- Кения. Литература
Развивается с середины XX в. преимущественно на английском языке, а также на языках народов кикуйю, масаи, суахили и др. Первые произведения — книги учёного-этнографа, лидера национально-освободительного движения Дж. Кениаты «Лицом к горе Кения» (1936) и «Мой народ кикуйю» (1942). Этнографический и исторический материал в них сопровождался экскурсами в мифологию и фольклор кикуйю. Кениата опубликовал в собственной обработке мифы, легенды, сказки и притчи. В конце 1950-х гг. в литературе К. возникла автобиографическая проза. Её авторы участвовали в движении Мау Мау. Повести М. Гикару «Страна солнца» (1955), В. Итоте «Генерал Мау Мау» (1959), Дж. Кариуки «Мау Мау в заточении» (1963), М. Гатеру «Дитя двух миров» (1964), К. Ньямы «Мау Мау глазами очевидца» (1966) и др. отличаются антиколониальной направленностью, патриотизмом, достоверностью.
После провозглашения независимости К. (1963) началось ускоренное становление многих литературных жанров. Были учреждены ежегодные государственные премии за лучшие произведения, открыты два крупнейших в Восточной Африке издательства, выпускающих преимущественно художественную литературу. С середины 60-х — в 70-х гг. издаются литературно-художественные журналы «Зукор» («Zuka»), «Джолизо» («Joliso»), «Джоумагазин» («Joemagazin»), «Дхана» («Dhana») и др. Большую роль в литературной жизни страны и англоязычной Африки в целом играет Национальный университет в Найроби.
В 60-х гг. самым популярным жанром стал роман, обладающий ярко выраженной спецификой и самобытностью. Заметен интерес авторов к быту современных африканцев и их внутреннему миру. С нравоописательными романами выступают Б. О. Вандера, Э. Хинга, М. Алот и М. Мванги, считающийся первым пролетарским писателем Африки (романы «Улица Ривер-роуд», 1976, «Тараканий танец», 1979, «Неприкаянные», 1979). Широко представлены исторические романы, авторы которых показывают, как высокоразвитая и своеобразная культура африканцев разрушалась под напором колонизаторов. Романы Грейс Огот «Земля обетованная» (1966), А. Кадамбе «Сосуд жизни» (1967) рассказывают о традиционном быте общины и его разрушении, заставившем африканцев покидать родные места в поисках лучшей доли. В центре внимания большинства прозаиков — десятилетие, предшествовавшее достижению К. независимости. Романы Д. Кароки «Эта земля наша» (1970), М. Мванги «Жертва для гончих псов» (1974) и «Вкус смерти» (1975), С. Нгубиа «Проклятие господа» (1970) посвящены движению Мау Мау, драматической борьбе народа К. за освобождение от колониальной зависимости. В них созданы яркие образы крестьян, представителей зарождающегося рабочего класса, интеллигенции.
Перестройка общества, социальное расслоение в современной К. внесли в литературу новые темы. «Маленькому» человеку, оказавшемуся обездоленным в буржуазном обществе, посвящены романы Л. Киберы «Голоса в темноте» (1970), Г. Калимугого «Осмелившийся умереть» (1972) и др. В 70-х гг. складывается плутовской роман — новое явление в африканских литературах: «Сын женщины» (1971) и «Хвост во рту» (1972) Ч. Мангуа, «Будущие лидеры» (1973), «Что за жизнь!» (1972) и «Что за муж!» (1973) М. Рухени, герои которых — современные авантюристы и плуты, искатели удачи и лёгкой жизни. В сатирических романах Мангуа и Рухени пороки и язвы кенийского общества показаны изнутри — это и выделяет их среди произведений других авторов. Успехи кенийской литературы, замеченные за рубежом, связаны прежде всего с именем прозаика, драматурга, публициста и литературного критика Нгуги Ва Тхионго. В его творчестве воссоздана реалистическая панорама жизни страны — от первых контактов африканцев с европейскими миссионерами в начале XX в. до обретения К. независимости. Правдиво изображая жизнь современной К. с её социальными противоречиями, Нгуги Ва Тхионго также показывает силы, способные, по его мнению, повлиять на будущее страны: роман «Кровавые лепестки» (1977) и «Дьявол на кресте» (1982).
Англоязычные поэты Т. ло Лийонга (угандиец по происхождению), Дж. Кариару, Дж. Ангира (р. 1947), Г. Барлоу, М. Муго, Дж. Китхиджи и др. в своих злободневных публицистических стихах отражают важные общественные события, показывают африканца в переломную для континента эпоху, переживающего сложные испытания на пути к независимости. Поэты пишут о трагической истории родины, о её настоящем. Их произведения отличаются гражданственностью, социальной направленностью, чувством солидарности с борющимися за своё национальное освобождение народами.
Е. Я. Суровцев.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.