- Сьерра-Леоне. Музыка
Музыкальная культура Сьерра-Леоне, представленная музыкой ряда народов, в силу исторических особенностей развития страны имеет много общих черт с музыкальными культурами других стран Западной Африки, на территории которых проживают те же этносы. Как и в других африканских странах, музыка С.-Л. неотделима от повседневной жизни. Она сопровождает трудовые процессы, различные жизненные события.
Разнообразен музыкальный инструментарий. Популярны ксилофон баланги (у сусу, малинке, ялунка, темне, коранко) и другие самозвучащие пластинчатые инструменты, в том числе конди (у темне, лимба, локо), конгома (на юге страны). Среди барабанов — кангбаи (одномембранный), сангбай (конусообразный), хутамба (в форме песочных часов), келей (горизонтальный, длиной до 2 м), сегбурё (тыквенный; на нём играют только женщины). Известны инструменты лютневого типа — кондинги (у сусу, темне), кондене (у охотников народа ялунка), а также однострунные и многострунный (конингэй) луки; встречается и кора.
Одно из основных мест в музыке С.-Л. принадлежит песне. Известны лирические, трудовые, ритуальные песни, а также песни-восхваления богов и др. Особый пласт представляют песни, исполняющиеся во время танцевально-театрализованных представлений (песни-танцы масок и т. п.). Распространено как сольное, так и ансамблевое пение. Обычно сольное пение сопровождается только хлопками в ладоши, а ансамблевое — аккомпанементом ударных, шумовых инструментов, подчёркивающим ритмический рисунок песни. Зачастую между хоровыми разделами песни звучит самостоятельная инструментальная интерлюдия довольно больших размеров.
Ладовой основой песен служат бесполутоновые 5-, 6- и 7-ступенные звукоряды. Характерен приём смены лада внутри песни. Встречается своеобразная полиладовость (мелодия певцов — в одном ладу, инструментальный аккомпанемент — в другом). Мелодии песен зачастую речитативного характера. В хоровом пении используются унисон, а также такие типы многоголосия, как бурдон (в одном из голосов выдерживается непрерывный звук) и параллельное 3-голосие. Основным принципом развития песни служит варьирование. Поющие применяют разнообразные приёмы звукоизвлечения, в том числе фальцет, гортанный звук.
В музыкальной культуре С.-Л. немаловажна роль музыки переселенцев из Великобритании, США, Бразилии. Особый пласт составляет музыка, сопровождающая суннитские ритуалы, — пение молитв, заклинаний, игра на ритуальных инструментах, ритуальные танцы. В С.-Л. создана одна из первых музыкальных драм (впоследствии популярный на Африканском континенте жанр) — «Кинкункор» Дафара (1934).
Европейская культура не оказала существенного влияния на местные музыкальные традиции. Однако в музыкальной жизни столицы наблюдаются процессы, связанные с распространением массовой культуры Запада.
Е. М. Грязнова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.