берберское искусство

берберское искусство
Наскальное гравированное изображение слона.

Наскальное гравированное изображение слона.
Хабертер II.
Феццан.
Ливия.
Период охотников.

бербе́рское иску́сство. Б. и. складывалось на протяжении тысячелетий в среде автохтонных североафриканских племён берберов (и их предков ливийцев), населяющих Северную Африку, Западную Сахару и сопредельные области. Специфика Б. и., функционального (практического) по своему характеру, определяется сохранением родоплеменной основы художественного мировосприятия берберов, устойчивостью архаического уклада, древних поверий и магической символики. Б. и. с древнейших времён развивалось в контакте с культурами негроидных народов, о чём свидетельствуют памятники североафриканской капсийской культуры, неолитические наскальные росписи (Тассилин-Аджер) и рисунки (на юге Марокко, в Феццане в Ливии, в провинции Оран в Алжире), дольмены и орнаментированные сосуды из страусовых яиц (Тунис). 1-м тысячелетием до н. э. датируются каменные кольцевые могильники — «шуши» (Мавритания, Марокко), прямоугольные в плане, сложенные из необколотого камня без окон жилища — «гурби» и перевозившиеся на повозках овальные, сплетённые из ветвей хижины кочевников («мапалия»). С возникновением финикийских колоний и образованием мощной державы Карфагена в 1-м тысячелетии до н. э. был открыт путь проникновению в североафриканскую среду традиций финикийского (пунического), древнеегипетского и древнегреческого искусства, которые, однако, не оказали на Б. и. существенного воздействия. Предпосылки к развитию синкретической (пуническо-берберской) культуры появились в концу 1-го тысячелетия до н. э. в ливийских царств искусстве, расцвет которого был прерван римским завоеванием. Процесс романизации североафриканской культуры не затронул Б. и.; враждебные римским колонистам местные племена, возможно, сознательно противостояли проникновению в их жизнь римской цивилизации. С приходом арабов, исламизацией берберских племён и распространением арабского языка были заложены основы средневекового берберо-арабского искусства; художественные традиции, принесённые арабами с Ближнего Востока, видоизменялись под влиянием Б. и. Так, например, традиция укрепления средневековых городов Марокко глинобитными стенами с квадратными в плане массивными башнями с зубцами, вероятно, заимствована у берберов. Некоторое представление о градостроительстве, архитектуре и декоративном искусстве средневековых берберов дали раскопки Кала-Бени-Хаммад и Ашира в Алжире; сохранились сведения о средневековых берберских городах на территории современной Мавритании (Аудагост и др.). В правление берберских династий Альморавидов и Альмохадов в Северной Африке и Андалусии (завоёванные арабами области на юге Испании) берберский компонент стал одним из главных образующих мавританского искусства, многие памятники которого сохранились в городах Марокко (Марракеш, Рабат, Фес и др.), Алжира (Тлемсен и др.), Туниса (Кайруан и др.). Черты собственно Б. и. в наиболее чистом виде прослеживаются в народном зодчестве и художественном ремесле современных берберских племён. Для селений Высокого Атласа (Марокко) характерна глинобитная усадьба — «ксар» — квадратная в плане, с башнями по углам и 3—4-этажными помещениями вокруг шахты двора; глухие внешние стены с зубцами вверху выложены сырцовым рельефным орнаментом (ромбы, зигзаги, розетки), реже расписаны мелом (геометрические узоры). В Кабилии (Алжир) селения на вершинах крутых возвышенностей застроены по кольцу прямоугольными в плане 1-комнатными домами под черепичной кровлей. Своеобразны украшенные по фасадам красно-белой геометрической росписью дома Валаты и Немы в Мавритании. Усадьбы острова Джерба в Тунисе, с вытянутыми по сторонам прямоугольного двора сводчатыми каменными белёными комнатами, лишены декора. В южных районах Туниса и Ливии (Матмата и др.) встречаются селения с жилищами и мечетями, углублёнными в лёссовый грунт; от входа внутрь постройки спускается пандус. Специфически берберские гражданские сооружения, характерные как для оседлых, так и для некоторых кочевых племён, — укреплённые общественные кладовые для многолетних запасов зерна. В Высоком Атласе это «ирхермт» или «агадир» — подобные городу комплексы многоярусной застройки с узкими проходами. На юге Туниса хранилища «горфа», со сводчатыми камерами в несколько ярусов вокруг двора, служили также временным жильём. Жилище кочевников — травяной шалаш или шатёр, покрытый циновками (в районах Сахары) или кожами (у туарегов Ахаггара), пропитанными маслом и окрашенными охрой. В художественном ремесле, как и в архитектурном декоре, господствуют формы геометрического орнамента, возникновение которого восходит к глубокой древности; построение и мотивы узоров связаны с родоплеменными традициями и символикой — преимущественно древних земледельческих культур Средиземноморья, а также мусульманской. В горных районах развито ковроделие: в Высоком Атласе — длинноворсовые ковры с контрастным узором из полос, разбитых на ромбы, шашки, треугольники или ромбические сетки, заполненные более сложными геометрическими фигурами; в горах Ореса — ковры вытянутых пропорций с преобладанием тёмно-красных и синих тонов и косой сеткой узора (иногда выделено прямоугольное или ромбическое центральное поле). В тканях (одежды, покрывала, завесы, попоны) геометризм узоров подчёркнут сопоставлением коричневого, охристого, красного, синего, зелёного и фиолетового тонов или сочетанием белой овечьей и чёрной козьей шерсти. У оседлых племён развито гончарство — лощёная или расписная с традиционными узорами посуда (Южный Марокко, районы Большой и Малой Кабилии в Алжире). Ювелирные изделия племён Высокого Атласа — бронзовые и серебряные ожерелья, диадемы, ручные и ножные браслеты, серьги, фибулы и др., дополненные треугольными и круглыми подвесками на цепочках, а также ножны и рукоятки кинжалов — украшены филигранью, чернью, разноцветной эмалью, кораллами, гранатами. В Кабилии женские украшения выполнены в той же технике и оформлены вставками из бирюзы и кораллов. Кочующие с туарегами кузнецы и ювелиры переплавляют брошенный европейцами лом и французские серебряные монеты, изготовляя густо покрытые штриховым и наколотым орнаментом щипцы и молотки для сахара, пинцеты для извлечения заноз, украшения с многочисленными подвесками-треугольниками (магическая форма, якобы оберегающая от дурного глаза). Один из главных видов художественного ремесла берберов — искусство обработки кожи вышивкой, аппликацией, тиснением, росписью. У кочевников распространены работы по дереву (долблёные или резные чаши для фиников, блюда, ступки с декором из цветных линий или латунной аппликацией).

Литература:
Воронина В. Л., Архитектура Магриба, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, М., 1969;
ее же, Народное жилище арабских стран, М., 1972;

Terrasse H., Hainaut J., Les arts décoratifs au Maroc, P., 1925;
Terrasse H., Kasbas berbères de l’Atlas et des oasis. Les grandes architectures du Sud marocain, P., 1938;
Golvin L, Les arts populaires d’Algérie, v. 2, Alger, 1953;
Marcais G., L’art des Berbères, Alger, 1956;
Poncet M., Les bijoux d’argent de Tunisie, Tunis, 1980.

В. Л. Воронина, Т. П. Каптерева.

Наскальное изображение жирафа.

Наскальное изображение жирафа.
В пещере Уни-Амил.
Юго-западная Ливия.
Пастушеский период.

Замок-ксар с рельефным орнаментом на фасаде.

Замок-ксар с рельефным орнаментом на фасаде.
Долина Дадеса.
Марокко.
XIX в.

Жилой дом с орнаментальной росписью на фасаде.

Жилой дом с орнаментальной росписью на фасаде.
Высокий Атлас.

Ювелирное украшение.

Ювелирное украшение.
Серебро, кораллы, эмаль.
Кабилиа.
Алжир.
Музей Питт-Риверса.
Оксфорд.

Керамика с расписным орнаментом.

Керамика с расписным орнаментом.
Горный массив Зерхун (Северное Марокко).
Музей марокканского искусства.
Рабат.

Общественное зернохранилище «горфа» в г. Меденин.

Общественное зернохранилище «горфа» в г. Меденин.
Вид со двора.
Тунис.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "берберское искусство" в других словарях:

  • Ливия. Архитектура и изобразительное искусство — Форум в Лептис Магне. Фрагмент аркады портика. Начало III в. На территории Ливии обнаружены восходящие к неолиту наскальные изображения животных, людей, сцен охоты на слонов, бизонов и других зверей: в горах Эль Увейнат (на юго востоке), Бен… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Марокко. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство — «Бюст Юбы II». Из Волюбилиса. Бронза. Конец I в. до н. э. Музей древностей. Рабат. Древнейшие памятники искусства на территории Марокко восходят к неолиту (наскальные изображения слонов, антилоп, птиц). 1 м тысячелетием до н. э, датируются… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Культура Маглемозе — Археологическая культура • Маглемозе мезолит Локализация Германия, Дания, Польша, Франция Датировка X VI тыс. до н. э …   Википедия

  • МАРОККО — (المغرب (аль Магриб), Morocco) Общие сведения Официальное название Королевство Марокко (араб. المملكة المغربية (аль Мамляка аль Магрибийя), англ. The Kingdom of Morocco). Расположено на северо западе Африки. Площадь 446,550 тыс. км2, численность… …   Энциклопедия стран мира

  • Испания — (Espana)         официальное название Испанское Государство (Estado Espanol).                   I. Общие сведения          И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… …   Большая советская энциклопедия

  • Африка — У этого термина существуют и другие значения, см. Африка (значения). Африка на карте полушари …   Википедия

  • Габсбургская Испания — История Испании …   Википедия

  • Испанец — Испанцы Испанцы  народ, проживающий на Пиренейском полуострове. Испанцы являются потомками кельтоиберийцев, вестготов, римлян и мавров. Разговаривают на испанском языке. Численность испанцев в мире составляет примерно 43 миллиона человек. В самой …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»