Тунис. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Тунис. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
«Состязание колесниц в цирке».

«Состязание колесниц в цирке».
Мозаика из Гафсы V—VI вв.
Национальный музей Бардо.
Тунис.

Древнейшие памятники искусства на территории Туниса восходят к верхнепалеолитической капсийской культуре: наскальные изображения (фигурки животных, людей, сцены охоты и др.), каменные примитивные маски-подвески и головки животных. Обнаружены неолитические дольмены, керамика, сосуды из скорлупы страусовых яиц, украшенные процарапанным штриховым узором. В 1-м тысячелетии до н. э. автохтонные племена ливийцев (предки берберов) обитали в каменных прямоугольных жилищах (гурби), небольших крепостях и разборных овальных хижинах (мапалия) из ветвей и циновок. В конце 2-го—1-м тысячелетии до н. э. на побережье финикийцы основали свои колонии — Утика, Мактар (см. Мактарис), Хадруметум (ныне Сус), Карфаген (ныне Картаджанна), ставший центром могущественного государства Карфаген. В период 3-й Пунической войны почти все памятники финикийского времени, так называемого пунического искусства, были разрушены; сохранились: мавзолей Атебана в Дугге, руины некоторых сооружений, некрополи, надгробные стелы, каменные и деревянные саркофаги, в том числе антропоидные, терракотовые статуэтки, маски, стеклянные сосуды. Традиции пунического искусства продолжали развиваться после римского завоевания в отдельных районах. От римского времени дошли руины городов (Тисдрус, ныне Эль-Джем; Суфетула близ Сбейтлы; Тубурбо-Майус, Дугга и др.) с регулярной планировкой улиц (главные обстроены колоннадами), с форумами, храмами (римские обычно на высоком цоколе и с 4-колонным портиком; храмы местных божеств сохраняют традиционную для пунической культовой архитектуры тройную целлу и окружающий здание двор), с театрами (Дугга), амфитеатрами (самый большой в Эль-Джеме), цирками, термами, жилыми домами и виллами. Из гражданских сооружений наиболее значителен акведук в Загване, питавший водой Карфаген. В оформлении зданий важную роль играли мраморная и бронзовая скульптура и мозаики. Особенный интерес представляют мозаичные полы терм и жилых домов (найдено более 1000 высокохудожественных мозаик, иногда площадью свыше 100 м2, сложенных из кусочков разноцветного мрамора). Искусство мозаики развивалось на основе длительной античной традиции. В произведениях II в., подражавших утраченным эллинистическим картинам, заметно влияние александрийской школы (свободная живописная трактовка, богатая цветовая гамма с полутонами и светотенью, изображения нильского пейзажа, мифологические и жанровые сцены; например, мозаика водоёма в Сусе, II в., Археологический музей, Сус). В более самостоятельных произведениях конца II—III вв. проявились поиски декоративной выразительности (крупные пятна цвета, тёмный контур фигур и предметов). Одновременно (особенно с IV в.; ветхозаветные сюжеты, христианские эмблемы) нарастают черты огрубления и схематизма, рисунок становится примитивным, изображения плоскостными и графичными, исполнение ремесленное. В византийское время строились (или перестраивались из римских зданий) базиликальные церкви (Дамус аль-Карита в Картаджанне), баптистерии, павильоны с бассейнами, выложенными мозаикой; возводились крепости, городские укрепления. С VII в. Т. стал одним из очагов развития средневековой арабской художественной культуры. Средневековая архитектура Т. формировалась, сочетая опыт ближневосточного зодчества с элементами римской строительной культуры. В ранних постройках наряду с камнем и кирпичом нередко использовали детали римских и византийских зданий. Вдоль побережья возводили рибаты по типу ближневосточных замков Омейядов. На рибатах и крепостных стенах ставили наблюдательные башни (манары) круглого (Монастир, Сус) или квадратного сечения, обычно на прямоугольной основе; позднее играли роль минаретов. Развивается тип мечети с галереей вокруг двора и с многонефным молитвенным залом с аркадами на столбах или колоннах; нефы имеют балочные или сводчатые перекрытия. В отличие от архитектуры других стран Магриба, в зодчестве Т. на всех этапах развития применялись цилиндрические и крестовые своды. Высокий подъём художественная культура Т. переживала в IX — начале X вв. (правление Аглабидов). Вокруг рибатов и на месте римских портов выросли города (Сус, Монастир, Сфакс, Тунис), обнесённые мощными стенами, с касбой. Была перестроена знаменитая мечеть Сиди Окба в Кайруане, ставшая образцом для многих мечетей Северной Африки: многонефный зал выходит в обнесённый аркадами двор с массивным квадратным в плане минаретом на северной стороне. Построены и перестроены мечети в Сфаксе, Сусе, Монастире, Тунисе, возведены резиденции правителей (Аббасия и Раккада близ Кайруана), гидротехнические сооружения (водопроводы, водохранилища). При Фатимидах была создана новая столица Махдия и резиденция Сабра-Мансурия близ Кайруана, интенсивно строились мечети и укрепления. Большое внимание уделялось разработке фасадов и архитектурных деталей, сложнее и красочнее стал декор. Дворцы украшались изысканной декоративной резьбой по стуку и мозаичными полами с геометрическими узорами. В XIII в., при Хафсидах, наряду с мечетями строили медресе, завия, крытые рынки, укрепления. В архитектуре заметен постепенный отход от традиций IX—X вв. и появление влияния зодчества Андалусии (в результате поселения в Т. арабов, бежавших в XIII—XIV вв. из Испании в ходе Реконкисты); по андалусскому образцу строили мечети, мавзолеи, дворцы, разбивали сады и парки. Из произведений средневекового изобразительного и декоративно-прикладного искусства Т. известны образцы монументальной скульптуры (стуковые рельефы с изображениями животных, из Сабры-Мансурии; мраморный рельеф с изображением принца и флейтистки, из Махдии, — все X в.), рукописи в кожаных переплётах с тиснёным орнаментом (плетёнки), керамика (неполивная со штампованным геометрическим узором и глазурованными с расписным многоцветным геометрическим орнаментом, надписями, иногда фигурками животных), стеклянные графины, кубки, флаконы и чаши X—XI вв. (из Сабры-Мансурии, украшены гравированной сеткой, иногда надписями, на одном из графинов — стилизованные фигурки львов и «древо жизни»), люстры для мечетей (подвешенные на цепях медные и бронзовые пластины с прорезным орнаментом и отверстиями для светильников; уникальна люстра мастера Мухаммеда Ибн аль-Каиси, X в., в виде ажурной чаши). Строгой изысканной формой отличаются золотые браслеты, треугольные подвески, филигранные серьги, ожерелья из сферических бусин, гладких и филигранных. В Махдии изготовляли тонкие циновки с вышитыми золотой нитью изображениями зверей и птиц, надписями. Вырабатывались ковры и инкрустированное серебром и золотом оружие. В период Османской империи в искусство Т. проникает влияние турецкой и отчасти европейской культуры. В г. Тунис строятся мечети турецкого типа (молитвенный зал с трех сторон окружён двором, минареты 8-гранной формы), медресе, завия, сабили. В XVIII—XIX вв., при Хусейнидах, энергично восстанавливаются городские укрепления в Кайруане, Тунисе, Монастире, Сусе, Сфаксе, строятся форты, казармы, рынки, мосты, многие мечети, медресе. Местные традиционные черты (крестовые своды, подковообразные арки, купола перед михрабом) сочетаются со свойственным османскому зодчеству чередованием кладки чёрного и белого камня. Дворцы (в г. Тунис — Бардо, Манубия, Дар Бен Абдалла) со сводами и фигурными деревянными потолками отличаются богатым, но эклектичным декором (резной стук, росписи, изразцы). В народном жилище Т. при большом разнообразии форм и конструкций преобладают дома с помещениями вокруг двора, перекрытыми плоскими балочными крышами или сводами из камня, с глухими внешними стенами; по торцам комнат — возвышения для сна и хранения утвари. Различаются жилища Туниса (с Т-образными в плане залами), Таузара (Тозёр; с кирпичным орнаментом на фасадах), Гафсы и Джербы (со сводчатыми перекрытиями). Своеобразны зернохранилища (отчасти жилые) «горфа» (Меденин, Эль-Метамир) с небрежно сложенными из камня многоярусными сводчатыми камерами вокруг двора. В южных селениях (район Матматы) — вырытые в грунте жилища с помещениями вокруг дворика; были также подземные мечети. После объявления Т. протекторатом Франции строятся здания европейского типа (вокзал, почтамт, резиденция губернатора в г. Тунис), прорыты судоходные каналы в Бизерте (1891) и Тунисе (конец XIX в., соединил порт города с аванпортом Хальк-эль-Уэд); в конце XIX — начале XX вв. рядом со средневековыми, возникают современные города. 1-я и особенно 2-я мировые войны затормозили развитие Т. С 1943 (после изгнания гитлеровцев из Т.) строительство в стране возглавил французский архитектор Б. Зерфюсс, объединивший под своим руководством около 30 французских архитекторов (Р. Диану, Ж. Марме, Ж. Кириакопулос, Ж. Ле Кутёр и др.). Восстанавливались разрушенные войной города; построенные из дешёвых местных строительных материалов (камень, сырцовый кирпич) 1-этажные жилые дома, административные здания, рынки, больницы и школы отражали в своих формах традиции народной архитектуры. С завоеванием независимости (1956) развернулись работы по благоустройству городов и селений, строительству жилых и общественных зданий, особенно отелей (в связи с развитием туризма). Применяются современные конструкции и материалы (железобетон, стекло, в отделке — дерево, металл, пластмассы), полихромная окраска, солнцезащитные рёбра и решётки. Работают тунисские архитекторы О. К. Какуб, X. Амара, Т. Хаддад, Р. Бурауи, Бен Сайд и др., а также архитекторы и инженеры из Советского Союза и Болгарии. Истоки современного изобразительного искусства Т. восходят к 90-м гг. XIX в.; первые тунисские художники ориентировались на академическую живопись Италии (Бен Осман, учился в Риме) и Франции (представители так называемой парижской школы — Браиту Салах, Джилани Абд аль-Вахаб). К народной теме и поиску художественной формы, отвечающей национальному содержанию, обратились в 20—30-х гг. Яхъя Турки (мастер городского пейзажа, театральный художник) и Хеди Хаяши — основоположники национальной школы современного изобразительного искусства Т., и их исследователи Амар Фархат (жанрист, автор натюрмортов), Али бен Салем (декоративист), Азиз бен Салем и др. Среди художников, которые начали активно работать в 50—60-х гг., развивая национальную тему, одни опираются на достижения европейского реалистического искусства (карикатурист Зубейр Турки, мастер городских пейзажей и архитектурных зарисовок Джалаль бен Абдаллах, график Ибрахим ад-Дахак), другие используют также приёмы импрессионизма, фовизма, сюрреализма, беспредметного искусства и т. д. (живописец и график Хатем аль-Мекки, акварелист Хеди Турки, скульптор Хеди Сельми) или стремятся к созданию достоверных образов и точных характеристик (Абд аль-Азиз Горджи). Для изобразительного и профессионального декоративно-прикладного искусства Т. 70—80-х гг., которое в целом продолжает развиваться в направлении создания национальной художественной школы, характерно разнообразие тематики и творческой ориентации видов и жанров. Основной вид современного декоративно-прикладного искусства Т. — ковроделие: ворсовые ковры с яркой контрастной расцветкой, геометрическими, реже растительными узорами, иногда с геометризованными фигурками верблюдов, птиц, рыб, изображениями «кувшина», «серьги» (центры — Кайруан, Бизерта). Ковры берберов сдержаннее по цвету и рисунку (геометрические). Изготовляются безворсовые полосатые ковры с несложным геометрическим узором, вышивки, керамика; развиваются чеканка и инкрустация по металлу, ювелирное искусство.

Мечеть Сиди Окба в Кайруане.

Мечеть Сиди Окба в Кайруане.
IX в.
Аркады молитвенною зала, обращенного во двор IX в.

Михраб мечети Сиди Окба в Кайруане.

Михраб мечети Сиди Окба в Кайруане.
IX в.

Завия Сиди Сахиб в Кайруане.

Завия Сиди Сахиб в Кайруане.
Резьба по стуку XVII в.

Крепость в окрестностях г. Монастир.

Крепость в окрестностях г. Монастир.

Касба г. Монастир.

Касба г. Монастир.
Северная стена (вид со дворе).
XI в.

Вырытое в грунте жилище в Матмате.

Вырытое в грунте жилище в Матмате.

Ковер из завия Сиди Сахиб в Кайруане.

Ковер из завия Сиди Сахиб в Кайруане.

Жилой дом с узорной кирпичной кладкой в Таузаре.

Жилой дом с узорной кирпичной кладкой в Таузаре.

Отель «Дю Лак» в г. Тунис.

Отель «Дю Лак» в г. Тунис.
1973.

Отель «Пальмы» в г. Монастир.

Отель «Пальмы» в г. Монастир.
Архитектор О. К. Какуб.
Начало 1960-х гг.

Амар Фархат.  «Продавец жасмина».

Амар Фархат.
«Продавец жасмина».

Колизей.

Колизей.
Римское время.

«Негроидная» маска гротескного типа.

«Негроидная» маска гротескного типа.
Из Картаджанны (Карфаген).
Терракота.
VII в. до н. э.
Национальный музей.
Бардо.
Тунис.

Мавзолей Агебана в Дугге.

Мавзолей Агебана в Дугге. II в. до н. э. Зодчий Абариш, сын Абдаштарта из Карфагена.

Вотивная стела Куттина.

Вотивная стела Куттина.
Из Сильяны.
Известняк.
Конец III в.
Национальный музей Бардо.
Тунис.

Герма с изображением головы бербера.

Герма с изображением головы бербера.
Из Картаджанны.
Чёрный известняк.
Национальный музей Бардо.
Тунис.

«Вергилий и музы».

«Вергилий и музы».
Мозаика из Суса.
Начало III в.
Национальный музей Бардо.
Тунис.

«Вакханки».

«Вакханки».
Из Тубурбо-Майуса.
Мраморная копия бронзового рельефа Каллимаха.
Римское время.
Национальный музей Бардо.
Тунис.

Ансамбль капитолия в Суфетуле.

Ансамбль капитолия в Суфетуле.
Юго-западный храм.
Фасад.
Середина II в.

Купель для крещения.

Купель для крещения.
Из Келибии.
Мозаика.
IV в.
Национальный музей Бардо.
Тунис.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Тунис. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство" в других словарях:

  • Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Северной Африки — «Одиссей, слушающий пение сирен». Фрагмент мозаики из дома Одиссея и Диониса в Дугге. Тунис. III в. Национальный музей Бардо. Тунис. Первобытное искусство Северной Африки () представлено памятниками , неолитическими мегалитами (дольмены в… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Тунис (государство) — Тунис, Тунисская Республика (арабское ‒ Аль Джумхурия ат Тунисия). I. Общие сведения Т. ‒ государство в Северной Африке. На С. и В. территории Т. омывается водами Средиземного моря. На З. и Ю. З. граничит с Алжиром, на Ю. В. ‒ с Ливией. Тунисский …   Большая советская энциклопедия

  • Тунис — I Тунис         Тунисская Республика (арабское Аль Джумхурия ат Тунисия).          I. Общие сведения          Т. государство в Северной Африке. На С. и В. территории Т. омывается водами Средиземного моря. На З. и Ю. З. граничит с Алжиром, на Ю. В …   Большая советская энциклопедия

  • Армения — У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն …   Википедия

  • Китай —         Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).          I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …   Большая советская энциклопедия

  • Индонезия — Республика Индонезия Republik Indonesia …   Википедия

  • Украина — У этого термина существуют и другие значения, см. Украина (значения). Украина укр. Україна …   Википедия

  • Турция — (Türkiye)         Турецкая Республика (Türkiye Cumhuriyeti).          I. Общие сведения          Т. государство, расположенное на З. Азии и крайнем Ю. В. Европы. Около 97% её территории находится на полуострове Малая Азия (Анатолия), около 3% в… …   Большая советская энциклопедия

  • Эллинистическая культура —         термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое культура эпохи Эллинизма и типологическое культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»