Нигерия. Народное образование и научные учреждения

Нигерия. Народное образование и научные учреждения
Университет в г. Ифе.

Университет в г. Ифе.

Первые миссионерские школы появились в середине XIX в. В середине 50-х гг. около 90% взрослого населения было неграмотным. С момента завоевания независимости (1960) уделяется большое внимание развитию образования. В целях ликвидации неграмотности среди взрослого населения организованы краткосрочные курсы. В 1976 декретировано 6-летнее обязательное начальное образование для детей с 6 до 12 лет. В 1977 объявлена новая политика в области народного образования, по которой с 1982/83 учебного года 5-летняя средняя школа должна заменяться на 6-летнюю, но перестройка идёт медленно. За 25 лет суверенного развития количество учащихся увеличилось. В 1985 в начальных школах обучалось свыше 14,7 млн. человек (в 1960 около 3 млн.), среднее образование получили 3,4 млн. человек (в 1960 свыше 168 тыс. человек), высшее — 213,7 тыс. человек (в 1960 свыше 2,5 тыс. человек). Расходы на образование в 1975—85 составили 7—10% от общих бюджетных ассигнований.

Руководство образованием, планы его развития и финансирования осуществляет федеральное Министерство образования.

6-летнее обязательное образование в основном одинаковое во всех штатах: на местных языках в течение первых 3—4 лет и на английском в 5—6-х классах; в больших городах и частных школах — на английском языке в течение всех лет обучения.

Среднее образование — 5-летнее. Имеются частные средние школы. Основные типы средних школ: грамматические, технические и коммерческие, а также учительские колледжи. Грамматические школы готовят учащихся в основном к продолжению образования. Коммерческие и технические школы дают общее образование и базовую подготовку по профилирующим дисциплинам. Профтехобразование дают профессионально-технические начальные школы с 2—5-летним сроком обучения на базе начального образования (готовят квалифицированных рабочих), а также 4-летние политехникумы или технологические колледжи на базе среднего образования (готовят средний технический персонал). В 1960 было 3 таких учебных заведения, в 1985 — 29 с числом обучающихся 57,5 тыс. человек.

Высшее образование дают 26 университетов (в том числе 16 федеральных), в которых в 1985 было 107,6 тыс. студентов. Крупные: Университет Ахмаду Белло в г. Зария (основан в 1962, около 14 тыс. студентов, 11 факультетов, а также административный, педагогические институты, институт сельскохозяйственных исследований в 1985), Нигерийский в г. Нсукка (основан в 1960, свыше 12 тыс., 13 факультетов, институты: экономический, африканских исследований, педагогический), Ибаданский (основан в 1962, 12 тыс., 11 факультетов, 3 института), в г. Ифе (основан в 1961, 12 тыс., 10 факультетов, 3 института), Лагосский (основан в 1961, 11 тыс., 8 факультетов). Среди университетов: 13 — академического профиля, 6 — политехнического, остальные — общего профиля. Обучение бесплатное. Многие университеты имеют заочные отделения.

Учителей начальных школ готовят в учительских колледжах (школах) (5 лет на базе начальной школы, 1—2 года на базе средней), учителей для средних школ и колледжей — в педагогических колледжах обычного или повышенного уровня, а также педагогических факультетах и в педагогических институтах университетов (3—4 года), учителей профессионально-технических предметов — в специальных педагогических колледжах и на педагогических отделениях политехникумов, технологических колледжей и технологических университетов. В 1985 было свыше 350 учительских школ и педагогических колледжей, в них 315,9 тыс. учащихся (27,9 в 1960).

Научно-исследовательскую работу в области образования и педагогических наук ведут Нигерийский совет по педагогическим исследованиям, педагогические факультеты, институты и исследовательские центры университетов, некоторые педагогические колледжи повышенного уровня.

Крупные библиотеки: Ибаданского университета (300 тыс. томов), Лагосского (250 тыс.), в Ифе (215 тыс.); Национальная библиотека Н. (140 тыс. томов). 10 музеев (в гг. Лагос, Бенин, Джос, Илорин и др.).

Ю. С. Алферов.

Научные учреждения.
Академия наук Н. (основана в 1977), Медицинский научно-исследовательский совет (1974), Национальный институт океанографических и морских исследований (1975) — все в Лагосе; Нигерийский институт социальных и экономических исследований (1950), Федеральный лесной центр (1954), Интернациональный институт тропических культур (1968) и Национальный институт садоводства (1975) — все в Ибадане; Федеральный институт промышленных исследований в Ошоди (1955); Институт пальмового масла в Бенине (1939); Федеральный центр сельскохозяйственных исследований в Мооре (1910), Федеральный ветеринарный центр в Воме (1924), Институт сельскохозяйственных исследований в Самару (1924) и др.

Литература.

Литература формируется на английском, хауса, йоруба, игбо и других языках. Литературы на местных языках до сих пор остаются региональными, с узким кругом тем, трактовку которых во многом определяет мораль патриархальной общины, особенности консервативного быта и религиозные взгляды, особенно заметные в литературе хауса. Англоязычная литература Н. вначале представляла собой разновидность простонародной словесности, возникшей на основе фольклорной традиции у разных народов. Простонародная литература книжных базаров стала школой для многих писателей. Фольклорная повесть А. Тутуолы «Пьяница» (1952) стоит особняком в современной прозе Н. Наступление нового этапа развития нигерийской литературы возвестил роман С. Эквензи «Люди города» (1954), в котором писатель затронул социальные проблемы. Заметным явлением молодой литературы Н. стала трилогия Ч. Ачебе «И пришло разрушение» (1958), «Покоя больше нет» (1960), «Стрела бога» (1964), во многом определившая путь развития нигерийской прозы. В первом романе писатель отразил критический момент в истории африканцев, живших в бассейне р. Нигер, — начало колониальной эпохи; он раскрыл богатство духовной и материальной культуры африканских народов, которую в течение многих десятилетий миссионеры и идеологи колониализма третировали как культуру «дикарей».

В 60-е гг. началось интенсивное развитие литературы, наиболее полно выразившееся в прозе и особенно в романе. Произведения этого времени отражают новое в общественном сознании нигерийцев, и прежде всего преодоление наследия колониализма. Содержанием ряда произведений стало воссоздание духовной и материальной культуры африканцев, истолкование этики патриархального общества. Писатели отражают процесс самоутверждения как отдельного этноса, так и всей африканской цивилизации. Повышенный интерес к быту, религии, обычаям нередко приводит к перенасыщенности романов этнографическим материалом.

Перестройка жизни миллионов нигерийцев, формирующая новое мировосприятие, привнесла в роман новую тему — конфликт нового со старым. Писатели показывают победу прогрессивных взглядов, крушение патриархальной морали, исторически изжившей себя, раскрепощение сознания, сформировавшегося в недрах замкнутой, обособленной этнической группы. Так, О. Нзекву в романе «Пляска ящериц» (1965) создал образ женщины, у которой пробуждается сознание собственной личности. Пафос романа К. Агунвы «Попытайся ещё раз» (1967) — в утверждении мысли о том, что воля и целеустремлённость человека могут преодолеть любые преграды. Т. Алуко в романе «Родственники» (1966) показал конфликт гражданского долга с родственными чувствами, столкновение кланового и общегражданского начал и создал образ нового человека, превыше всего ставящего общественные интересы. Появление в этих и других произведениях типично романного конфликта — личность и общество — свидетельствует об освоении нового для Н. жанра романа, причём романа реалистического. Наступление индивидуалистической морали, вытесняющей патриархальную, отражает всё большую социальную дифференциацию общества, рост социальной несправедливости и углубление социального антагонизма. О. Эгбуна в романе «Дело о женитьбе» (1964) противопоставил патриархальную Африку обществу капитализма, в острых общественных конфликтах которого он увидел грядущие социальные беды.

В 70-е гг. литература Н. пополнилась новыми именами. Темпы её развития ускоряются, осваиваются разные прозаические жанры. Противоборство тенденций социального развития отражается в литературе в форме усиления критических настроений. Тема социальной несправедливости становится центральной, исчезают иллюзии о возможности «истинно африканского» пути развития общества, о гармоничном сочетании патриархального с современным. Всё глубже постигая закономерности исторического развития человечества, нигерийские писатели создают произведения, типологически соотносимые с произведениями критического реализма мировой литературы: роман Д. Мунони «Торговец из Обанге» (1971), в котором раскрыта социальная психология «маленького» человека и который стал заметным шагом вперёд на пути психологизации нигерийского романа, проникновения писателя во внутренний мир человека. В ряде произведений 70-х гг. получили отражение трагические события междоусобной войны 1967—70; разноречивая трактовка военной темы показывает, насколько сложным общественным событием она явилась: роман И. Окпево «Последний долг» (1976).

Начиная с конца 50-х гг. в Н. успешно развивается поэзия, зародившаяся в 40-е гг. Первоначально она была в основном публицистической и выражала настроения малочисленной интеллигенции, робко протестовавшей против подавления африканской культуры (стихи государственного деятеля Б. Н. Азикиве). Новый этап нигерийской поэзии начался в конце 50-х гг. и связан с деятельностью студентов Ибаданского университета. Принципиально по-новому оценивая вклад Африки в мировую культуру, они обратились к творчеству своего народа и, органически объединяя доступный им опыт англоязычной поэзии с традициями народно-поэтического творчества, положили начало современным лирическим жанрам. Поэзия Н. создаётся силами многих литераторов, но наиболее заметными фигурами остаются её основоположники К. Окигбо (сборники «Небесные врата», 1962; «Пределы», 1964; «Лабиринты», 1971), В. Шойинка (поэма «Иданре», 1967), Дж. П. Кларк. В их стихах ощутимо воздействие разных поэтических школ, однако все они подлинно нигерийские национальные поэты, выражающие национальное мироощущение и приметы нового времени.

Драматургия на первом этапе (30—40-е гг.) развивалась под непосредственным влиянием миссионеров и церкви, использовавших любительскую сцену для популяризации библейских сюжетов. В начале 50-х гг. появилась потребность в новых темах, подсказанных жизнью. Х. Огунде создал несколько пьес на актуальные политические темы и фольклорные сюжеты. Наиболее значительный вклад в развитие драматургии внесли Кларк (трилогия «Песнь козла», «Маскарад» и «Плот», 1964) и Шойинка («Пляска леса», 1963; «Дорога», 1965; «Жатва Конги», 1967), который остаётся центральной фигурой. Им создана современная драма, основанная на опыте зарубежной, в первую очередь английской, драматургии. Темы его пьес подсказаны историческим развитием народов Н. Все его пьесы социально заострены, однако степень социальной критики в них неодинакова, как неодинаков и их художественный уровень.

Литература Н. занимает одно из ведущих мест среди молодых литератур стран Африки южнее Сахары. Издаются литературные журналы «Блэк Орфьюс» («Black Orpheus») и «Окике» («Okike»); в 70-е гг. создано крупное издательство «Четвёртое измерение».

Издания:
в рус. пер.: Поэты Нигерии, М., 1966;
[Стихи], в кн.: Поэзия Африки, М., 1973;
Чудеса совершаются не сразу. Рассказы нигерийских писателей, М., 1983.

В. Н. Вавилов.

Университет в г. Лагос.

Университет в г. Лагос.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Нигерия. Народное образование и научные учреждения" в других словарях:

  • Нигерия — Государственные герб и флаг Нигерии. Нигерия (Nigeria), Федеративная Республика Нигерия (Federal Republic of Nigeria). Общие сведения. Н.  государство в Западной Африке. Входит в Содружество (британское). На юге омывается водами Гвинейского… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Нигерия — (Nigeria)         Федеративная Республика Нигерия (Federal Republic of Nigeria).          I. Общие сведения          Н. государство в Западной Африке, в бассейне нижнего течения р. Нигер. Входит в британское Содружество. Граничит на З. с Дагомеей …   Большая советская энциклопедия

  • Нигер — Государственные герб и флаг Нигера. Нигер (Niger), Республика Нигер (Republique du Niger). Общие сведения. Н.  государство в Западной Африке. Граничит на севере с Алжиром и Ливией, на востоке с Чадом, на юге с Нигерией, на юго западе с Бенином и… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Чад — Государственные герб и флаг Чада. Чад (Tchad), Республика Чад (La République du Tchad).Общие сведения.Ч. — государство в Центральной Африке. Выхода к морю не имеет. Граничит на севере с Ливией, на востоке с Суданом, на юге с ЦАР, на западе с …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Китай —         Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).          I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …   Большая советская энциклопедия

  • Университеты — (от лат. universitas – совокупность, общность)         высшие учебно научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У. начинается с эпохи западно европейского… …   Большая советская энциклопедия

  • Судан — I Судан (от араб. Билад ас судан страна чёрных)         природная область в Африке, простирающаяся от южных границ Сахары до 4 8° северной широты и от Атлантического океана до Эфиопского нагорья. Площадь около 5 млн. км2.          С. находится в… …   Большая советская энциклопедия

  • ЧАД — (Chad) Общие сведения Официальное название Республика Чад (араб. جمهورية تشاد (Джумхурийя Чад), франц. République du Tchad, англ. Republic of Chad). Расположен в Центральной Африке. Площадь 1284 тыс. км2, численность населения 8,7 млн чел. (2002) …   Энциклопедия стран мира

  • Камерун (государство) — Камерун (Cameroun), Объединённая Республика Камерун (La République Unie du Cameroun). I. Общие сведения К. ‒ государство в Центральной Африке. Граничит на С. З. с Нигерией, на С. и С. В. с Чад, на В. с Центральноафриканской Республикой, на Ю. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Камерун — I Камерун         залив Атлантического океана (часть залива Биафра) у западного берега Африки (Камерун). Образован общим устьем рек Камерун, Вури, Мунго, Мунгази и др. Берега низменные, покрыты мангровой растительностью, изрезаны небольшими… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»