Уганда. Музыка

Уганда. Музыка
Национальный ансамбль «Энтеббе плейерс».

Национальный ансамбль «Энтеббе плейерс».

Музыкальная культура Уганды имеет древние и богатые традиции. Их разнообразие обусловлено различием в языках, обычаях, социальных укладах народов, населяющих страну. Мелодика песен в большой мере определяется тональным характером многих языков. Каждому языку соответствует определённый лад и контур мелодической линии. Для музыки ганда и других народов банту типичны пентатоника, преимущественно нисходящее движение мелодии.

Важная роль в музыке У. принадлежит ритму, который тесно связан с интонационным и ладогармоничным развитием. Разнообразны её метры: встречаются простые (3/8, 4/8, 2/4), сложные (6/8, 7/8, 8/8, 4/4), а также (преимущественно в вокальной музыке ганда) смешанные метры (6/8+7/8+8/8; 3/8+4/8; 2/4+4/4+7/8). Каждый из многочисленных ритмов, имеющий своё название, строго регламентирован. При ансамблевом исполнении возникают сложные полиритмические образования: зачастую на периодически повторяющиеся ритмические фигуры накладываются более свободные ритмы, организованные по принципу ритмической прогрессии (добавление одной счётной единицы).

В У. распространены различные виды хорового пения. Широко используется приём респонсорной переклички: на запев (зов) солиста (в качестве солиста может выступать не только певец, а и инструменталист и даже танцор) отвечает хор, участники которого в момент исполнения двигаются, танцуют.

Многочисленны песенные жанры: обрядовые, трудовые, игровые, церемониальные, любовные и др. Наряду с хоровыми известны сольные песни. Таковы у тесо песни о любви, ратных подвигах, у ганда куплеты (эмибара), принадлежащие определённому клану (исполнитель — амубала произносит их под барабанную дробь).

Богат угандский инструментарий. По-видимому, ударные инструменты первоначально были распространены у банту, а позднее пришли к некоторым нилотским народам (у тесо крайне редки барабаны). Барабаны различаются размерами, конструкцией, способом игры, а также функциональным назначением: маджагузо (барабан «ликования») — большой одномембранный котлообразный инструмент, принадлежит к церемониальным королевским барабанам; эмбуту (также под названием уганда) — одномембранный, типа литавры, самый распространённый в стране (обязательный участник инструментальных ансамблей); омубала — одномембранный, выполняет своеобразную счётную функцию (перечисляет многочисленные кланы ганда, каждый из которых имеет свой опознавательный ритм), энгалаби — одномембранный цилиндрический барабан с подвешенным колокольчиком; энтенга — набор из 12 различно настроенных инструментов, образующих в целом определённый звукоряд (в прошлом лишь король имел энтенга, на этих барабанах играли придворные музыканты). Популярны ксилофоны — энтала (собирательное название всех видов, а также название ксилофонных ансамблей): акадинда — один из древних инструментов (ныне встречается редко), имеющий 17—20 деревянных пластин, играют на нём 6 исполнителей, разделённых на 2 группы (преимущественно представители клана эквубу — гиппопотамов); амадинда — более простой вид ксилофона из 12 пластин, на котором играют 3 музыканта (встречается у многих народов страны). Из идиофонов известны также деревянные бруски, глиняный горшок (по которому ударяют банановой колотушкой — гису), трещотки, погремушки, колокольчики и др.

Среди струнных инструментов — музыкальный лук секитулеге (архаичный инструмент, ныне используется для аккомпанемента песне того же названия, голос солиста и инструмент звучат в унисон), однострунная скрипка эндигиди (обычно на ней играет певец, причём голос и инструмент тоже часто звучат в унисон), 8-струнная, пентатонического строя арфа эннанга (исследователи отмечают схожесть её конструкции с древнеегипетскими арфами; возможно, завезена ранними переселенцами из Египта), 6-струнная арфа гуэре (в её звукоряде октава делится на 4 равных интервала). Игру на арфе у ганда отличают лёгкость, подвижность, в то время как у тесо — сдержанность, повышенная экспрессия. Большей частью один исполнитель является одновременно и певцом, и арфистом, причём голос и инструмент зачастую неразделимы: певец может допеть в чисто инструментальной фактуре фразу, начатую арфой. Духовые инструменты представлены продольными и поперечными флейтами, а также трубами. Некоторые народы (ганда, ньянколе, сога) играют на флейтах Пана (ансамбли из этих флейт встречаются только в провинции Бусога).

Формирование профессиональных музыкальных традиций было связано главным образом с придворным музицированием. Различные церемонии и ритуалы при дворах феодальных государств Уньоро, Нкоре, Торо обслуживали музыканты. Существовали придворные ансамбли. Подготовке музыкантов уделялось значительное внимание: детей учили с 9—10 лет. Опытные наставники развивали певческий и поэтический дар учеников (при исполнении многих сольных песен требовалось умение импровизировать), обучали игре на ударных инструментах, причём учащиеся постигали древние метроритмические формулы, символику инструментов.

Традиционная музыка У. неотделима от повседневной жизни народов: звучит во время праздников, торжественных процессий, различных ритуалов, сопровождает трудовые процессы.

В XIX в. миссионеры, проповедовавшие христианство, создавали школы церковного пения, насаждали европейскую церковную музыку, на которую, однако, существенное воздействие оказали местные музыкальные традиции (это сказалось на манере пения, приёмах звукоизвлечения и интонирования; колокола и органы не прижились). С конца XIX в. в У. начали проникать элементы европейской музыки. После завоевания независимости страны государство уделяет большое внимание развитию национальной музыкальной культуры. Характерно бережное отношение к её традиционным формам. Многие профессиональные музыканты объединены в национальные ансамбли, среди которых «Бьющиеся сердца Африки» (основан в 1969), «Танец бвола» (исполняет песни и танцы ачоли). С середины 70-х гг. широкое распространение получила музыка, основанная на синтезе африканского и западного искусства (например, исполнение песен, выдержанных в народных традициях, под аккомпанемент электромузыкальных инструментов). Широкую известность приобрёл в 80-х гг. ансамбль «Эбони». К числу ведущих исполнителей принадлежит музыкант Еверисто Мулинда (солист ансамбля «Бьющиеся сердца Африки»), певец Джимми Катумба (солист «Эбони»).

Среди музыкальных деятелей У.: композитор Дж. Кьягамбиддва — автор оратории «Угандские мученики», а также исследователь традиционной музыки; музыковеды Б. Мубангизи, К. Семпебва. Главные музыкальные организации и коллективы находятся в Кампале, в их числе — Департамент национальной музыки, Университет Макерере, Национальный колледж по подготовке учителей. Коллекция традиционных музыкальных инструментов собрана в Национальном музее У.

Литература:
Луконин Ю. В., Подъем национально-освободительного движения в Уганде в 40—60-х гг. XX в., в кн.: История Африки, М., 1971;
его же, Формирование новых социальных сил Уганды в годы английского протектората, в кн.: Тропическая Африка. (Проблемы истории), М., 1973;
Маглыш В. Н., Институт патроната в скотоводческом хозяйстве обществ Межозерья (XIX в.), в кн.: Африка в новое и новейшее время, М., 1976;
Годинер Э. С., Становление государства в Буганде, в кн.: Становление классов и государства, М., 1976;
ее же, Возникновение и эволюция государства в Буганде, М., 1982;
Балезин А. С., Первые угандийские просветители, «Народы Азии и Африки», 1981, № 4;
Ксенофонтова Н. А., Луконин Ю. В., Панкратьев В. П., История Уганды в новое и новейшее время, М., 1984;
Thomas H. B., Scott R., Uganda, L., 1935;
Ingham K., The making of modern Uganda, L, 1958;
Low D. A., Pratt R. C., Buganda and British Overrule. 1900—1955, L— [a. o.], 1960;
Apter D., The political Kingdom in Uganda, Princeton (N. Y.), 1961;
Karugire S. R., A history of the Kingdom of Nkore in Western Uganda to 1896, Oxf., 1971;
Beattie J., The Nyoro State, Oxf., 1971;
Kiwanuka M. S., A history of Buganda. From foundation of the Kingdom to 1900, N. Y., 1972;
Ibingira G., The forging of an African nation, N. Y. — Kampala, 1973;
Richards A. I., Economic development and tribal change, Nairobi, 1973;
Mamdani M., Politics and class formation in Uganda, L. — [a. o.], 1976;
Sutton J. E. G., The prehistory of East Africa, в кн.: The general history of Africa, v. 1, L. — [a. o.], 1981 (UNESCO);
его же, East Africa before the seventh century, там же, v. 2, L. — [a. o.], 1981 (UNESCO);
Nabudere D., Imperialism and revolution in Uganda, L., 1980;
Karugire S. R., A political history of Uganda, Nairobi — L., 1980;
Jorgense J. J., Uganda: a modern history, L., 1981.
Вавилов В. Н., Суровцев Е. Я., Литература Восточной Африки в 60—70-е гг., в кн.: Развитие литературы в независимых странах Африки, М., 1980;
Trowell K. M., Wachsmann K. P., Tribal crafts of Uganda, L., 1953;
Kendall H., Town planning in Uganda, L., 1955;
Львов Н. И., Современный театр Тропической Африки, М., 1977;
Пути развития театрального искусства Африки, М., 1981.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Уганда. Музыка" в других словарях:

  • Уганда — Государственные герб и флаг Уганды. Уганда (Uganda), Республика Уганда (Republic of Uganda). Общие сведения У.  государство в Восточной Африке. Входит в Содружество (брит.). Граничит на севере с Суданом, на западе с Заиром, на юге с Руандой и… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Уганда — Республика Уганда, гос во в Воет Африке. Название образовано на распространенном в вост. части Африки языке суахили и включает префикс у , входящий в обозначения территорий, и наименование одного из наиболее многочисленных народов страны ганда, т …   Географическая энциклопедия

  • Музыка Чада — Музыка Чада  народные и популярные музыкальные произведения. Для Чада характерно сложное переплетение музыкальных культур различных народов, издавна населявших страну: арабов, сара, тубу и других. La Tchadienne  государственный гимн… …   Википедия

  • Музыка Нигерии — (англ. Music of Nigeria)  народные и популярные музыкальные произведения в Нигерии. Стиль народной музыки связан с множеством этнических групп в стране, у каждой из которых есть свои музыкальные инструменты и песни. Мало что известно о… …   Википедия

  • Уганда — (Uganda)         Республика Уганда (Republic of Uganda), государство в Восточной Африке. Входит в британское Содружество. Граничит на С. с Суданом, на З. с Республикой Заир, на Ю. с Руандой и Танзанией, на В. с Кенией. На Ю. В. омывается водами… …   Большая советская энциклопедия

  • Уганда — Республика Уганда Republic of Uganda  (англ.) Jamhuri ya Uganda  (суахили) Yamuhuri Ya Uganda  (луганда) …   Википедия

  • УГАНДА — Республика Уганда, государство в Восточной Африке, расположено в районе экватора между 4° с.ш. и 1°30ў ю.ш., к северу от оз. Виктория. Граничит на западе с Демократической Республикой Конго (ДРК), на севере с Суданом, на востоке с Кенией, на юге… …   Энциклопедия Кольера

  • Африка. Музыка — Фигурка барабанщика. Дерево. Конго. Музыка  необходимый, повседневный компонент жизни каждого африканца, она неотделима от быта. Музыка неизменно присутствует во всех формах общественной жизни: звучит по поводу официальных и церемониальных… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Республика Уганда — Координаты: 1°04′00″ с. ш. 31°53′00″ в. д. / 1.066667° с. ш. 31.883333° в. д.  …   Википедия

  • Деколонизация Африки — Африка на карте мира Африка  континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»