- Уганда. Театр
У народов Уганды издревле существовали различные ритуальные действа и празднества, включавшие элементы театра. В колониальный период в страну приезжали европейские труппы; с конца 20-х гг. XX в. возникали английские и индийские любительские коллективы, объединившиеся к концу 40-х гг. в Угандийскую театральную гильдию (вошедшую позднее в Восточно-африканский театральную гильдию). По инициативе гильдии в 1959 в Кампале было выстроено здание Национального театра, однако африканский театр практически на его сцену не допускался.
В 40—50-е гг. африканские театральные кружки организовывались при религиозных миссиях и учебных заведениях. Вначале показывали инсценировки библейских сюжетов и адаптации пьес европейской классики, затем участники этих коллективов стали создавать самобытные драматические произведения. Центром развивающегося африканского театра становился университетский колледж Макерере. Здесь устраивались школьные спектакли. Чаще всего ставились пьесы У. Шекспира («Юлий Цезарь», «Ричард II», «Генрих IV»,«Кориолан», «Сон в летнюю ночь» и др.). В спектакле «Макбет» (1961) шотландские полководцы выходили с угандийскими мечами, копьями и щитами. Разыгрывались пьесы и на темы современной жизни страны. Так пьеса, написанная студентом колледжа Назаретом «Встречая новый мир» (1961), повествовала о взаимодействии европейской и угандийской культур; пьеса Элвании (Зириму) «Равняйся на Мукасам» (1962) рассказывала о социальных контрастах современной городской жизни. Ко дню провозглашения независимости (1962) труппа колледжа поставила пьесу «Чёрный отшельник» Нгуги Ва Тхионго, учившегося в те годы в Макерере.
Достижение политической независимости ускорило развитие самобытного угандийского театра. При поддержке правительства в стране стали возникать многочисленные любительские коллективы, группировавшиеся вокруг известных прозаиков, драматургов, актёров — Ассоциация африканских артистов (У. Кийинджи), артисты города Камлала (Б. Кавадва), «Абафуму компани» (Р. Серумага) и др. Ведущую роль в развитии национального театра в 1964—1971 играла театральная студия при университетском колледже Макерере, которая не только пропагандировала достижения отечественной и африканской драматургии, но и вносила большой вклад в дело просвещения, идеологического и эстетического воспитания народных масс. В 1965 студенты организовали передвижную бригаду, которая давала бесплатные представления на языках английском, суахили, ганда, ньоро, луо во многих городах и селениях У. и Кении. В репертуаре труппы были адаптации пьес европейской, в том числе и русской классики, пьесы африканских драматургов; некоторые пьесы были написаны самими студентами (например, «Пиррова победа» Дж. Руганда).
Со второй половины 60-х гг. Национальный театр стал одним из ведущих центров культурной жизни страны. В 1966—1971 им руководил видный деятель африканской культуры О. п’Битек, много сделавший для развития политически направленного театра. В 1968 в стране появился первый профессиональный коллектив «Тиэтр лимитед», который организовал и возглавил драматург и актёр Серумага. Среди постановок — «Узы крови» (1968) А. Фугарда, «Кто боится Вирджинии Вульф?» Э. Олби и «Дорога» В. Шойинки (1969), «Школа жён» Мольера (1970). Большой успех коллективу принесли спектакли «Слоны» (1970) и «Ренга Мой» (1972) Серумаги. После падения режима Амина театральная деятельность в стране активизировалась. В репертуар трупп входят произведения угандийских драматургов: пьесы Серумаги; У. Кийинджи — «Гвоссуса эмваньи» (1963), «Долина Сениа» (1965), «Доктор Касаво»; Б. Кавадва — «Это — Кампала» (1966), «Желание» (1967), «Святая Луанда» (1968) и др.; пьесы авторов других африканских стран (Нгуги Ва Тхионго, Шойинка, А. Фугард, С. Кассама, Дж. Мукаса-Баликуддембе, Т. Омар и др.), а также мировая театральная классика. Драматург Эриза Киронде перенёс на африканскую почву «Предложение» и «Медведь» (под названием «Свинья») А. П. Чехова, которые вошли в репертуар молодёжных коллективов. В основе театра У. остаётся народное творчество.
Н. И. Львов, А. Ю. Грушевский.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.