- йоруба искусство
Погремушка из тыквы.
Нигерия.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.йо́ру́ба иску́сство. Происхождение Й. и. принято генетически связывать с культурой Ифе. Самые ранние (середина XVII в.) произведения Й. и. ритуальные предметы тайного общества «Огбони»: бронзовые скульптуры различных божеств и духов, а также парные (мужские и женские) антропоморфные жезлы (эданы), обычно связанные цепью, которые использовались во время самых различных церемоний (инициации, ордалий, погребений и. т. д.). Они в значительной степени сохранили строгую каноничность и условность трактовки человеческих фигур и лиц вплоть до XX в.
Памятники традиционной деревянной пластики относятся к XVIII началу XX вв. Они подразделяются на несколько устойчивых иконографических групп, соответствующих определенным религиозно-мифологическим персонажам и культам. Большим разнообразием отличаются фигурки ибеджи (близнецов), распространённые по всей стране и отмеченные местными особенностями. Они принадлежат к наиболее древним типам деревянной скульптуры. Об этом свидетельствуют их пропорции (голова составляет от 1/3 до 1/4 размера фигуры), широко распространённые в Тропической Африке, но не характерные для большинства йорубских скульптур. Островыразительны фигурки бога Эшу, встречающиеся на резных столбах, поддерживающих кровлю, в дверных рельефах и панелях, на барабанах, подносах для гадания и. т. д. Наиболее интересна стилистическая группа скульптур, связанная с культом бога Шанго. Коленопреклонённые фигуры его жриц принадлежат к числу высших достижений африканской традиционной скульптуры реалистического плана. Обычно они являются навершиями ритуальных жезлов и изображают женщину с подчёркнутыми половыми признаками, с ребёнком на руках или за спиной, иногда на коленях. Реже встречаются изображения самого Шанго, как правило, верхом на лошади (согласно одной из легенд, он был правителем и военачальником йорубской «империи» Ойо). Общим иконографическим признаком всех памятников круга Шанго является двойной топор, происхождение которого связывается с неолитическими каменными орудиями (так называемые стрелы Шанго).
Среди масок выделяются исключительно жизненные антропоморфные маски-наголовники тайного общества «Геледе». Их лицевая часть сохраняет канонические черты, характерные для скульптуры йоруба в целом (глаза в виде обращённого вниз треугольника, короткий, горизонтально срезанный нос, выступающие вперёд губы), а навершия отличаются исключительным разнообразием. Здесь встречаются мифологические и взятые из окружающей жизни персонажи, различные животные, птицы, змеи и неодушевлённые предметы (посуда и другая утварь, модели хижин и. т. п.), которые в прошлом наделялись символическим значением, а позднее стали использоваться как чисто декоративные мотивы. Маски типа «эпа» обычно имеют сложные многоярусные навершия, включающие отдельные фигуры и целые сцены. Лицевая часть этих шлемовидных масок сильно стилизована и маловыразительна. Как и маски «геледе», они покрыты яркой полихромией росписью. Особую группу составляют маски тайного общества «Эгун-гун». Они делятся на две большие группы связанную с погребальными церемониями и маски агбегиджо, которые с XVIII в. использовались во время увеселительных представлений ряженых. Маски последней группы наделены чертами гротеска и иногда представляют собой карикатуры определенных социальных и этнографических типов. Их выполняли из различных подсобных материалов (перьев, растительных волокон, раковин и. т. п.), укреплённых на деревянном или плетёном каркасе, что делало их очень непрочными. На северо-востоке страны Й. известны маски-скульптуры, связанные с культом предков и пережитками тотемических представлений, в которых соединялись черты человека и животного, обычно барана.
Особым разделом традиционной скульптуры являются рельефы. Это, как правило, многоярусные композиции, изображающие исторические бытовые и реже мифологические сцены, в которых отсутствует обозначение места действия и нет связного последовательного повествования. Встречаются рельефы с изображениями различных символов и ритуальных предметов (эданов, «топоров Шанго») и декоративных геометрических мотивов. Типологически к ним примыкают разнообразные архитектурные детали, украшающие не только постройки, но и различные бытовые и ритуальные предметы (барабаны, подносы, шкатулки и. т. п.).
Литература:
Григорович Н. Е., Традиционная скульптура йорубов, М., 1977;
Beier U., The story of sacred wood carvings from one small Yoruba town, Lagos, [1957];
Carroll K., Yoruba religious carving, L.[a. o.], 1967.Н. Е. Григорович.
Церемониальный головной убор.
Нигерия.
Жрица бога Шанго.
Деревянная маска.
Частное собрание.
Лондон.
Маска типа «эпо».
Раскрашенное дерево.
Милан.
Сосуд из слоновой кости для соли и перца.
Нигерия.
Женская статуэтка.
Дерево.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.