«африканский социализм» это:

«африканский социализм»

«африка́нский социали́зм», реформистская концепция социализма, близкая «демократическому социализму» и противоположная научному социализму. Опирается на националистические представления о специфических особенностях африканского общества, в которых идеализируются родо-племенные отношения и религиозные представления африканских народов.

Теория «А. с.» активно разрабатывалась с 60-х гг., когда с развитием национально-освободительного борьбы и крушением колониальных империй возник ряд независимых африканских государств, перед которыми встал вопрос выбора пути социально-экономического и политического развития. К числу видных сторонников «А. с.» относятся Л. С. Сенгор, Х. Бургиба и др. Идеи «А. с.» в той или иной мере входят в программные документы политических партий многих африканских стран.

В основе доктрины «А. с.» лежит идея исключительности, специфичности исторического развития африканского общества, которое характеризуется особой ролью крестьянской общины, коллективистских начал и традиций и объявляется по природе своей бесклассовым. По утверждению Л. С. Сенгора, социалистическое общество в Африке может быть лишь результатом синтеза традиционной крестьянской общины с её общественным производством и родовой демократией с обществом индустриального типа, вне зависимости от его общественно-политического строя. По мнению сторонников «А. с.», религиозность африканцев, их приверженность традиционным верованиям играет первенствующую роль в жизни африканского общества; поэтому религия объявляется важнейшей составной частью «А. с.» Эти патриархально-общинные идеи эклектически смешиваются в «А. с.» с социал-реформистскими и буржуазно-либеральными взглядами, заимствованиями из различных буржуазно философских и политэкономических учений (нередко набор пропагандистских лозунгов, программно-целевых установок политической партии или политического деятеля выдаётся за национальную разновидность «А. с.») (смотри также Африканской исключительности концепция). Некоторые партии, известные своей приверженностью «А. с.», вошли в Африканский социалистический интернационал.

Объективно содержание концепции «А. с.» обусловлено социально-экономической отсталостью африканского общества, преобладающей ролью крестьянства и других мелкобуржуазных слоев в национально-освободительной, антиимпериалистической и антикапиталистической борьбе на Африканском континенте. Пробудившиеся к политической жизни крестьянские массы неизбежно, как указывал В. И. Ленин, несут «в движении свои предрассудки, свои реакционные фантазии, свои слабости и ошибки» (В. И. Ленин, ПСС, т. 30, с. 54—55). «А. с.» абсолютизирует особенности исторического развития африканских народов. Возведение частного в абсолютный закон исторического развития Африки тесно связано также с националистической идеологией и предрассудками, которые служат питательной почвой «А. с.».

Теоретики «А. с.» отвергают применимость марксистско-ленинского учения в африканских условиях. Переосмысление К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина «по-африкански и для африканцев» (Сенгор) выливается в борьбу против основных положений марксистско-ленинского учения.

Понятие африканского социалистического общества в «А. с.» чрезвычайно расплывчато. Социализм характеризуется и как «состояние духа», и как «вечный дух поиска свободы», и как «постоянная задача самовоспитания». На первое место выдвигается определение социализма только как средства экономического развития, которое должно привести к созданию общества, где будут обеспечены равные для всех возможности, рациональное планирование и пропорциональное распределение национального дохода. «А. с.» не содержит главного условия развития революционного процесса в Африке на современном этапе: признания необходимости решительного слома механизма империалистического угнетения африканских стран, ликвидации засилья в национальной экономике иностранного капитала, ограничения произвола ТНК. Признавая грабительский характер деятельности монополистического капитала и подвергая его критике, сторонники «А. с.» видят выход в достижении «партнёрства» и ликвидации неравенства между странами так называемого Юга и Севера и обеспечении свободы деятельности монополий в обмен на увеличение притока капиталистической «помощи» в развивающиеся страны.

По мнению теоретиков «А. с.», экономическую основу общества должны составлять смешанная экономика, система государственного регулирования при обязательном сохранении и поощрении частного предпринимательства. Ведущими принципами формирования политической системы декларируются обеспечение буржуазно-демократических свобод, в частности, свободы профсоюзов и «демократического функционирования» политических партий. На практике в некоторых африканских государствах концепция «А. с.» стала идейно-политическим прикрытием официального курса, ориентированного на развитие страны по капиталистическому пути. В Сенегале и Тунисе, где у власти более 20 лет находятся наиболее последовательные приверженцы этой теории, произошло усиление капиталистического развития, возросла зависимость от западных империалистических монополий.

С развитием классовой борьбы в Африке среди авторов и сторонников концепции «А. с.» произошло идейное размежевание: одни из них превратились в открытых защитников курса капиталистического развития и концепция «А. с.» выдвигается в качестве альтернативы социалистической ориентации, другие переходят на позиции революционных демократов. Вместе с тем некоторые слои африканского общества ещё связывают с «А. с.» надежды на избавление от нищеты и отсталости, ликвидацию национального и социального угнетения.

Литература:
Что такое демократический социализм?, 2 изд., М., 1979;
Национализм в современной Африке, М., 1983;
Косухин Н. Д., Формирование идейно-политической стратегии в африканских странах социалистической ориентации, М., 1980;
Ульяновский Р. А., Современные проблемы Азии и Африки. Политика. Экономика, М., 1978;
Senghor L. S., Nation et voie africaine du socialisme, P., 1971;
Thomas L. V., Le socialisme et l’Afrique, t. 1—2, P., 1966;
Babu Mohamed, African socialism or socialist Africa?, L., 1981;
Socialism in Sub-Saharan Africa, Berk., 1979;
Ottaway D. and M., Afrocommunism, N. Y., 1981.

Е. Н. Корендясов.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "«африканский социализм»" в других словарях:

  • Африканский социализм — Социализм …   Википедия

  • АФРИКАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — (African socialism) см. Социализм …   Большой толковый социологический словарь

  • Социализм XXI века — Социализм …   Википедия

  • Социализм — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Переработать оформление в соответствии с правил …   Википедия

  • СОЦИАЛИЗМ — (socialism) политическая идеология, имеющая многие варианты, появившаяся в Англии и Франции начала 19 го столетия и направленная на общества, в которых бедность будет устранена, рыночные силы станут не единственными средствами распределения… …   Большой толковый социологический словарь

  • Африканский национальный конгресс — African National Congress Лидер …   Википедия

  • Африканский социалистический интернационал — (АСИ; International Socialiste Africaine), объединение реформистских политических партий Африки. Создано по инициативе Социалистического интернационала 28 февраля 1981 на конгрессе, состоявшемся в городе Тунис. В состав АСИ вошло 10 партий:… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Арабский социализм — Социализм …   Википедия

  • Христианский социализм — Социализм …   Википедия

  • Ведический социализм — Социализм …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»