Того. Экономический очерк

Того. Экономический очерк
На заводе бытовой химии в Ломе.

На заводе бытовой химии в Ломе.

Общая характеристика хозяйства.
Того — экономически отсталая аграрная страна. За годы независимости произошли сдвиги в развитии национальной экономики. ВВП составлял (млрд. фр. КФА) 37 в 1965, 120 в 1975 и 292 в 1984. В структуре ВВП на сельское хозяйство приходится (1981, %) 27,1 (50,4 в 1965 и 32 в 1975), на промышленность (включая энергетику, ремёсла, строительство) 21,2 (соответственно 10,8 и 26), на транспорт, услуги, торговлю, административный аппарат 51,7 (38,8 и 42). Правительство Т. поощряет частное предпринимательство, приток иностранного капитала. Государству принадлежат железнодорожный транспорт, морской порт в Ломе, производство и распределение электроэнергии, водоснабжение, комплекс по добыче и обогащению фосфоритов (национализирован в 1974), от 25 до 90% капитала в разных промышленных предприятиях. В середине 80-х гг. некоторые нерентабельные государственные предприятия проданы или переданы в аренду частным предпринимателям. Активизируется роль государства в кредитно-банковской сфере, во внутренней и внешней торговле. Введено государственное планирование. С 1965 в Т. было принято 4 пятилетних плана экономического и социального развития. Осуществляется 5-й план на 1985—90. Частное предпринимательство в Т. находится главным образом в руках иностранцев. Действующий инвестиционный кодекс обеспечивает свободный перевод капитала и прибылей за границу, полное или частичное освобождение (в зависимости от размера капиталовложений и сферы приложения) от налогообложения, уплаты таможенных пошлин и др. Наиболее прочные позиции сохраняет французский капитал; в промышленности представлены также частные компании ФРГ, Италии, в экспортно-импортной торговле наряду с французскими действуют другие крупные монополии. Свыше 40% заёмных средств приходится на международные финансовые организации.

Сельское хозяйство. В нём занято свыше 3/4 населения. Широко распространена система общинного землевладения и землепользования. С проникновением товарно-денежных отношений община постепенно разлагается. На юге страны, особенно в районах возделывания кофе и какао, получает распространение частная собственность на землю. Преобладают мелкие крестьянские хозяйства (около 70% всех хозяйств имеют от 1 до 3 га земли); крупных хозяйств (имеющих от 30 до 50 га земли) менее 1%. Плантационные хозяйства, принадлежащие неафриканцам, практически отсутствуют. Площадь потенциально пригодных для сельского хозяйства земель — свыше 3,5 млн. га. Пашня и земли под многолетними культурами составляют 41% территории, луга и пастбища — около 36%. В 1974 правительством принято решение о проведении земельной реформы, направленной главным образом на освоение пустующих земель. В конце 70-х гг. выдвинута программа развития сельскохозяйственного производства с целью полного самообеспечения населения продовольствием. Через опытные государственные фермы и государственные организации крестьянам оказывается помощь в производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции.

Основная отрасль сельского хозяйства — земледелие. Выращивают продовольственные культуры преимущественно для местного потребления (маниок, ямс, кукуруза, просо и сорго, рис), экспортные культуры (кофе, какао-бобы) и культуры, используемые как внутри страны, так и на экспорт (хлопчатник, масличная и кокосовая пальмы, арахис, карите, клещевина). Маниок (сбор 350—500 тыс. т в год), ямс (400—500 тыс. т), кукуруза (130—150 тыс. т), рис (15—20 тыс. т), масличная и кокосовая пальмы выращиваются главным образом в южной части Т., кофе (8—10 тыс. т в год, в 1982—84 из-за засухи — 3—5 тыс. т) и какао-бобы (13—16 тыс. т, в 1982—84 — 10—12 тыс. т) — на юго-западе (между гг. Кпалиме, Баду, Атакпаме), просо и сорго (120—190 тыс. т), арахис, хлопчатник (20—50 тыс. т в год) — на севере и частично в центральных районах. В 70-е гг. начато возделывание сахарного тростника — в районах Сокоде и Ание.

Животноводство развито слабо. В 1982 насчитывалось (тыс. голов, в скобках в 1970): крупного рогатого скота 302 (182), овец и коз 1572 (1320), свиней 230 (292); домашней птицы около 6000 (2000). Разведением крупного и мелкого рогатого скота занимаются главным образом на севере; на юге животноводство имеет очаговый характер, здесь разводят мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Рыболовство (преимущественно кустарно-промысловое) морское и озёрно-речное распространено особенно в районе Анехо и озера Того. Улов рыбы 10 тыс. т в 1982 (10,5 тыс. т в 1970). Большую роль играют сбор дикорастущих плодов и охота.

Промышленность. За годы независимости в промышленности Т. появились новые отрасли (горнодобывающая, химическая, текстильная и др.), возросли темпы промышленного производства. Промышленные предприятия в основном мелкие; развито кустарное производство. Главный обрабатывающий центр — столичная зона Ломе, включая зону морского порта. В конце 70-х гг. начала развиваться промышленность в северо-восточной части страны.

Горнодобывающая промышленность в Т. представлена главным образом добычей фосфоритов на юге в районе Хахотое, Акумапе (с 1961) и в районе Кпогаме (с 1973). Добыча фосфоритов в конце 70-х гг. — в среднем около 3 млн. т в год (в 1970 1,5 млн. т), в начале 80-х гг. — 2—2,2 млн. т. С 1969 в районе Гнаулу добывается доломит. В небольшом объёме ведётся с 1973 добыча поваренной соли на побережье, близ г. Анехо.

Установленная мощность всех ТЭС и единственной ГЭС (на водопаде Климе, близ г. Кпалиме) 34 МВт. Самая крупная ТЭС — в Ломе (мощность около 13 МВт). В других городах маломощные ТЭС (от 0,18 до 0,78 МВт). Потребление электроэнергии (млн. кВт∙ч) составило в 1984 240 (в 1978 около 200); свыше 70% всей потребляемой электроэнергии закупается в Гане (ГЭС в Акосомбо).

Обрабатывающая промышленность представлена химическими, пищевкусовыми, текстильными и кожевенно-обувными, металлообрабатывающими и другими предприятиями. Самое крупное химическое предприятие — нефтеперерабатывающий завод (с 1978) в окрестностях Ломе, мощностью 1 млн. т перерабатываемой нефти в год. В 60—70-е гг. в Ломе были построены: 2 завода по производству изделий из пластмасс, предприятие по производству жидкого кислорода и ацетилена, спичечная фабрика, лакокрасочный завод, предприятие по изготовлению моющих средств. В 70-е гг. в Т. получает развитие производство строительных материалов: действуют предприятие по изготовлению блоков и плит из мрамора, добываемого в Гнаулу, цементный завод в районе Ломе (около 300 тыс. т в год), крупный комплекс СИМАО (с 1980) по производству клинкера (мощностью 1,2 млн. т в год), построенный на базе месторождения известняков в районе Таблигбо. Комплекс принадлежит смешанному обществу, в котором помимо Т. участвуют Кот-Дивуар и Гана (в 1982 — 870 тыс. т клинкера). К новым отраслям относятся текстильная и кожевенно-обувная. С 1966 действует прядильно-ткацкий комбинат (хлопок местный и импортный) в Даджа, близ г. Атакпаме; комбинат принадлежит смешанному обществу (25% капитала у Т., 63% — у ФРГ). В конце 70-х гг. ежегодная продукция комбината составляла в среднем 14—16 млн. м тканей (около 20% экспортировалось); в середине 1981 работа комбината была приостановлена из-за нерентабельности. В 1981 завершено строительство в г. Лама-Кара текстильного комбината (мощность около 12 млн. штучных текстильных изделий в год). Швейная фабрика (около 110 тыс. изделий в год) действует в Ломе (с 1971). Единственное обувное предприятие в Т. — фабрика фирмы «Батя» в Ломе (600—700 тыс. пар обуви ежегодно). Металлообрабатывающая и механосборочная промышленность представлена небольшими предприятиями в Ломе: по изготовлению кузовов для автомобилей и автоцистерн, мебели, гвоздей, винтов и других мелких предметов из металла, сборке велосипедов и мотороллеров (из импортируемых узлов и деталей), выпуску аккумуляторов и электробатареек, сборке и ремонту радиоприёмников. В 1979 в окрестности Ломе вступил в строй первый в Т. государственный сталеплавильный завод, который производит (из металлолома) стальные окатыши и мелкие профилированные детали (проектная мощность 20 тыс. т в год).

Традиционны и сравнительно развиты в Т. пищевкусовая промышленность и первичная переработка сельскохозяйственного сырья. Наиболее крупное предприятие — пивоваренный завод в Агуэве (близ г. Ломе), владелец — смешанное общество (40% капитала у Т., 60% у ФРГ). В 1982 введён в эксплуатацию филиал этого завода в г. Лама-Кара. В Ломе — производство безалкогольных напитков. В Ганаве, близ г. Анехо, — производство крахмала и муки из маниока (мощность завода — переработка 60 тыс. т маниока в год), принадлежит смешанному обществу (свыше 50% акций у Т., остальные у Франции). Имеется 2 завода по производству пальмового масла: в Алокоэгбе, близ г. Цевие, и в Агу, близ г. Кпалиме; мукомольный завод в Ломе, 5 хлопкоочистительных заводов: 2 из них в Атакпаме, по одному в Ломе, Ноце и Лама-Каре; 4 завода по очистке капока: 3 в Сокоде, 1 в Лама-Каре; предприятие по поджариванию зелёного кофе в Ломе.

Транспорт. Наиболее развита транспортная сеть в южной части Т., где находится морской порт, сосредоточены важнейшие промышленные предприятия, выращиваются главные экспортные сельскохозяйственные культуры.

В Т. 3 железные дороги: Ломе—Анехо (44 км), Ломе—Кпалиме (116 км), Ломе—Блитта (276 км с 4-километровой веткой Агбону—Атакпаме) и 2 железнодорожные ветки, одна из которых (25 км) проложена для вывоза фосфоритов от места добычи в Хахотоэ — Акумапе до пункта Кпеме, вторая (55 км) — для транспортировки цемента от Таблигбо до Ломе. Общая протяжённость железнодорожных линий (с учётом подъездных путей) около 570 км. Управление железными дорогами (за исключением ветки для вывоза фосфоритов) осуществляет государственная организация. Общая протяжённость безрельсовых дорог (тыс. км) 7,85, в том числе асфальтированных около 2,5 (1980). Главный узел автодорог — Ломе. Отсюда отходит на север основная автомагистраль длиной около 700 км до Синкасе (на границе с Буркина-Фасо), через Ломе по побережью от границы с Ганой на западе до границы с Бенином на востоке проходит межгосударственная автодорога. Важное экономическое значение имеют 3 автодороги: Ломе—Кпалиме (112 км), Ломе—Атакпаме (176 км), Кпалиме—Атакпаме (107 км). Основные автодороги имеют ответвления: в восточной части побережья — Анехо—Таблигбо (44 км) и Цевие—Таблигбо (42 км), на юго-западе — Атакпаме—Баду (96 км), на северо-востоке — Сокоде—Чамба (34 км). Автопарк — свыше 48 тыс. машин, в том числе 32 тыс. легковых (1983).

Т. располагает крупным глубоководным морским портом (с 1968) в 9 км к востоку от Ломе, частично обслуживающим внешнеторговые грузопотоки Буркина-Фасо, Мали, Нигера (грузооборот 1,2—1,5 млн. т в год).

Воздушный транспорт используется в Т. главным образом для международных пассажирских и почтовых перевозок. Близ Ломе находится международный аэропорт Токуэн. Международные воздушные связи Т. обслуживают авиакомпании Франции и других стран Запада, а также «Эр-Африк».

Внешнеэкономические связи. Внешнеторговый баланс Т. постоянно дефицитен (за исключением 1974). В 1983 экспорт составлял (млрд. фр. КФА) 61,9, импорт 108,1; удорожание импорта связано с увеличением цен на сырую нефть и нефтепродукты, машины, оборудование. Основные статьи экспорта (%): фосфориты (42), какао-бобы (8,9), кофе (7,9); вывозятся также хлопок, ядра пальмовых орехов, копра, клещевина, арахис. Из товаров промышленного производства экспортируются главным образом крахмал и мука из маниока и хлопчатобумажные набивные ткани. В 1978 начат экспорт нефтепродуктов, в 1980 — клинкера. Главные статьи импорта (1983, %): продовольствие (29,7), оборудование и транспортные средства (17), нефть и нефтепродукты (9,4), промышленные потребительские товары, строительные материалы, прокат металлов, шины и камеры. Основные торговые партнёры Т. — страны — члены ЕЭС. Во внешней торговле возрастает роль государства. Экспорт сельскохозяйственной продукции и фосфоритов осуществляется государственными организациями, клинкера — компанией, ведущей его производство. Монополией на импорт ряда товаров первой необходимости, включая сахар, рис, молочные продукты, рыбу, мыло, обладает национальная компания, но в целом импорт продолжают контролировать главным образом французские компании.

К 1984 внешний государственный долг Т. составил около 400 млрд. фр. КФА (в конце 1978 — 106,9 млрд. фр. КФА). Важный источник валютных поступлений — иностранный туризм. В 1982 Т. посетили 130 тыс. иностранных туристов, доход около 10 млн. долл. Денежная единица Т. — франк КФА.

З. И. Токарева.

Плантация кокосовой пальмы вдоль Атлантического побережья.

Плантация кокосовой пальмы вдоль Атлантического побережья.

Разработка фосфатов.

Разработка фосфатов.

Завод по обработке мрамора.

Завод по обработке мрамора близ Ломе.

В цехе завода стройматериалов в Ломе.

В цехе завода стройматериалов в Ломе.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Того. Экономический очерк" в других словарях:

  • Экономический очерк. Обрабатывающая промышленность — Экономический очерк. Обрабатывающая промышленностьНа Латинскую Америку (без Кубы) приходится 5,4% (1975) производства продукции обрабатывающей промышленности развитых капиталистических и развивающихся стран; она сосредоточивает 40% продукции… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Аграрные реформы — Экономический очерк. Аграрные реформыПроведение аграрных реформ в странах Латинской Америки началось в условиях усилившегося крестьянского движения за землю после 2 й мировой войны (за исключением Мексики, где аграрная реформа была проведена… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Горнодобывающая промышленность — Старательская добыча алмазов в Эстрела ду Сул (штат Минас Жерайс). Бразилия. Экономический очерк. Горнодобывающая промышленностьЛатинская Америка относится к регионам, богатым минеральными ресурсами. Она занимает видное место среди… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Металлургия — Металлургический завод (выплавка меди, свинца, цинка) в г. Ороя. Перу. Экономический очерк. МеталлургияДоля металлургической промышленности в промышленной продукции обрабатывающей промышленности Латинской Америки составляет 7,1% (1975). Чёрная… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Промышленность строительных материалов — Цементный завод в штате Пернамбуку. Бразилия. Экономический очерк. Промышленность строительных материаловДоля этой отрасли в валовой продукции обрабатывающей промышленности региона составляет 3% (1975). Промышленность строительных материалов… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Экономический очерк. Текстильная промышленность — Текстильная фабрика в г. Блуменау. Бразилия. Экономический очерк. Текстильная промышленностьДо конца 50 х гг. занимала второе место в регионе после пищевкусовой промышленности по стоимости выпущенной продукции. Но её доля в валовой продукции… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Африка. Экономический очерк. Внешнеэкономические связи — Система внешнеэкономических связей стран Африки охватывает внешнюю торговлю, валютно финансовые и кредитные связи, движение капиталов, международные услуги, научно техническое сотрудничество и другие формы экономических отношений. Главное место… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Африка. Экономический очерк. Строительство — Строительство радиостанции близ Антананариву. Мадагаскар. В колониальный период промышленное строительство и создание производственной инфраструктуры осуществлялись главным образом в портовых центрах и районах развития горнодобывающей… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Того — Государственные герб и флаг Того. Того (Togo), Тоголезская Республика (RepubliqueTogolaise). Общие сведения Т.  государство в Западной Африке. Граничит на западе с Ганой, на севере с Буркина Фасо, на востоке с Бенином; на юге омывается Гвинейским …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Африка. Экономический очерк. Транспорт и связь — Транспорт. Транспорт. На долю африканских стран приходится не более 6% протяжённости (приведённой) наземной транспортной сети, около 5% объёма грузооборота и 4% пассажирооборота всех видов внутреннего транспорта несоциалистического мира (1980).… …   Энциклопедический справочник «Африка»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»