- Нигерия. Архитектура и изобразительное искусство
Деревянная скульптура.
Урхобо, группа бини.
Музей примитивного искусства.
Нью-Йорк.Народная архитектура Нигерии отражает различия природно-климатических условий страны. В зоне тропических лесов на юге, юго-западе и юго-востоке строятся прямоугольные в плане жилища с глиняными или плетнёвыми стенами, резными ставнями и с двускатным покрытием из соломы и пальмовых листьев. У игбо и йоруба глинобитные жилые дома и хозяйственные постройки с глухими внешними стенами располагаются по периметру прямоугольного двора, окружённые галереями на деревянных столбах, покрытых резьбой. В центральной части Н. на плато Джос, в г. Бида и окрестных сёлах преобладают круглые постройки с глиняными стенами и конической соломенной кровлей, украшенной рельефным геометрическим орнаментом и фаянсовыми тарелками, создающими красочные акценты. На севере, в районах саванн и полупустынь, преобладают прямоугольные глинобитные жилища с плоскими крышами. В средние века здесь образовались торговые города. Округлые в плане, они занимали с участками возделанной земли до 20 км2 и были защищены глинобитными стенами с воротами (до 10). Территория города делилась узкими улицами на кварталы, застроенные 1—2-этажными жилыми домами из овальных глиняных блоков («тубами») с плоскими (балки, уложенные на поперечные арки из пальмовых стволов) или купольными (на пересекающихся арках) покрытиями. Углы и крыши домов украшались зубцами, стены покрывались глиняными рельефами геометрического характера или прорезным на подкрашенном фоне растительным узором (с середины XX в. в орнамент проникла современная тематика — автомашины, самолёты и т. д.). Яркий образец местной архитектуры — дворец Гидан Румфа в Кано (XV в., перестроен в XX в.). В XIV в. в Северную Н. проник ислам и появились первые мечети — прямоугольные в плане, с пальмовыми куполами, на глиняных столбах и тиснёным орнаментом на фасадах. В конце XIX в. репатриированные из Бразилии потомки негров-рабов внесли в архитектуру городов Южной Н. элементы латино-американского барокко: фронтоны с завитками, балюстрады, узорные железные решётки, геральдическую скульптуру. Ещё резче облик городов изменился под воздействием европейской архитектуры. В 1930-х гг. появились эклектические церкви (в основном неоготика), 2—3-этажные дома с железными кровлями и мансардами. После 2-й мировой войны, и особенно после завоевания независимости (1960), возводятся многоэтажные общественные здания из армированного бетона, на стальном каркасе, с применением солнцезащитных рёбер, козырьков и решёток, с привнесением национальных элементов (орнамент решёток в постройках Ибаданского университета; здания Верховного суда в Кадуне). Строятся школы и высшие учебные заведения: университетский комплекс Нсукка близ Энугу (английский архитектор Дж. Кьюбитт и др.), университет в Ибадане (английские архитекторы М. Фрай, Дж. Дру, Л. Дрейк, Д. Лэсден). Реконструируются города Лагос, Ибадан, Кадуна. Застраиваются жилищами пригороды Лагоса, в Ибадане вырос микрорайон Бодижа с 1—2-этажными домами, парком и школами. Выдвинулись местные кадры инженеров и архитекторов, получившие образование в Европе (О. Олумуйива, А. Аджеми, Х. Эквуеме), а также на архитектурных факультетах технологии, колледжа в Лагосе, университетов в Нсукке и Зарии.
Изобразительное искусство. К 1-му тысячелетию до н. э. относится открытая в Северной Н. выразительная терракотовая пластика культуры Нок, рубежом нашей эры датируется бронзовая скульптура, найденная на Джеббе и Таде, пластичные и декоративные особенности которой легли в основу искусства Ифе и Бенина. Богата и разнообразна деревянная традиционная скульптура народов Н. (см. Йоруба искусство, Ибибио искусство, Игбо искусство): ритмическая экспрессия, острая гротескность, орнаментальная декоративность свойственны статуэткам богов, предков, всадников, женщин с детьми, животных. Резные рельефные фигурки иногда составляют целые композиции на алтарях, барабанах-тамтамах и т. д. Распространены полихромные маски, иногда со сложными многофигурными навершиями. С 1960-х гг. интенсивное развитие получило профессиональное искусство. Создано наряду с профессиональной Ассоциацией художников Общество нигерийских художников (президент Ю. Грилло). Их обучение ведётся на специальных отделениях в университете в Зарии, технологическом колледже в Лагосе, частных художественных студиях (Ибадан, Лагос и др.). Экспозиции произведений мастеров Н. развёртываются в Культурном центре Ифе, выставочном зале в Лагосе и других городах, а также за рубежом. Заметную роль в формировании нового искусства Н. сыграла группа скульпторов (О. Идах, Ф. О. Идехен, Ф. Идубор, Б. Энвонву), которые в лучших произведениях развивают местные традиции и одновременно осваивают достижения европейского искусства. Среди скульпторов выделяются также Д. Нвоко, увлекающийся идеей возрождения нигерийской пластики («Адам и Ева»), И. Айе, скрупулёзно воспроизводящий в своих работах все этнографические аксессуары. Под влиянием современных европейских течений находятся Э. Эмокпайе, Э. О. Эмокпе и др. Влияние европейского искусства отчётливо ощущается и в живописи, где работают художники разных направлений и творческих индивидуальностей. В духе европейского академического искусства создавал реалистические портреты основоположник нигерийской школы живописи А. Онаболу, принципам реализма следует в своих пейзажах и одухотворённых портретах современников Б. Энвонву. К традиционному искусству обращается мастер жанра и натюрморта У. Эгону, поиски изобразительных средств (тональных, светотеневых, колористических) ведут Ю. Грилло, Дж. Аколо, А. Эконг. К монументальной живописи обращаются Р. Огунделе, Дж. Бураймох, Б. Онобракпайе, О. О. Озадебе, мозаике — И. Адейеми, оформляющий общественные и культовые здания, к дизайну — А. Ласекан. В сценографии работает Д. Нвоко, иллюстрированием книг нигерийских писателей занимается Б. Онобракпайе.
Разнообразны художественные ремёсла Н. Из цельного куска дерева вырезаются бытовые предметы, затейливо украшенные фигурками людей и животных, орнаментальными и сюжетными рельефами. Выделываются гончарные сосуды причудливой формы (особенно ценятся изделия из Илорина и Икот-Экпене). Стеклоделы Биды изготовляют орнаментированную посуду, ювелиры Кано — золотые и серебряные ожерелья и браслеты с чеканкой, металлическую посуду, кожаные сосуды. В Бенине сохраняются традиции бронзового литья и резьбы по слоновой кости. Развиты ткачество и отделка узорных тканей (батик, набойка) стилизованным сюжетным рисунком, изготовление деревянных вееров с выжженным орнаментом или обтянутых шкурой с аппликацией и выбритым узором; на севере одежда украшается многоцветной вышивкой, а кожаные изделия (сумки, сёдла, подушки, сандалии) — шитьём и аппликацией. Распространено плетение циновок, соломенных и тростниковых корзин, а также выделка сосудов, блюд и ложек из тыквы с резным или выжженным орнаментом. Деревянные фигурки и тыквенные сосуды («калебасы») иногда оплетаются бусами, из бус делаются также головные уборы.
В. Л. Воронина, А. Х. Грансберг.
Метательный нож.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Шахматы у йоруба.
Деньги-браслеты.
Медь.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Глинобитная хижина нупе.
Орнамент стены жилого дома в г. Зария.
Алтарь предков.
Йоруба.
Дерево.
Фигура сидящего человека из Тады.
Бронза.
Первые века н. э.
У. Океке.
«Молодая девушка».
Акварель.
1963.
Керамический сосуд для воды.
Игбо.
Сосуд из слоновой кости для хранения пряностей.
Йоруба.
Сосуд.
Йоруба.
Дерево.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Двухслойный браслет из слоновой кости.
Бенин.
Британский музей.
Лондон.
Ф. Идубор.
Резная деревянная дверь банка в г. Ибадан.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.