Африка. Народное образование

Африка. Народное образование
Занятия в сельской школе.  Бенин.

Занятия в сельской школе.
Бенин.

Первые сведения о школах на территории Африки относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Они существовали в древнеегипетском рабовладельческом государстве при дворце фараона и при храмах. В период арабского завоевания (VII—IX вв.) на территории Северной и Северо-Восточной Африки сложилась довольно развитая система мусульманского образования, основу которой составляли коранические школы. В IX—XII вв. широкой известностью пользовался крупный центр средневековой арабской культуры, находившийся на территории современного Туниса в Кайруане. Здесь имелись многочисленные библиотеки, школы, мусульманский университет Бейт аль-хикма, в котором работали знаменитые арабские учёные в области естественных наук, медицины, литературы, права и др. В IX в. был основан университет Каруин в Фесе (Марокко), в конце X в. — университет аль-Азхар в Каире.

Средневековые арабские учёные положили начало развитию педагогической мысли в странах Северной Африки В середине IX в. Мухаммедом ибн Сахнуном была написана «Книга образования учителей», наиболее ранняя в арабской литературе работа по проблемам школьного образования. На рубеже X—XI вв. арабский учёный Ибн аль-Кабиси подготовил трактат о постановке школьного дела.

По мере распространения ислама среди населения Тропической Африки коранические школы распространились к югу. В XV—XVI вв. широкую известность получили университеты в городах Томбукту и Дженне (территория современного Мали). В них наряду с богословием преподавали гуманитарные и естественные науки: юриспруденцию, литературу, географию, историю, математику, астрономию, музыку. Библиотека университета в Томбукту хранила одно из крупнейших в мире собраний арабских рукописей. Исламизация стран сопровождалась распространением арабского языка как языка культа, школьного образования и науки.

К началу XIX в. система мусульманского образования была представлена в Африке главным образом кораническими школами и несколькими мечетями-университетами, готовившими специалистов по богословию. Нередко коранические школы, в которых учащихся воспитывали в духе ненависти к колонизаторам, становились очагами сопротивления европейской колонизации.

В Тропической Африке воспитание и обучение молодого поколения осуществлялось в рамках традиционных институтов (институт возрастных классов, лагеря «посвящения» и т. п.). Иногда рамки такого воспитания были шире. Так, в лагерях «посвящения» народов ваи (Сьерра-Леоне) и тома (Гвинея, Либерия) возникла и распространилась силлабическая письменность, которая ещё в начале XX в. широко использовалась для переписки. Это вызывало недовольство колониальных властей.

Так, в Камеруне, например, в 1916 ими были закрыты школы, в которых дети пользовались письменностью народа бамум. Традиционное воспитание продолжало играть заметную роль в воспитании и обучении молодёжи, особенно в сельских районах, где значительная часть детей и подростков оставалась вне стен школьных учреждений.

Появление в Африке школ европейского типа связано с установлением первых контактов с португальцами и испанцами. В Конго, например, в 1-й половине XVI в. были созданы школы (в том числе и для девочек), в которых обучались дети местной племенной знати.

В XVI—XVIII вв. в Африке возникали школы в крепостях, основанных испанцами и португальцами на побережье Атлантического океана и на прилежащих островах. Эти школы создавались европейскими работорговцами, которые нуждались в грамотных посредниках из местного населения для переговоров с африканскими вождями о поставках рабов.

С конца XVIII в. в Африке стали создаваться школы миссионерскими обществами. Основными целями миссионерских школ были насаждение христианства и обеспечение прочной основы для установления колониального режима. Главное внимание уделялось «моральному» воспитанию африканцев в духе послушания, подчинения, смирения с подвластным положением. В миссионерских 2—3-летних школах главным предметом было Священное писание. Телесные наказания, механическое заучивание учебного материала (главным образом Библии) на почти незнакомом языке, слепая дисциплина и преданность «матери-метрополии» — таковы были основы воспитания и обучения в этих школах. К началу XX в. в миссионерских школах ФЭА обучалось около 3 тыс. человек

Государственные (светские) школы стали открываться в конце XIX — начале XX вв. Однако их число было крайне незначительно. Так, в конце XIX в. в Сенегале было открыто 9 школ, в Судане — 30, в начале XX в. в Бельгийском Конго — 5—6 школ, в ФЗА в 1900 в государственных школах училось 2500 человек, в Мозамбике — 146 человек Некоторое расширение сети школ началось с 1920-х гг., что было связано с возросшим спросом на обученную рабочую силу, на мелких служащих колониального аппарата и т. п.

После 1-й мировой войны в большинстве колониальных территорий Африки существовали отдельные школы для европейцев и африканцев. Содержание образования характеризовалось полным отрывом его от африканской действительности, преобладанием религиозных и гуманитарных предметов. В сельских школах французских колоний учащимся часто давался сокращённый курс. Во всех колониях ничтожными были возможности получения профессиональной или педагогической подготовки, хотя бы низшей квалификации. Высшие учебные заведения имелись лишь в отдельных колониях, африканцам доступ был крайне затруднён и ограничен. В 1957 в ФЗА в начальных школах училось 246,4 тыс. человек, свидетельства об окончании школы получило 10,2 тыс. человек, в средних школах училось 11,5 тыс. человек, экзамены на степень бакалавра выдержали 844 человека, всеми видами профессиональных и технических специальностей было охвачено 5,5 тыс. человек, свидетельства об окончании центров ученичества по подготовке квалифицированных рабочих получили 339, об окончании технических колледжей — 57 человек Обучение в большинстве школ было платным.

Ко времени провозглашения независимости большинством африканских стран (1960) уровень неграмотности взрослого населения составлял здесь около 90%, а в таких странах, как Мавритания, Нигер, ЦАР, Чад и др., — до 99%. Охват детей младшего школьного возраста начальным образованием в целом по континенту не превышал 30%, а в ряде государств (Ливия, Мавритания, Нигер, Судан, Чад) не достигал и 10% (без учёта численности учеников коранических школ). В средних общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях всех стран Тропической Африки в 1960 обучалось 630 тыс. человек, то есть 2,7% численности молодёжи соответствующего возраста. Хотя некоторые страны Северной и Северо-Восточной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис) несколько дальше продвинулись в развитии среднего образования, охват молодёжи этой ступенью школьного обучения в регионе был ниже 10%. Лишь 9% общего контингента учащихся средних школ в Африке приходилось на профессионально-технические учебные заведения. Слабо развита была система высшего образования (только 19 стран и территорий имели вузы). В 1960 в странах Тропической Африки насчитывалось 27 тыс. студентов (1 на 7 тыс. жителей), большинство которых обучалось в метрополиях.

Современная система образования. Общая характеристика.

Завоевание политической независимости создало предпосылки для демократизации образования и его ускоренного развития, для коренного пересмотра целей, задач и содержания школьного обучения, с тем чтобы привести деятельность. всех учебно-воспитательных учреждений в соответствие с потребностями социально-экономического и политического развития африканских стран.

По инициативе ЮНЕСКО в 1961 в г. Аддис-Абеба (Эфиопия) была проведена первая в истории континента конференция африканских государств по развитию образования в Африке На ней был разработан рассчитанный на 20 лет «План Аддис-Абебы», предусматривавший введение во всех странах Африки к 1980 всеобщего начального (6-классного) образования, значительное расширение сети средних общеобразовательных и особенно профессионально-технических школ, создание национальных вузов, постепенный переход от колониальных систем образования к национальным, повышение качества школьного обучения на основе пересмотра его содержания и методов и улучшения подготовки национальных преподавательских кадров, всемерное развитие внешкольного образования, проведение мероприятий по ликвидации неграмотности взрослого населения.

С самого начала при решении этих задач молодые государства столкнулись с серьёзными трудностями, обусловленными, с одной стороны, тяжелейшим наследием колониализма, в том числе и в области просвещения, с другой — современной политикой империалистических держав, которые через своих многочисленных советников, экспертов и преподавателей, с помощью различных соглашений о помощи и культурном сотрудничестве, навязанных бывшим колониям накануне провозглашения их независимости, продолжали прямо или косвенно направлять в своих интересах развитие образования в этих странах. Поэтому лишь немногим странам Африки (Алжир, Конго) удалось к 1980 приблизиться к реализации целей, предусмотренных «Планом Аддис-Абебы».

В 60 — 70-х гг. происходили количественные сдвиги в развитии народного образования. Но сами системы образования, их структура и принципы деятельности, содержание и методы обучения, гуманитарная направленность программ в большинстве стран существенно не изменились. Это объясняется прежде всего воздействием политики неоколониализма на развитие образования в молодых государствах, а также острой нехваткой школ, оборудования, квалифицированных преподавательских кадров, методологическими трудностями разработки новых учебных программ, которые бы соответствовали специфическим потребностям экономического и социального развития этих стран.

Итоги развития образования в Африке за 20 лет (1960—80) подвела конференция в Хараре (1982). Доля ВНП, используемая африканскими государствами на нужды просвещения, возросла по континенту в целом с 2,8% в 1960 до 5,5% в 1980. Увеличение ассигнований на эти цели сопровождалось в этот же период значительным ростом контингентов учащихся на всех ступенях обучения: в начальной школе — с 16,8 млн. человек до 56 млн. человек; в средней — с 1,6 до 12,5 млн. человек; в высшей — со 142 тыс. человек до 1169 тыс. человек. В странах Африки ныне в учебных заведениях различного уровня в общей сложности обучается около 70 млн. человек.

Охват детей в возрасте 6—11 лет начальным обучением увеличился к 1980 до 62%, на уровне средней школы — до 20% от общей численности молодёжи в возрасте 12—17 лет. Несмотря на заметное улучшение этих показателей по сравнению с колониальным периодом, их увеличение не поспевало за темпами демографического роста. В результате численность африканских детей и подростков, которые по-прежнему лишены возможности попасть в школу и вообще не охвачены обучением, продолжает расти. Некоторый прогресс имел место в женском образовании, развитие которого в условиях мусульманских стран сопряжено с преодолением религиозных предрассудков. В 1960—75 доля учащихся-девочек в начальных школах увеличилась с 34,8 до 39,9%, в средних школах — с 25,8 до 30,7%, в вузах — с 16,9 до 24.2%.

В 1960—80 уровень неграмотности взрослого населения (старше 15 лет) снизился в Африке до 60,6%. Однако в абсолютном выражении число неграмотных не только не уменьшилось, но постоянно растёт. В 1980 их было 156 млн. человек (на 17 млн. человек больше, чем в 1970), к 1990 оно составит, согласно прогнозам ЮНЕСКО, 168 млн. человек Ликвидация неграмотности до сих пор является одной из главнейших задач государств Африки Почти повсюду созданы специальные службы или центры, координирующие работу кружков и курсов по образованию взрослых. Проводятся широкие кампании по ликвидации неграмотности с привлечением студентов и школьников. В ходе многолетней общенациональной кампании по ликвидации неграмотности в Эфиопии доля неграмотных снизилась с 93 до 36%. В ряде стран, где особо остро ощущается нехватка учителей, получило распространение обучение взрослого населения при помощи радио, телевидения, киноустановок. Большую помощь оказывает ЮНЕСКО в создании центров обучения взрослых и т. п. По инициативе ЮНЕСКО на континенте вводится новый принцип «функциональной» грамотности, по которому взрослые не только обучаются грамоте, но и приобретают новые профессиональные навыки и технические знания (к 1971 по этому методу в Африке было обучено 170 тыс. человек, только в Мали к 1974 — 70 тыс.).

За усреднёнными в масштабах континента показателями скрываются существенные различия в уровне и темпах развития народного образования в отдельных государствах. В 1980 доля неграмотных среди людей в возрасте старше 15 лет составляла в зависимости от страны от 30 до 95%, охват начальным обучением — от 13 до 100%, первой ступенью средней школы — от 2,1 до 82,3%. Наряду с государствами, которые вплотную подошли или уже осуществили начальный всеобуч, добились значительного снижения уровня неграмотности взрослого населения и заметно продвинулись вперёд в развитии среднего (общего и профессионально-технического) и высшего образования, на африканском континенте находятся наиболее отсталые в области просвещения страны мира (Нигер, Чад, ЦАР и др.).

Сохранение по существу мало изменённых программ обучения, их несоответствие нуждам развивающейся экономики привели к обострению дефицита в квалифицированных кадрах. Большими недостатками африканской школы являлись гуманитарный характер учебных программ, неравномерные территориальное распределение учащихся (в некоторых странах соотношение числа учащихся городских и сельских районов составляет 7:1) и количественное соотношение отдельных звеньев системы образования (в 1970-х гг. соотношение учащихся начальных, средних и высших школ по всей Африке было 80:6:1). Школа продолжала ориентировать выпускников или на продолжение образования, или на работу в качестве клерков, служащих, чиновников. Рост безработицы среди молодёжи, получившей образование, стал чрезвычайно острой проблемой. В основе этого явления лежат прежде всего социально-экономические причины, вместе с тем парадокс «перепроизводства образованных» объясняется также неэффективностью проводившихся реформ колониальных систем образования.

В 1968 на конференции министров образования африканских стран в Найроби ставились задачи проведения реформы начального образования, создания предпосылок для подготовки научных и технических кадров, организации преподавания естественных наук и профессионально-технического обучения. На конференции министров образования в 1976 в Лагосе был поставлен вопрос об изменении всей системы образования в Африке с тем, чтобы она стала более эффективной и приспособленной к местным условиям, о широком использовании в преподавании африканского языка, особенно во внешкольных формах обучения, например в программах по ликвидации неграмотности среди взрослых и т. п. В числе многих других была принята также рекомендация укреплять связь школы с жизнью, однако не был поставлен конкретно вопрос о трудовом обучении в школе. Тем не менее в эти годы многие страны стали осуществлять связь школы с производством через организацию трудового, в частности сельскохозяйственного, обучения.

В конце 70-х гг. во многих странах были проведены реформы системы образования, введены новые школьные программы, всеобщее бесплатное образование, обязательное начальное образование, резко увеличилась подготовка преподавательских кадров.

Переориентация школьного образования на практические нужды, на производственную и трудовую подготовку одновременно с попыткой таким образом стимулировать экономическое развитие способствует социальной переориентации молодёжи. Воспитательные задачи образовательных реформ в государствах различной политической ориентации решаются по-разному. В странах капиталистической ориентации внимание уделяется в основном соответствию образовательных программ экономическим нуждам, причём обсуждение этих задач пока проводится шире, чем конкретные мероприятия, а декларирование этих задач зачастую подменяет их осуществление.

Государства социалистической ориентации наиболее последовательно идут по пути коренной перестройки систем образования, выдвинув в качестве основных задач усиление роли государства в деле образования, отделение школы от церкви, ограничение деятельности частных школ; демократизацию образования; планирование развития образования в тесной связи с планированием социально-экономического развития страны; изменение содержания образования, связь обучения с жизнью; введение трудового воспитания, сельскохозяйственной и производственной практики и политических занятий в школах; обеспечение единства и преемственности школ; ликвидацию «тупиковых» школ; перевод обучения на национальные языки; организацию массовых кампаний по борьбе с неграмотностью взрослого населения и др.

Эти государства пытаются осуществлять в комплексе мероприятия по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию молодого поколения. Участие молодёжи в трудовых кампаниях увязывается с пропагандистской работой среди населения, с мероприятиями по повышению политической сознательности населения. В Алжире издан специальный декрет о национальной комиссии студенческого волонтариата (1973), активно действуют студенческие строительные отряды, в Гвинее были организованы специальные студенческие отряды для работы в деревне. В Эфиопии в «Национальной кампании развития через сотрудничество» участвовало около 60 тыс. студентов и учащихся старших классов, в Конго с 1982 присуждаются национальные премии школам за лучшую организацию трудового воспитания. Кампании по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, активно проводящиеся с помощью школьников и студентов, выполняют также серьёзную воспитательную функцию не только по отношению ко взрослому населению, но и по отношению к участвующим в них молодым людям.

Начальная школа является формально обязательной, бесплатной для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Продолжительность обучения в ней от 4 (Ангола, Мозамбик) до 8 (Сомали) лет, а в большинстве стран — 6 лет. Наиболее высокий процент охвата детей начальным образованием в начале 80-х гг. был в Алжире, Габоне, Египте, Конго (около 100%), самый низкий — в Мавритании, Нигере, Чаде (около 20%). В начальной школе ряда африканских государств отсев (особенно среди девочек) и второгодничество учащихся по причинам материальных трудностей семей учащихся, отдалённости школ, недостаточно квалифицированного обучения и др. приводят к увеличению средней продолжительности обучения (до 8—9 лет вместо 6), к крайней неоднородности возрастного состава учащихся старших классов начальной школы и к огромному перерасходу средств (до 50% общей суммы ассигнований на нужды просвещения). Во многих странах темпы строительства государственных школ заметно отстают от роста численности населения, поэтому многие дети поступают в частные или миссионерские школы, наиболее разветвлённая сеть которых — в Габоне, Того, Замбии, Лесото и др.

В средние учебные заведения стран Африки попадает 1/51/4 выпускников начальной школы, что существенно затрудняет возможности развития среднего образования и повышения общеобразовательного уровня экономически активного населения.

Общеобразовательная средняя школа стран Африки по своей структуре и профилю неоднородна. Продолжительность обучения на этой ступени составляет от 4 до 7 лет, включает два цикла (3+2, 3+3, 4+2, 4+3). Наибольший охват средней школой (свыше 40%) достигнут в странах Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис) и в некоторых странах Тропической Африки (Конго, Сенегал), самый низкий (меньше 5%) — в Мавритании, Нигере, Чаде, ЦАР и др. Профессионально-техническая средняя школа является до сих пор наименее развитой в Африке. В середине 70-х гг. в Тропической Африке на долю общеобразовательных учебных заведений приходилось 88%, профессионально-технических — 6%, педагогических — 6% общего числа учащихся средних школ, а в странах Северной Африки соответственно 83,15 и 2%. Существуют 3 основных типа профессионально-технических учебных заведений: на базе начальной школы (готовят рабочих), неполной средней школы (готовят низший среднетехнический персонал) и полной средней школы (готовят среднетехнические кадры). Большая часть технических школ составляют промышленные и коммерческие, значительно меньшую — сельскохозяйственные (хотя сельское хозяйство — основа экономики большинства африканских стран). Профессионально-технические школы находятся в ведении не только министерств образования, но и различных других министерств — министерств промышленности, строительства связи, здравоохранения. Имеются курсы, действующие при помощи различных специальных учреждений ООН (например, МОТ и др.), на которых проводится профессионально-техническое обучение. В ряде стран социалистической ориентации приняты меры, направленные, с одной стороны, на форсированное развитие профессионально-технической школы, с другой — на усиление трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ путём расширения их участия в производит, труде на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Велик отсев учащихся из средней школы. Из тысячи подростков, поступающих в средние учебные заведения, диплом о завершении полного среднего образования получают лишь единицы, а большинство выбывает ещё до окончания 1-й ступени средней школы.

Развитие высшего образования в странах Африки в основном началось после получения независимости и осуществляется довольно высокими темпами. Контингент студентов в африканских странах в 1966—70 увеличивался ежегодно на 10,2%, в 1971—75 — на 22,2%. Тем не менее удельный вес студентов в общей массе как учащихся, так и всего населения пока остаётся низким. При среднем показателе по Африке 12 студентов на 10 тыс. человек (середина 70-х гг.) этот показатель для стран Тропической Африки — 5 человек, для североафриканских стран значительно выше, например в Египте — 88, Ливии — 42.

Доступ к высшему образованию остаётся ограниченным, особенно для сельского населения. Узка социальная база поступающих в вузы.

Основу системы высшего образования в Африке составляют университеты, на долю которых приходится свыше 80% студентов национальных вузов. Многие университеты, созданные в своё время по моделям университетов бывших метрополий, испытывают сильную зависимость от западных держав, которые с целью распространения буржуазной идеологии участвуют в финансировании высшего образования, в обеспечении африканских вузов административно-преподавательскими кадрами. Одна из задач развития высшего образования — преодоление его гуманитарной направленности, доставшейся в наследство от колониализма, поддерживаемой современным неоколониализмом, обусловливаемой также меньшими потребностями в затратах и техническом оснащении.

В начале 80-х гг. в большинстве стран Африки студенты гуманитарных факультетов составляли 60—65%.

Во многих странах уже в 60-е гг. отмечался тем не менее рост контингента студентов естественнонаучных факультетов, вызванный потребностями в преподавательских кадрах по этим наукам. В 70-е гг. наблюдалось абсолютное и относительное расширение подготовки инженерно-технических кадров, увеличение числа студентов-медиков, доли студентов сельскохозяйственных вузов. Профессиональный состав обучаемых связан со спецификой развития экономики той или иной страны. В экономически более развитых странах с многоотраслевым хозяйством подготовка студентов ведётся, как правило, по более широкому кругу специальностей.

Под воздействием научно-технической революции и в результате роста потребностей в квалифицированных научных и инженерно-технических кадрах многих страны Африки, и прежде всего государства социалистической ориентации, предприняли серьёзную реформу высшей школы, направленную на расширение сети технических вузов и улучшение качества профессионально-технической подготовки выпускников. В результате с середины 70-х гг. в развитии высшей школы наметилась тенденция превращения университетов в комплексы учебных заведений разного уровня и профиля.

Подготовка педагогических кадров. Преподавателей для начальных школ готовят педагогические школы, для средних учебных заведений — высшие педагогические школы, для вузов — университеты. Существуют также специализированные учебные заведения (курсы, институты и др. со сроком обучения 2—4 года), готовящие преподавателей естественнонаучных и технических дисциплин.

В африканских странах ощущается острая нехватка квалифицированных педагогических кадров на всех уровнях образования. В середине 70-х гг. свыше 39% учителей начальной школы получили лишь начальное образование и не имели профессиональной подготовки. Этим объясняется низкое качество обучения в начальной школе многих стран. Между тем преподавательские кадры для начальной школы практически полностью африканизированы. Значительные успехи достигнуты и в африканизации педагогических кадров в средней школе, например доля иностранных преподавателей за годы независимости снизилась в Того, Малави, Гане, Габоне, а также в Эфиопии (после 1974) с 30% до 10%. В ряде стран (БСК, Заир, Сьерра-Леоне, Камерун и др.) эта доля составляет около 50% (а в вузах ещё больше).

Большую помощь в решении задач в области образования оказывают африканским государствам СССР и страны социалистического содружества. Советско-африканское сотрудничество охватывает различные области, в первую очередь строительство в Африке с помощью СССР вузов и научных центров. К 1976 были созданы и начали функционировать 72 учебных заведения, в том числе 7 высших, 4 средних и 61 учебный центр. В Алжире к 1976 было создано 12 нефтехимических и текстильных центров, куда входят институты и техникумы, готовящие инженеров и техников нефтяной, нефтехимической и текстильной промышленности. В Гвинее было создано одно из самых крупных учебных заведений Африки — Политехнический институт в Конакри. В Мали в середине 60-х гг. открылись сельскохозяйственный институт и высшая школа руководящих работников государственного аппарата. Большая часть существующих в Египте технических вузов и крупных профессионально-технических центров открыта в 1956—72 при активном участии СССР, ГДР и других социалистических стран. Внедряются различные формы подготовки местных профессионально-технических кадров. Свыше 85 тыс. специалистов подготовлено непосредственно на сооружаемых в Африке промышленных объектах.

С начала 60-х гг. значительно усилился приток студентов из Африки в вузы социалистических стран; в конце 70-х гг. обучалось около 15 тыс. африканских студентов, было выделено 3 тыс. стипендий для их обучения.

Литература:
Скорое Г. Е., Развивающиеся страны: образование, занятость, экономический рост, М., 1971;
Кондратьев В. А., Национальные кадры в развивающейся экономике. (Проблемы и тенденции воспроизводства), М., 1973;
Тангян С. А., Образование и общественный прогресс в развивающихся странах, М., 1975;
Ширинский А. Е., Образование в развивающихся странах, М., 1977; СССР и страны Африки, М., 1977;
Пономарев Д. К., Проблемы просвещения и подготовки кадров в Африке, М., 1980;
Suret-Canale J., L’Afrique noire occidentale et centrale, t. 2 — L’ere coloniale. 1900—1945, P., 1973;
Abdou M., L’education en Afrique, P., 1964;
Conference des ministres de l’education des Etats Membres d’Afrique…, P., [1976];
International yearbook of education, v. 33, P. — [a. o.], 1981.

В. П. Борисенков, Э. А. Шауро.

В школе г. Абомея.

В школе г. Абомея.

Лицей имени Беханзина в Порто-Ново.

Лицей имени Беханзина в Порто-Ново.
Бенин.

Занятия в лесной школе ФРЕЛИМО в освобождённых районах Кабу-Делгаду.

Занятия в лесной школе ФРЕЛИМО в освобождённых районах Кабу-Делгаду.
1972.
Мозамбик.

На уроке русского языка в советском культурном центре в Уагадугу.

На уроке русского языка в советском культурном центре в Уагадугу.
Буркина-Фасо.

Курсы ликбеза у яо.

Курсы ликбеза у яо.
Провинция Ньяса.
Мозамбик.

«Занятия на курсах ликбеза».

«Занятия на курсах ликбеза».
Неизвестный самодеятельный художник.
Масло.
Постоянная художественная выставка в Мапуту.
Мозамбик.

Занятия по изучению алфавита.  Сомали.

Занятия по изучению алфавита.
Сомали.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Африка. Народное образование" в других словарях:

  • Африка. Средние века — Северная Африка и Египет в VIII — первой половине XII вв. Северная и Северо Восточная Африка. Средневековье Северной Африки и Египта тесно связано с Северным Средиземноморьем. Начиная с III в. Египет и страны Северной Африки, входившие в… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Южная Африка — География и статистика [Когда шла буква Т., Трансвааль назывался Южно Африканской республикой ; в 1902 г. он присоединен к владениям Великобритании и стал называться Колонией Трансвааль . Это побудило редакцию поместить настоящую статью, в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Великобритания — I Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы Устройство поверхности Орошение Климат и естественные произведения Пространство и население Эмиграция Сельское хозяйство Скотоводство Рыбная ловля Горный промысел Промышленность Торговля… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франция — I (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франция* — (France, Frankreich). Расположение, границы, пространство. С севера Ф. омывает Немецкое море и Ла Манш, с запада Атлантический океан, с юго востока Средиземное море; на северо востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дагомея — (Dahomey)         Республика Дагомея (Republique du Dahomey), государство в Западной Африке. На Ю. омывается Гвинейским заливом. Граничит на С. с Нигером, на С. З. с Верхней Вольтой, на З. с Того и на В. с Нигерией. Площадь 112,6 тыс. км2.… …   Большая советская энциклопедия

  • Великобритания* — Содержание: А. Географический очерк: Положение и границы; Устройство поверхности; Орошение; Климат и естественные произведения; Пространство и нaceление; Эмиграция; Сельское хозяйство; Скотоводство; Рыбная ловля; Горный промысел; Промышленность;… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Швейцария — I (нем. Schweiz, франц. Suisse, англ. S …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Германия — I союз государств или союзное государство [Мы не останавливаемся решительно ни на одном из этих терминов (Staatenbund. Bundesstaat), потому что Герм. империя, как будет объяснено ниже не подходит вполне ни под тот, ни под другой] в средней Европе …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Пруссия — I (Preussen) королевство, важнейшее государство Германской империи, граничит на севере с Балтийским морем, Данией и Северным Немецким морем, на востоке с Россией и Австрией (Галицией), на юге с Австрией (Силезия, Моравия и Богемия), Саксонией,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»