгассы «Приключение во Франции» (1960). Гвинейцы — стажёры Центральной студии документальных фильмов в Москве создали документальный фильм «Этой зимой в Москве» (1960) о жизни африканских студентов университета Дружбы народов им. П. Лумумбы.
Кино независимых стран Африки начиналось с хроникальных фильмов. В Гане в первые дни независимости был создан Информационный центр, начавший снимать документальные фильмы о первых шагах суверенного государства, о праздновании провозглашения республики, о культурном строительстве и др. В Мали возникли государственные киноклубы под руководством Департамента кинематографии Государственного секретариата по информации и туризму. В документальных фильмах Буркина-Фасо режиссёры выступали против кастовых предрассудков, ханжеской морали, межплеменной розни и вражды.
Первые фильмы Мозамбика фиксировали этапы национально-освободительного движения, развернувшегося под руководством ФРЕЛИМО. Документальные фильмы Анголы и Эфиопии, созданные в 70 — начале 80-х гг., рассказывают о прогрессивных преобразованиях в этих странах, о борьбе против внутренней и внешней реакции. Так, документальный фильм эфиопского режиссёра М. Папатакиса «Борьба продолжается» (1975) посвящён проблемам, которые пришлось решать после революции 1974 народу Эфиопии, вставшему на некапиталистический путь развития.
Документальные фильмы играют значительную роль в повышении политического сознания народных масс. Большую роль в современной Африке играют короткометражные документально-хроникальные фильмы, особенно культурно-просветительные. Кино для африканцев — не только зрелище и развлечение, источник информации, средство пропаганды и агитации, но и возможность привить населению навыки культуры, санитарии и гигиены.
Первые художественные фильмы были посвящены проблеме эмиграции. В полнометражном художественном фильме «Чернокожая из…» (1966) сенегальского режиссёра Сембена Усмана рассказывалось о девушке Диоане, работавшей служанкой во французской семье. Тоскуя по родине, живя в полном одиночестве, Диоана кончает самоубийством. Фильм Д. Экаре (БСК) «Концерт для изгнанника» (1968) посвящён жизни африканских эмигрантов во Франции, которые выполняют чёрную работу за парижан,
живут в нищете. М. Хондо (Мавритания) в своих фильмах «Солнце О» (1970) и «Вест-Индия» (1979) показывает, что иммиграция африканцев в Европу в поисках работы представляет собой модернизированное рабство.
Африканское кино всё чаще обращается к борьбе народов Африки против колониализма. Первый мозамбикский художественный фильм «Муэда: Память о резне» (1980, режиссёр Р. Герра) повествует о событиях национально-освободительного движения страны. Эфиопский фильм «Путь к победе» (1981, режиссёры Т. Джарра, Г. Тарекеген) рассказывает о сопротивлении итальянским агрессорам, пытавшимся захватить страну. Ангольско-мозамбикский фильм «Да здравствует Зимбабве» (1982) отразил последний этап борьбы Зимбабве за независимость. Цветной полнометражный художественный фильм «Амок» (1982, режиссёр С. Бен Барка), в создании которого участвовало несколько стран (Марокко, Сенегал, Гвинея, Мали), рассказывает о положении чёрного населения в Южной Африке — оплоте расизма на континенте.
Определилось и другое направление в африканском кино — социально-критическое. В фильмах этого направления рассматриваются социальные проблемы — борьба с отсталостью, нищетой, болезнями, с межплеменной враждой, а также эмансипация женщин, положение трудящихся. В них обличаются те, кто, оказавшись у кормила власти, усвоили привычки европейских колонизаторов. Один из зачинателей африканского кино Сембен Усман показывает, как в Африке национальная буржуазия препятствует развитию по пути прогресса. В фильме «Почтовый перевод» (1968), «Эмитай» (1971), «Хала» (1975) и др. Сембен Усман призывает к борьбе за социальную справедливость. Малийский режиссёр И. Траоре в фильме «Мы все виноваты» (1982) анализирует социальные мотивы, заставившие дочь чернорабочего убить своего незаконнорождённого ребёнка. В фильме «Петанки» (БСК, 1983) режиссёр И. Козолоа показал, как в условиях засухи, когда люди умирают от голода, богатеют те, кто наживается на несчастье и горе народа. Нигерский режиссёр Д. Майга в фильме «Чёрные облака» (1979) критикует подкуп, взяточничество, коррупцию. Однако несмотря на мрачную тональность этих фильмов, им присущ определённый оптимизм. Так, малийский режиссёр С. Сиссе, получивший кинематографическое образование в СССР, в фильме «Пять дней одной жизни» (1971), «Девушка» (1975), «Труд» (1979), «Ветер» (1982) рассказывает о нищете народа, социальном неравенстве, но и вселяет надежду на лучшее будущее.
Многие фильмы посвящены положению женщин, особенно в тех странах Африки, где население исповедует ислам. Таков, например, фильм сенегальского режиссёра Б. Д. Бея «Мужчина и женщина» (1980), рассказавший об обычаях, предрассудках среды, окружающей африканскую женщину, о её положении в полигамной семье. Фильм доказывает, что полигамная семья служит средством эксплуатации женщин, лишает её элементарных прав, личной свободы. Появилось новое поколение женщин, которое не хочет мириться с обычаями, сохранившимися от далёких времён, и требует изменения своей жизни.
Часто поднимаются в африканских фильмах проблемы религии. Так, в фильме «Седдо» (1977, седдо — племена, насильственно обращённые в ислам) Сембен Усман рассказывает о насаждении ислама, иногда сопровождавшегося разрушением местной культуры, обычаев народа, потерей их самобытности.
Об острой борьбе за создание единой этнополитической общности в стране рассказывает режиссёр Б. Йонли (Буркина-Фасо) в фильме «На пути к примирению» (1976). Кастовые предрассудки мешают воссоединиться влюблённым в фильмах Колы «Кровь парии» (Буркина-Фасо, 1973), мальгаша Ж. Лемби «Азаказака» (1973) и др.
Большое внимание уделяется в фильмах традиционным песням и танцам, обычаям, ритуалам и обрядам, мифам и легендам. По мотивам народной сказки снят цветной художественный фильм-балет «Найту» гвинейского режиссёра М. К. Дьяките, в котором участвует ансамбль танца, известный своим искусством по гастролям во многих странах, в том числе и в СССР. Первый цветной мозамбикский фильм «Пой, брат мой, и помоги мне петь» (1982, режиссёр Ж. Кордозу) рассказывает об особенностях музыки различных народов страны. Стремясь к возрождению и сохранению африканской культуры, режиссёры создают и фильмы о спорте. Фильм «Борцы» (1982) режиссёр Ж. М. Чиссуку (Конго) повествует о жителях конголезской деревни, которые, готовясь к фестивалю африканской культуры, решают подготовить спортсменов для участия в соревнованиях по борьбе. Понадобилась помощь старейшин племён, чтобы вспомнить традиции этой борьбы.
Условия развития киноискусства в каждой стране различны. В Бенине, Эфиопии, Анголе, Конго, Мозамбике, Мадагаскаре, где кинопроизводство перешло под контроль государства, киноискусство играет большую роль в строительстве новой жизни. В этих странах государство монополизировало кинозалы, производство фильмов, их импорт и прокат. Там, где кинопрокат всё ещё находится в руках частных национальных предпринимателей и иностранных компаний, на экранах царит засилье американских и европейских боевиков, вестернов. Преследуя коммерческие цели, они не выпускают на экраны кинематографистов, стремящихся к реалистическому отображению жизни народа, страны, всего континента.
Африканский кинематограф развивается в очень трудных условиях. В большинстве стран он не обладает достаточной технической оснащённостью. Отсутствуют профессиональные кадры. Однако принимаются меры к тому, чтобы кинематография стран Тропической Африки освободилась от зависимости европейских монополий. Во время 1-го Всемирного фестиваля негро-африканского искусства в Дакаре (1966) была создана Всеафриканская федерация кинематографистов. В 1969 в Алжире кинематографисты впервые устроили показ африканских фильмов. В 1971 в Тунисе открылось постоянное бюро Всеафриканской федерации кинематографистов, официально признанной правительствами независимых стран Африки. Основная цель федерации — создание государственного кинопроизводства и кинопроката, участие африканских фильмов в международных кинофестивалях. Под её влиянием, борясь против ожесточённого сопротивления монополий, контролирующих кинорынок, многие африканские страны приступили к созданию государственного кинопроизводства; большую помощь в этом им оказывает Межафриканский консорциум по прокату и производству фильмов СИПРОФИЛЬМ и СИДК.
По рекомендации федерации в 1969 в Уагадугу состоялся первый в истории континента фестиваль африканских фильмов. Он содействовал установлению контактов между кинодеятелями и публикой, привлёк внимание широкой общественности к наиболее острым проблемам кинематографии континента. Каждые два года этот кинофестиваль знакомит с фильмами, большая часть которых хорошо известна в Европе, но мало показывается в Африке. Лучшие фильмы африканских кинематографистов на этом кинофестивале отмечают премией имени Умару Ганда (Нигер), одного из основоположников африканского кинематографа. Африканские кинематографисты предоставляют Буркина-Фасо все права на свои фильмы, что даёт возможность противостоять бойкоту со стороны иностранных фирм. Африканские кинематографисты участвуют и в международных кинофестивалях стран Африки и арабского Востока, проходящих регулярно в Картаджанне (Тунис).
Укрепляется сотрудничество между кинематографистами различных стран Африки. Так, в столице Нигера Ниамее в 1982 состоялся первый общеафриканский коллоквиум, на котором режиссёры, критики, продюсеры обсуждали проблемы африканского киноискусства. Участники коллоквиума призвали правительства независимых стран принять меры, направленные на развитие африканского кино, усиление его образовательных и воспитательных функций. Второй общеафриканский коллоквиум по кино состоялся в Могадишо (1983), на котором был принят Манифест африканских кинодеятелей. Обсуждались практические проблемы: организация фондов для производства фильмов в Африке, создание технической инфраструктуры, подготовка профессиональных кадров, политическое и законодательное участие африканских правительств в развитии кино, создание киноархивов, распространение фильмов в Африке и за её пределами.
Большую помощь молодым кинематографистам стран Тропической Африки оказывают социалистические страны. Особую роль в развитии африканского кино играет Ташкентский фестиваль фильмов стран Азии, Африки и Латинской Америки. Впервые состоявшийся в 1968 этот кинофестиваль каждые два года даёт возможность представителям киноискусства трёх континентов поделиться творческим опытом, познакомиться с советской многонациональной культурой. Будущие мастера кино стран Тропической Африки получают кинематографическое образование во многих странах Европы, в том числе и в СССР — во ВГИКе, крупнейшем центре подготовки специалистов для кинематографа. Многие из бывших студентов сегодня успешно и плодотворно работают в своих странах, некоторые стали основоположниками национальных кинематографий. Кино Северной Африки, Египта, а также ЮАР в статьях о соответствующих странах.
Л. О. Голден, Е. Г. Кулик.
«Джамиля».
Режиссёр Ю. Шахин.
1959.
Египет.
«Земля».
Режиссёр Ю. Шахин.
1969.
Египет.
«Водонос».
Режиссёр С. Абу Сейф.
1977.
Египет.
«Феллахи».
Режиссёр О. Хлифи.
1970.
Тунис.
«Послы».
Режиссёр Н. Хтари.
1976.
Тунис.
«Ветер с Востока».
Режиссёр М. А. Хамина.
1966.
Алжир.
«Дорога».
Режиссёр М. С. Риад.
1968.
Алжир.
«Хроника огненных лет».
Режиссёр М. А. Хамина.
1975.
Алжир.
«Нжангаан».
Режиссёр М. Траоре.
1974.
Сенегал.
«Бронзовый браслет».
Режиссёр Тидиан Ав.
1974.
Сенегал.
«Эмитай».
Режиссёр Сембен Усман.
1971.
Сенегал.
«Хала».
Режиссёр Сембен Усман.
1975.
Сенегал.
«Солнце О».
Режиссёр М. Хондо.
1970.
Мавритания.
«Пять дней одной жизни».
Режиссёр С. Сиссе.
1972.
Мали.
«Кабаскабо».
Режиссёр У. Ганда.
1969.
Нигер.
«Ваззу-многоженец».
Режиссёр У. Ганда.
1969.
Нигер.
«Гума».
Режиссёр М. Папатакис.
1974.
Эфиопия.
«Чужой ребёнок».
Режиссёр Ж. П. Диконг-Пипа.
1975.
Камерун.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.