- Африка. Экономический очерк. Строительство
Строительство радиостанции близ Антананариву.
Мадагаскар.В колониальный период промышленное строительство и создание производственной инфраструктуры осуществлялись главным образом в портовых центрах и районах развития горнодобывающей промышленности. Жилищное строительство велось в крупных городах, в основном для обеспечения нужд колониальной администрации. После завоевания политической независимости объём строительно-монтажных работ значительно увеличился. В 1982 стоимость продукции строительства в развивающихся странах Африки в целом составила 22,7 млрд. долл. (в текущих ценах). В 1960—70-е гг. среднегодовые темпы прироста объёма строительно-монтажных работ составили 9,2% (в постоянных ценах 1975). В 1982 на страны Северной Африки приходилось 50% общего объёма строительных работ в Африке (без ЮАР), на Нигерию — около 25%. Относительно высокие темпы развития отрасли в 70-е гг. отмечались в БСК, Габоне и некоторых других государствах Тропической Африки. Вместе с тем в наименее развитых странах континента темпы роста производства, как правило, были намного ниже. Основной упор в этих странах делается на создание объектов производственной инфраструктуры (главным образом сооружение транспортной сети и систем связи) как важнейшей предпосылки подъёма экономики.
В большинстве развивающихся стран Африки сооружение крупных народно-хозяйственных объектов (строительство современных предприятий электроэнергетической, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, ирригационных систем, путей сообщения и др.), требующее значительных капиталовложений с длительными сроками окупаемости, ведётся с участием или под контролем государства, часто с использованием иностранных кредитов и займов. Повышается роль АБР в финансировании строительства важных народно-хозяйственных объектов (например, в 1981 из 536 займов на сумму свыше 3 млрд. долл. около 50% выделено на нужды транспортного и коммунального строительства).
Ввиду слабости технической базы национальной строительной индустрии и нехватки квалифицированных кадров промышленное и инфраструктурное строительство осуществляется в основном иностранными (западноевропейскими, американскими, итальянскими, японскими и др.) фирмами-подрядчиками. Так, в 70-е — начале 80-х гг. французская компания «Электрисите де Франс» участвовала в проектировании и строительстве электростанций в БСК, Буркина-Фасо, Габоне, Гвинее, Заире, Камеруне, на Мадагаскаре и в ЦАР. В сооружении автосборочных заводов принимали участие фирмы Франции, ФРГ, США и Японии (например, в Нигерии 2 завода построены французской фирмой «Рено» и 1 завод западногерманской фирмой «Фольксваген»). Японская компания «Кавасаки хеви индастрис» совместно с «Ниссо-Иваи» и «Марубени» участвовали в сооружении крупного комплекса по производству азотных удобрений в Нигерии (г. Они), «Ито» и «Тойо энджиниринг» — в строительстве крупнейшего в Африке нефтехимического комплекса в Алжире (г. Скикда).
В сооружении многих важных народно-хозяйственных объектов (промышленных, сельскохозяйственных и др.) большую помощь африканским странам оказывают государства социалистического содружества, и прежде всего, СССР (см. Экономический очерк. Внешнеэкономические связи, СССР и Африка). Растёт объём сотрудничества в области строительства развивающихся государств Африки со странами Азии и Латинской Америки. Например, в начале 80-х гг. бразильские строительные компании участвовали в сооружении новой столицы Нигерии (Абуджа), железных дорог в Нигерии и Мозамбике, жилых домов в Алжире.
Жилищное строительство в 60—70-е гг. в большинстве стран, особенно в сельских районах государств Тропической Африки, было крайне ограниченно и в основном велось кустарными методами. Большие усилия в деле улучшения жилищных условий городского населения (ликвидации трущоб в городах, создании современных коммунальных удобств и др.) и реконструкции сельских поселений предпринимаются в ряде государств социалистической ориентации. К началу 80-х гг. Значительных успехов в строительстве современного жилья добились Ливия и Алжир.
По данным ЭКА, в конце 70-х гг. от 20 до 35% общей стоимости строительно-монтажных работ приходилось на оплату рабочей силы, 45—60% — на строительные материалы (около 70% стоимости всех строительных материалов падает на цемент), остальная часть — на машины и оборудование, электроэнергию и др. Одна из важнейших проблем отрасли — обеспечение потребностей в строительных материалах. Только в 1977 их импорт составил 3,5 млрд. долл. В национальных программах экономического развития особое внимание уделяется сельскому строительству, в том числе созданию агропромышленных комплексов, сельской инфраструктуры. Большое значение придаётся применению строительных материалов, полученных путём переработки отходов сельскохозяйственного производства, которые могут заменить дорогостоящие импортные материалы.
М. В. Ермолаева.
Гостиница «Мир» в Ломе.
Того.
Здание авиакомпании «Эр-Габон» в Либревиле.
Габон.
В цехе завода стройматериалов в Ломе.
Того.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.