- Африка. Танец
Танец.
Бенин.Профессиональное танцевальное искусство народов Африки возникло сравнительно недавно и до XX в. было ограничено областью фольклора. Первые сведения об африканском танце дают наскальные рисунки в горных массивах Сахары (8—6-е тысячелетие до н. э.). О роли танца в жизни африканцев свидетельствует наскальная живопись бушменов (Южная Африка). Изображение фантастических существ и пляшущих людей в звериных шкурах, с рогами и в масках слона или антилопы указывает на связь танца с мифологическими представлениями африканцев. Найденные в районе озера Чад терракотовые статуэтки, названные «замаскированными танцовщиками», причудливо сочетают черты человеческих фигур с головами животных, что указывает на наличие масок как непременного атрибута танца. Африканский танец складывался на протяжении многих веков — это синтетический жанр, яркий сплав звуков, красок и движений, полный смысла для африканца, умеющего его «прочитать». Его основной ритмический рисунок связан с ритмикой ударных инструментов. Танец сопровождается хоровым пением, часто и аккомпанементом на духовых инструментах — охотничьих рогах, тростниковых флейтах, окаринах, трубах из слоновых бивней и древесных стволов. Красочность и выразительность танца подчёркивается использованием масок — ритуальных, культовых, игровых и др. (иногда весом до 6—8 кг), татуировок, а также костюмов, ходуль, колокольчиков, различных украшений, оружия.
У народов Тропической Африки танец был связан прежде всего с охотой и земледелием. Охотники подражали повадкам и крикам животных и птиц; одетые в шкуры животных исполнители тотемической пляски обещали удачу в охоте. Перед охотой на крупных зверей африканцы устраивали большие танцевальные представления. В костюмах из шкур леопарда, обезьяны, антилопы, других животных, с украшениями из страусовых перьев на голове, танцоры изображали животных, преследуемых охотниками. Эти пляски отличались исключительным богатством, разнообразием и остротой ритмического рисунка, например дошедший до наших дней танец ндламу (ЮАР), исполняемый участниками (до 300 человек) в костюмах из звериных шкур, меховых браслетах и головных уборах из перьев птиц. Композиция танца строится линейно. Палочки, украшенные белым мехом обезьян, заменяют копья. Обязательно участие запевающего песню и задающего ритм танцу, постепенно ускоряющемуся и всё более усложняющемуся. Следы старой охотничьей пляски носит танец народа педи, один из немногих сохранившихся в южной Африке танцев со щитами. Интересен зулусский танец охотников (Южная Африка).
Земледельцы, стараясь вызвать нужный для посевов дождь, воссоздавали музыкально-пластические картины плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды. У многих народов были распространены танцы птиц, предохраняющих посевы от вредителей, танцы «благодарения природы». Танцы, исполняемые в земледельческой церемонии, имеют более плавный характер игровых и плясовых движений (например, танец ташада в Западной Африке, исполняемый мужчинами в ярко расписанных головных уборах, имитирующих птиц, держащих в клюве змею, хороводный танец игома народа нгони в Южной Африке). Танец, символизирующий значение для человека
домашних животных, проходит под взмахи хлыстов из хвостов буйвола и сопровождается песнями о земле и урожае.
Важное место в фольклоре африканских народов занимают ритуальные танцы, связанные с культом предков. Их большое эмоционально-художественное воздействие направлено на создание чувства общности с родоначальниками племён. Танец-обряд поклонения предкам требует от исполнителей большого мастерства и длительной подготовки (например, торжественный танец чиконе во время совершения вождём обряда жертвоприношения предкам). Особое место занимают танцы-обряды инициации, бытующие во многих районах современной Африки (Гана, Нигерия, Кения, Танзания, Конго и др.). Танцы, символизирующие переход в другую возрастную группу и требующие 3—4 месяцев подготовки (например, танец питона народа венда). В процессе исторического развития и взаимодействия культур народов Африки производился отбор выразительных средств танца, создавались законченные хореографические структуры, соединённые с музыкальными и театральными формами, обогащённые разными аксессуарами декоративно-прикладного искусства. Со временем сложились строго канонизированные танцевальные традиции и чёткие программы плясовых выступлений. Импровизация танцев не допускалась. Основа африканского танца: ритм, синкретизм, а также жанровая цельность пляски и пантомимы. Наряду с развитием народного танца, в рамках танцевально-музыкального фольклора происходило становление танца «цехового», «профессионального», использующего определённые средства художественного выражения и требующего длительной специальной подготовки (значительная роль в этом процессе принадлежала тайным ритуально-магическим обществам).
Большая часть народов Центральной, Западной и Южной Африки до XX в. не имела письменности (её заменяли устная литература, музыкальное и танцевальное искусство). Исторические предания, легенды и мифы сохранялись и передавались из поколения в поколение музыкантами-сказителями. Выступления народных музыкантов и танцоров широко распространены во многих странах Африки. Аккомпанируя себе на каком-нибудь музыкальном инструменте, они поют и танцуют, рассказывают о великих событиях прошлого, передают новости сегодняшнего дня. Эти традиции сохраняются и в XX в. Вожди имели в своей свите певцов и танцоров, в обязанности которых входило песнями и танцами восхвалять самих вождей и их гостей, вдохновлять членов племени на борьбу с врагами, оплакивать героев, высмеивать недостойных. В связи с одержанной победой устраивались целые представления. С распадом родовой организации и постепенным исчезновением древних традиций танец терял ритуальный и культовый характер. В некоторых странах Африки начали появляться профессиональные танцовщики, выступающие перед публикой на сельских праздниках. Параллельно с ритуальными представлениями стали устраиваться и комические маскарады чисто развлекательного характера.
Длительное господство колонизаторов в Африке нарушило естественный процесс культурного развития африканских народов. Колонизаторы уничтожали культуру и художественные ценности местного населения. Вековое наследие африканских народов объявлялось неполноценным. Танцы искоренялись как «варварские» и «идолопоклоннические». Однако африканцы сохранили свои богатейшие танцевальные традиции.
С успехами национально-освободительного движения народов Африки и возникновением независимых африканских государств остро встал вопрос развития африканской культуры. Во многих африканских государствах создаются культурные центры, которые наряду с изучением танцевально-музыкального фольклора организуют ансамбли песни и танца, проводят фестивали и смотры, имеющие большое значение для сохранения и распространения культурного наследия. Первый профессиональный ансамбль африканского танца был организован в 1948—49 в Париже гвинейцем Кейта Фодеба. С 1950 под названием Африканские балеты этот коллектив гастролировал по странам Европы. Среди ведущих деятелей африканского танца Альберти Опоку (руководитель Танцевального ансамбля Ганы, основан в 1961), Абу Мама Диуф и Мамиду Мбей (руководители Национального ансамбля Сенегала, основан в 1961), Эдуард Гей (руководитель Национального ансамбля Бенина, основан в 1963), Ахмаду Сиссоко (руководитель ансамбля «Джолиба», Гвинея, основан в 1964), М. Эзерон (руководитель Национального ансамбля Замбии, основан в 1971) и др.; танцовщики и танцовщицы Фанта Туре (Сенегал), Апсита Фрадет, Сокона Дионг (Гвинея), Козо Нкетия (Гана), Нгамбида Саломе (Камерун) и др. Прогрессивные деятели культуры пытаются развить и обновить народное искусство. Развитие фольклорных традиций связывается ими с освоением лучших достижений мирового искусства. Африканские танцы — обязательная составная часть всех театральных представлений (см. раздел Театр). Традиционная африканская культура и, в частности, танец оказали значительное влияние на современную европейскую и американскую хореографию.
Литература:
Авдеев А. Д., Происхождение театра, М.—Л., 1959;
Мириманов В. Б., Африка, М., 1967;
Tracey H., African dances of Witwatersrand gold mines. Johannesburg, 1952;
Les hommes de la danse, Lausanne, 1955;
Segy L, African sculpture speaks, 4 ed., N. Y., 1975;
Darbois D., African dance, Prague, 1962;
Binet J., Societes de danse chez les Fang du Gabon, P., 1972.М. Скотт.
Национальный танец с горшочками.
Бамангвато.
Ботсвана.
Танец народа басари.
Того.
Национальный ансамбль Чада.
Королева масок.
БСК.
Участница городского карнавала.
Танец малико.
Маконде.
Национальный театральный коллектив Мали.
Выступление театрального ансамбля Народных вооружённых сил Анголы.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.