- Ангола. Литература
Развивается со второй половины XIX в. преимущественно на португальском языке. В конце XIX в. записи устного народного творчества вёл ангольский писатель и фольклорист Ж. Диаш Кордейру да Матта, издавший книгу «Народная мудрость в ангольских пословицах» (1891). Писатель О. Рибаш опубликовал книги «Ангольские обряды и божества» (1958) и «Мисосо» (т. 1—3, 1961—64), включающую около 100 сказок и пословиц, — ценные источники для изучения фольклора. На основе народных легенд Ф. М. Каштру Сороменью создал книгу «История Чёрной Земли» (т. 1—2, 1960). С 60-х гг. также ведётся исследование фольклора. Появились сборники народных ангольских песен на местных языках («Народный ангольский песенник» на умбунду, 1962, составитель Г. Ламба); в 70-х — начале 80-х гг. печатается серия двуязычных (кимбунду-португальский) сборников народных сказок.
В противовес проколониалистским тенденциям, преобладавшим в литературе, появились сочинения, проникнутые национально-освободительными идеями. Темы национального самоутверждения нашли выражение прежде всего в поэзии и журналистике. Первым опытом португалоязычной поэзии Африки был сборник Ж. да Силва Маи Феррейры «Излияния моей души» (1849). Кордейру да Матта издал книгу лирики «Безумства» (1887).
Движение сопротивления культурной ассимиляции началось в Анголе с журналистики. В 1882 начал выходить журнал «Футуру ди Ангола» («O Future de Angola») на кимбунду и португальских языках, публиковавший произведения начинающих поэтов и прозаиков. В начале XX в. появились журнал «Луш и кренса» («Lus e Crenca»), издаваемый П. Франку, и альманах «Энсаюш литерариос» («Ensayos literários») Ф. Каштелбранку, печатавшие социальные и антиколониальные произведения. Романы «Африканские сцены» (1880) П. Ф. Машаду, «Нга Мутури» (1882) А. Трони и «Тайна умершей» (1934) А. ди Асиса Жуниора положили начало собственно национальной литературе.
После окончания 2-й мировой войны усилились антиколониалистские тенденции. Продолжая традиции радикальной прессы конца XIX — начала XX вв., молодое поколение А. боролось за возрождение африканской культуры, за право на самоопределение. Возникли культурно-просветительские движения «Идём открывать Анголу» (1948) и «Движение новых поэтов Анголы» (1950), повлиявшие на судьбы ангольской поэзии. А. Нето, А. Жасинту, А. Лара объединились вокруг журнала «Менсажен» («Mensagjem»). В Лисабоне при Доме студентов Империи было создано издательство, печатавшее вплоть до 1964 произведения писателей прогрессивного направления. В 60-х гг. активно разрабатывается тематика освободительной борьбы. Наряду со стихами поэтов-профессионалов — А. Нето (сборники «Стихи», 1961, «С сухими глазами», 1963, «Священная надежда», 1973), А. Жасинту (сборник «Стихи», 1961), А. Кардозу (сборники «Уроки вещей» и «Надежда никогда не стареет», оба — 1980), А. Барбейтуша (сборники «Ангола, Анголе, Анголема», 1975, «Мечта», 1979), Р. Дуарти ди Карвалью (сборники «Возраст решений», 1976, «Таинственные знаки…», 1979) — появилась так называемая поэзия партизанских отрядов. Резкой антиколониалистской направленностью отличается трилогия Каштру Сороменью «Мёртвая земля» (1949), «Поворот» (1957) и «Язва» (1970). Новый этап развития прозы открывают Ж. Луандину Виейра — сборник повестей «Луанда» (1965), повесть «Лоурентинью, дона Антония ди Соза Нету и я» (1981); Пепетела (псевдоним Артура Пестаны) — повести «Приключения Нгунги» (1973), «Маска Мвана Пуо» (1978), романы «Майомбе» (1980), «Йака» (1984); М. Р. Монтейру — сборники рассказов «Запоздалое возвращение» (1973), «Да, товарищ» (1975), повести «Память о море» (1980), «О если бы я стал волной» (1982); У. Шиту — повести «Манана» (1974), «Речи “учителя” Тамоды» (1984), сборник рассказов «“Учитель” Тамода и другие рассказы» (1977). Наряду с поэзией и повествовательными жанрами начинает развиваться драматургия, появились пьесы Пепетелы «Канат» (1978) и «Восстание в доме идолов» (1980).
В 1975 организован Союз ангольских писателей, сплотивший литераторов, принимающих активное участие в общественной жизни страны; с 1977 союз издаёт журнал «Лавра и офисина» («Lavra e Oficina») по проблемам литературного и культурно-общественного развития.
Издано в русском переводе:
Дорога. Рассказы и повести ангольских писателей, М., 1964;
В сборниках: Здесь и трава родится красной, М., 1967;
Современная африканская новелла, М., 1972;
Поэзия Африки, М., 1973;
Возвращение. Современная проза Анголы, М., 1983;
Современная ангольская поэзия, М., 1985.Е. А. Ряузова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.