- африканской исключительности концепция
африка́нской исключи́тельности конце́пция, один из принципов идеологии национализма в Африке, провозглашающий наличие на Африканском континенте особых, принципиально отличных от других регионов социально-культурных структур. Связанная с А. и. к. концепция «африканской личности» стремится доказать, что жители континента обладают коренными, врождёнными отличиями от европейцев, в частности специфическим психическим складом.
А. и. к. возникла как реакция на колониальное порабощение континента европейскими колонизаторами, которые отрицали наличие исторического прошлого и развитой культуры у африканских народов. Сторонники А. и. к. противопоставили этому утверждению идею «извечно социалистического характера» этих обществ (прошлое Африки золотой век свободы и равенства), положению о превосходстве Европы в сфере материального производства тезис «духовного богатства африканской личности». Создатель А. и. к. Э. У. Блайден во 2-й половине XIX в. писал, что европейскому характеру присущи черты жестокости и индивидуализма, конкуренции и воинственности, грубого материализма и культа науки, тогда как африканцу естественность и доброжелательность, в нём сильно духовное начало. Расы, утверждал Блайден, отличаются одна от другой не только цветом кожи и другими внешними признаками, но прежде всего приспособленностью к условиям окружающей среды. За тысячелетия своей истории Африка выработала определённые формы социальной организации, наиболее соответствующие условиям окружающей среды, полигамную семью, общину, институт взаимопомощи. В рассуждениях Блайдена наряду с неверными положениями об африканской исключительности содержался и положительный элемент. Его идеи о духовных достижениях африканцев возрождали у них веру в собственные силы и тем самым способствовали антиколониальной борьбе.
Новым этапом в эволюции А. и. к. стала теория негритюда, выдвинутая в конце 20-х начале 30-х гг. XX в. Негритюд провозгласил единство и исключительную самобытность негро-африканской культуры, необходимость обращения к истокам и сохранения собственных культурных ценностей.
А. и. к. на этапе борьбы за национальную независимость служила идеологической базой для развёртывания антиколониального движения, провозглашая право африканских народов на самостоятельное культурное и политическое развитие. После обретения африканскими странами независимости А. и. к. объективно превратилась в идеологическую платформу наиболее консервативных и националистических кругов. Большинство руководителей африканских государств, развивающихся по капиталистическому пути, утверждают, что они идут «третьим» путём не капиталистическим и не социалистическим. Их цель «африканский социализм». Теоретическим обоснованием «третьего» пути служат различного рода модификации негритюда, прежде всего А. и. к. Как альтернативу идее классовой солидарности теоретики негритюда выдвигают тезис о единстве всех негро-африканцев, принимая за основу фактор расовой общности. Они подчёркивают «самобытность», «исключительность» Африки её социальных институтов (община, обычаи взаимопомощи), религии, «мистической сущности африканской души». Так, президент Того Г. Эйадема в начале 70-х гг. выступил инициатором движения «за самобытность» страны, за её «особый» путь развития. Глава Верховного военного совета Нигера С. Кунче заявлял, что его страна отказывается от всякой «импортной» идеологии, принципы которой посягнули бы на традиции и самобытность нигерцев.
А. и. к., апеллируя к вековым африканским традициям, авторитету вождя, подчас используется для идеологического обоснования личной власти главы государства. Например, руководитель Заира, генерал Мобуту Сесе Секо, получил по конституции 1974 г. неограниченные права. Он пожизненный председатель единственной партии страны, глава кабинета министров, занимает ряд министерских постов. Как председатель партии Народное движение революции он может созвать съезд, сместить любого члена политбюро.
А. и. к. претерпела существенную эволюцию. На этапе борьбы за национальную независимость она в целом несла прогрессивную нагрузку, провозглашая право африканских народов на самостоятельное развитие не только в сфере культуры, но и в сфере политики. Положение меняется коренным образом после обретения африканскими странами независимости. В условиях, когда на континенте обостряется борьба за выбор пути развития, когда всё более чётким и очевидным становится размежевание между государствами социалистической и капиталистической ориентации, А. и. к. объективно превращается в идеологическую платформу наиболее консервативных и националистических кругов. Прогрессивные деятели современной Африки подвергли резкой критике теорию негритюда, в которой наиболее полно воплощены принципы «африканской исключительности» и «африканской личности».
Литература:
Маркс К., Формы, предшествующие; капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1;
Брутеиц К. Н., Против идеологии современного колониализма, М., 1961;
Ерасов Б. С., Тропическая Африка: идеология и проблемы культуры, М., 1972;
Мосеико А., «Негритюд» и современная философско-эстетическая и теоретико-литературная борьба в странах Тропической Африки, в кн.: Теории, школы, концепции. (Критические анализы). Художественный процесс и идеологическая борьба, М., 1975;
Петрова Т. М., Поэзия Л. С. Сенгора как отражение его идейных исканий, «Народы Азии и Африки», 1973, № 4;
Френкель М. Ю., Общественная мысль британской Западной Африки по второй половине XIX в., М., 1977;
его же, Африканские истоки теории негритюда, «Народы Азии и Африки», 1979, № 1;
его же, Концепции «самобытности» и «африканской личности», в кн.: Национализм в современной Африке М., 1983;
Blyden E. W., African life and customs, L., 1969;
его же, Christianity, Islam and the Negro race, Edin., 1967;
Fanon F., Peau noire, masques blanes. P., 1965;
Nkrumah K., Class struggfe in Africa, N. Y., [1971];
Senghor L. S., On African socialism, N. Y.L, 1964;
его же, Négritude et humanisme, P., 1964.М. Ю. Френкель.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.