- Тунис. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
«Состязание колесниц в цирке».
Мозаика из Гафсы VVI вв.
Национальный музей Бардо.
Тунис.Древнейшие памятники искусства на территории Туниса восходят к верхнепалеолитической капсийской культуре: наскальные изображения (фигурки животных, людей, сцены охоты и др.), каменные примитивные маски-подвески и головки животных. Обнаружены неолитические дольмены, керамика, сосуды из скорлупы страусовых яиц, украшенные процарапанным штриховым узором. В 1-м тысячелетии до н. э. автохтонные племена ливийцев (предки берберов) обитали в каменных прямоугольных жилищах (гурби), небольших крепостях и разборных овальных хижинах (мапалия) из ветвей и циновок. В конце 2-го—1-м тысячелетии до н. э. на побережье финикийцы основали свои колонии — Утика, Мактар (см. Мактарис), Хадруметум (ныне Сус), Карфаген (ныне Картаджанна), ставший центром могущественного государства Карфаген. В период 3-й Пунической войны почти все памятники финикийского времени, так называемого пунического искусства, были разрушены; сохранились: мавзолей Атебана в Дугге, руины некоторых сооружений, некрополи, надгробные стелы, каменные и деревянные саркофаги, в том числе антропоидные, терракотовые статуэтки, маски, стеклянные сосуды. Традиции пунического искусства продолжали развиваться после римского завоевания в отдельных районах. От римского времени дошли руины городов (Тисдрус, ныне Эль-Джем; Суфетула близ Сбейтлы; Тубурбо-Майус, Дугга и др.) с регулярной планировкой улиц (главные обстроены колоннадами), с форумами, храмами (римские обычно на высоком цоколе и с 4-колонным портиком; храмы местных божеств сохраняют традиционную для пунической культовой архитектуры тройную целлу и окружающий здание двор), с театрами (Дугга), амфитеатрами (самый большой в Эль-Джеме), цирками, термами, жилыми домами и виллами. Из гражданских сооружений наиболее значителен акведук в Загване, питавший водой Карфаген. В оформлении зданий важную роль играли мраморная и бронзовая скульптура и мозаики. Особенный интерес представляют мозаичные полы терм и жилых домов (найдено более 1000 высокохудожественных мозаик, иногда площадью свыше 100 м2, сложенных из кусочков разноцветного мрамора). Искусство мозаики развивалось на основе длительной античной традиции. В произведениях II в., подражавших утраченным эллинистическим картинам, заметно влияние александрийской школы (свободная живописная трактовка, богатая цветовая гамма с полутонами и светотенью, изображения нильского пейзажа, мифологические и жанровые сцены; например, мозаика водоёма в Сусе, II в., Археологический музей, Сус). В более самостоятельных произведениях конца II—III вв. проявились поиски декоративной выразительности (крупные пятна цвета, тёмный контур фигур и предметов). Одновременно (особенно с IV в.; ветхозаветные сюжеты, христианские эмблемы) нарастают черты огрубления и схематизма, рисунок становится примитивным, изображения плоскостными и графичными, исполнение ремесленное. В византийское время строились (или перестраивались из римских зданий) базиликальные церкви (Дамус аль-Карита в Картаджанне), баптистерии, павильоны с бассейнами, выложенными мозаикой; возводились крепости, городские укрепления. С VII в. Т. стал одним из очагов развития средневековой арабской художественной культуры. Средневековая архитектура Т. формировалась, сочетая опыт ближневосточного зодчества с элементами римской строительной культуры. В ранних постройках наряду с камнем и кирпичом нередко использовали детали римских и византийских зданий. Вдоль побережья возводили рибаты по типу ближневосточных замков Омейядов. На рибатах и крепостных стенах ставили наблюдательные башни (манары) круглого (Монастир, Сус) или квадратного сечения, обычно на прямоугольной основе; позднее играли роль минаретов. Развивается тип мечети с галереей вокруг двора и с многонефным молитвенным залом с аркадами на столбах или колоннах; нефы имеют балочные или сводчатые перекрытия. В отличие от архитектуры других стран Магриба, в зодчестве Т. на всех этапах развития применялись цилиндрические и крестовые своды. Высокий подъём художественная культура Т. переживала в IX — начале X вв. (правление Аглабидов). Вокруг рибатов и на месте римских портов выросли города (Сус, Монастир, Сфакс, Тунис), обнесённые мощными стенами, с касбой. Была перестроена знаменитая мечеть Сиди Окба в Кайруане, ставшая образцом для многих мечетей Северной Африки: многонефный зал выходит в обнесённый аркадами двор с массивным квадратным в плане минаретом на северной стороне. Построены и перестроены мечети в Сфаксе, Сусе, Монастире, Тунисе, возведены резиденции правителей (Аббасия и Раккада близ Кайруана), гидротехнические сооружения (водопроводы, водохранилища). При Фатимидах была создана новая столица Махдия и резиденция Сабра-Мансурия близ Кайруана, интенсивно строились мечети и укрепления. Большое внимание уделялось разработке фасадов и архитектурных деталей, сложнее и красочнее стал декор. Дворцы украшались изысканной декоративной резьбой по стуку и мозаичными полами с геометрическими узорами. В XIII в., при Хафсидах, наряду с мечетями строили медресе, завия, крытые рынки, укрепления. В архитектуре заметен постепенный отход от традиций IX—X вв. и появление влияния зодчества Андалусии (в результате поселения в Т. арабов, бежавших в XIII—XIV вв. из Испании в ходе Реконкисты); по андалусскому образцу строили мечети, мавзолеи, дворцы, разбивали сады и парки. Из произведений средневекового изобразительного и декоративно-прикладного искусства Т. известны образцы монументальной скульптуры (стуковые рельефы с изображениями животных, из Сабры-Мансурии; мраморный рельеф с изображением принца и флейтистки, из Махдии, — все X в.), рукописи в кожаных переплётах с тиснёным орнаментом (плетёнки), керамика (неполивная со штампованным геометрическим узором и глазурованными с расписным многоцветным геометрическим орнаментом, надписями, иногда фигурками животных), стеклянные графины, кубки, флаконы и чаши X—XI вв. (из Сабры-Мансурии, украшены гравированной сеткой, иногда надписями, на одном из графинов — стилизованные фигурки львов и «древо жизни»), люстры для мечетей (подвешенные на цепях медные и бронзовые пластины с прорезным орнаментом и отверстиями для светильников; уникальна люстра мастера Мухаммеда Ибн аль-Каиси, X в., в виде ажурной чаши). Строгой изысканной формой отличаются золотые браслеты, треугольные подвески, филигранные серьги, ожерелья из сферических бусин, гладких и филигранных. В Махдии изготовляли тонкие циновки с вышитыми золотой нитью изображениями зверей и птиц, надписями. Вырабатывались ковры и инкрустированное серебром и золотом оружие. В период Османской империи в искусство Т. проникает влияние турецкой и отчасти европейской культуры. В г. Тунис строятся мечети турецкого типа (молитвенный зал с трех сторон окружён двором, минареты 8-гранной формы), медресе, завия, сабили. В XVIII—XIX вв., при Хусейнидах, энергично восстанавливаются городские укрепления в Кайруане, Тунисе, Монастире, Сусе, Сфаксе, строятся форты, казармы, рынки, мосты, многие мечети, медресе. Местные традиционные черты (крестовые своды, подковообразные арки, купола перед михрабом) сочетаются со свойственным османскому зодчеству чередованием кладки чёрного и белого камня. Дворцы (в г. Тунис — Бардо, Манубия, Дар Бен Абдалла) со сводами и фигурными деревянными потолками отличаются богатым, но эклектичным декором (резной стук, росписи, изразцы). В народном жилище Т. при большом разнообразии форм и конструкций преобладают дома с помещениями вокруг двора, перекрытыми плоскими балочными крышами или сводами из камня, с глухими внешними стенами; по торцам комнат — возвышения для сна и хранения утвари. Различаются жилища Туниса (с Т-образными в плане залами), Таузара (Тозёр; с кирпичным орнаментом на фасадах), Гафсы и Джербы (со сводчатыми перекрытиями). Своеобразны зернохранилища (отчасти жилые) «горфа» (Меденин, Эль-Метамир) с небрежно сложенными из камня многоярусными сводчатыми камерами вокруг двора. В южных селениях (район Матматы) — вырытые в грунте жилища с помещениями вокруг дворика; были также подземные мечети. После объявления Т. протекторатом Франции строятся здания европейского типа (вокзал, почтамт, резиденция губернатора в г. Тунис), прорыты судоходные каналы в Бизерте (1891) и Тунисе (конец XIX в., соединил порт города с аванпортом Хальк-эль-Уэд); в конце XIX — начале XX вв. рядом со средневековыми, возникают современные города. 1-я и особенно 2-я мировые войны затормозили развитие Т. С 1943 (после изгнания гитлеровцев из Т.) строительство в стране возглавил французский архитектор Б. Зерфюсс, объединивший под своим руководством около 30 французских архитекторов (Р. Диану, Ж. Марме, Ж. Кириакопулос, Ж. Ле Кутёр и др.). Восстанавливались разрушенные войной города; построенные из дешёвых местных строительных материалов (камень, сырцовый кирпич) 1-этажные жилые дома, административные здания, рынки, больницы и школы отражали в своих формах традиции народной архитектуры. С завоеванием независимости (1956) развернулись работы по благоустройству городов и селений, строительству жилых и общественных зданий, особенно отелей (в связи с развитием туризма). Применяются современные конструкции и материалы (железобетон, стекло, в отделке — дерево, металл, пластмассы), полихромная окраска, солнцезащитные рёбра и решётки. Работают тунисские архитекторы О. К. Какуб, X. Амара, Т. Хаддад, Р. Бурауи, Бен Сайд и др., а также архитекторы и инженеры из Советского Союза и Болгарии. Истоки современного изобразительного искусства Т. восходят к 90-м гг. XIX в.; первые тунисские художники ориентировались на академическую живопись Италии (Бен Осман, учился в Риме) и Франции (представители так называемой парижской школы — Браиту Салах, Джилани Абд аль-Вахаб). К народной теме и поиску художественной формы, отвечающей национальному содержанию, обратились в 20—30-х гг. Яхъя Турки (мастер городского пейзажа, театральный художник) и Хеди Хаяши — основоположники национальной школы современного изобразительного искусства Т., и их исследователи Амар Фархат (жанрист, автор натюрмортов), Али бен Салем (декоративист), Азиз бен Салем и др. Среди художников, которые начали активно работать в 50—60-х гг., развивая национальную тему, одни опираются на достижения европейского реалистического искусства (карикатурист Зубейр Турки, мастер городских пейзажей и архитектурных зарисовок Джалаль бен Абдаллах, график Ибрахим ад-Дахак), другие используют также приёмы импрессионизма, фовизма, сюрреализма, беспредметного искусства и т. д. (живописец и график Хатем аль-Мекки, акварелист Хеди Турки, скульптор Хеди Сельми) или стремятся к созданию достоверных образов и точных характеристик (Абд аль-Азиз Горджи). Для изобразительного и профессионального декоративно-прикладного искусства Т. 70—80-х гг., которое в целом продолжает развиваться в направлении создания национальной художественной школы, характерно разнообразие тематики и творческой ориентации видов и жанров. Основной вид современного декоративно-прикладного искусства Т. — ковроделие: ворсовые ковры с яркой контрастной расцветкой, геометрическими, реже растительными узорами, иногда с геометризованными фигурками верблюдов, птиц, рыб, изображениями «кувшина», «серьги» (центры — Кайруан, Бизерта). Ковры берберов сдержаннее по цвету и рисунку (геометрические). Изготовляются безворсовые полосатые ковры с несложным геометрическим узором, вышивки, керамика; развиваются чеканка и инкрустация по металлу, ювелирное искусство.
Мечеть Сиди Окба в Кайруане.
IX в.
Аркады молитвенною зала, обращенного во двор IX в.
Михраб мечети Сиди Окба в Кайруане.
IX в.
Завия Сиди Сахиб в Кайруане.
Резьба по стуку XVII в.
Крепость в окрестностях г. Монастир.
Касба г. Монастир.
Северная стена (вид со дворе).
XI в.
Вырытое в грунте жилище в Матмате.
Ковер из завия Сиди Сахиб в Кайруане.
Жилой дом с узорной кирпичной кладкой в Таузаре.
Отель «Дю Лак» в г. Тунис.
1973.
Отель «Пальмы» в г. Монастир.
Архитектор О. К. Какуб.
Начало 1960-х гг.
Амар Фархат.
«Продавец жасмина».
Колизей.
Римское время.
«Негроидная» маска гротескного типа.
Из Картаджанны (Карфаген).
Терракота.
VII в. до н. э.
Национальный музей.
Бардо.
Тунис.
Мавзолей Агебана в Дугге. II в. до н. э. Зодчий Абариш, сын Абдаштарта из Карфагена.
Вотивная стела Куттина.
Из Сильяны.
Известняк.
Конец III в.
Национальный музей Бардо.
Тунис.
Герма с изображением головы бербера.
Из Картаджанны.
Чёрный известняк.
Национальный музей Бардо.
Тунис.
«Вергилий и музы».
Мозаика из Суса.
Начало III в.
Национальный музей Бардо.
Тунис.
«Вакханки».
Из Тубурбо-Майуса.
Мраморная копия бронзового рельефа Каллимаха.
Римское время.
Национальный музей Бардо.
Тунис.
Ансамбль капитолия в Суфетуле.
Юго-западный храм.
Фасад.
Середина II в.
Купель для крещения.
Из Келибии.
Мозаика.
IV в.
Национальный музей Бардо.
Тунис.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.