- Ангола. Народное образование и научные учреждения
До провозглашения независимости А. африканское население было почти полностью неграмотно. Для африканских детей существовала 3-летняя начальная (так называемая адаптированная) школа.
Конституционный закон 1975 гарантировал доступ всем трудящимся к образованию и культуре; в декабре 1975 система образования была национализирована. Управление образованием осуществляется Министерством образования. На нужды образования приходится около 30% бюджетных расходов (1980). 1-й съезд МПЛА (декабрь 1977) определил политику в области образования и основные принципы системы образования и воспитания: государственный и светский характер, обязательность и бесплатность, равные возможности для всех граждан и др.; идеологической основой воспитания и образования провозглашён марксизм-ленинизм. Ближайшими задачами являются: ликвидация неграмотности населения, осуществление всеобщего обязательного 5-летнего образования (в последующем — 8-летнего), ускоренная подготовка национальных кадров, строительство и оборудование школ и др. В результате общенациональной кампании по ликвидации неграмотности её уровень к концу 1980 — началу 1981 снизился с 90 до 66%. Были изданы буквари и учебники на 6 местных языках. Достижения А. в области ликвидации неграмотности отмечены премией ЮНЕСКО имени Н. К. Крупской (1980).
Начальная школа (инициативный класс + 4 класса) обязательная и бесплатная для детей с 5 лет. 8-летняя общеобразовательная школа включает начальную и неполную среднюю школу. На базе начальной школы работают 4-летние школы по подготовке квалифицированных рабочих, окончание которых даёт право поступать в средние профессионально-технические училища и школы. На базе 8-летней школы работают средние учебные заведения, дающие право поступления в вузы (в скобках — их количество в 1982): средние технические училища (11), средние профессионально-технические училища (15) и школы (15) со сроком обучения 3—4 года, нормальные (педагогические) школы (3—4 года), специальные учебные центры (4) по подготовке квалифицированных рабочих. Подготовительные школы (факультеты) готовят (2 года) к поступлению в вузы. В 1982/83 учебном году во всех общеобразовательных, начальных и средних учебных заведениях обучалось около 3 млн. человек. Создана широкая сеть учебных заведений по обучению и повышению профессиональной квалификации взрослых.
В Луанде находится Университет Анголы (основан в 1963, свыше 3 тыс. студентов в 1981/82 учебном году), факультеты: инженерный, медицинский, естественных наук, экономический, сельскохозяйственный, педагогический.
Учителей для 8-летних школ готовят в нормальных (педагогических) школах и на краткосрочных педагогических курсах, для средних учебных заведений — в университете. К концу 1982 при помощи СССР и других социалистических стран в А. было основано более 20 учебных заведений.
В Луанде: Национальный институт гидрометеорологии и геофизики (основан в 1879), Геологическая служба (1914), Национальный центр документации и исторических исследований (1933), Институт медицинских исследований (1955), Институт ветеринарных исследований (1965), Научно-исследовательский центр хлопка, Национальный институт по изучению африканских и иностранных языков (1978), Национальный институт педагогических и социальных исследований (1980). В фондах библиотек А. свыше 1 млн. тт. (1980). Крупнейшие библиотеки — Национальная (26 тыс. тт.) и Муниципальная (15 тыс. тт.) в Луанде. В А. 6 музеев. При Национальном музее Анголы (основан в 1938) имеется исторический архив и библиотека.
В. З. Клепиков.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.