- Кения. Народное образование и научные учреждения
В начале XX в. стали создаваться миссионерские школы, после учреждения в 1911 колониальными властями Департамента образования появились первые государственные школы (в 1930 начальные государственные и миссионерские школы посещало около 8,6% детей соответствующего возраста). В 20-х гг. в К. развернулось движение за создание африканских независимых школ. Первая такая школа была основана в 1925 африканцем Ндирангу в местечке Гитунгури. В 1933 создаётся Ассоциация независимых школ для осуществления руководства ими. К 1936 в К. имелось 220 независимых школ (свыше 27 тыс. учащихся-африканцев). В 1939 был создан независимый Учительский колледж (в 1949 в нём обучалось 900 человек). В колониальный период система образования строилась по принципу расовой сегрегации. Для африканцев: начальная школа — 4 года (с 7 до 11 лет), промежуточная — 4 года (с 11 до 15), средняя — 4 года (с 15 до 19). В промежуточную школу после экзаменов попадало 22,5% выпускников начальной школы, в среднюю — менее 10%. Для европейцев и индийцев: 7 (начальная) + 6 (средняя) лет, для арабов: 7 + 4. Обучение во всех школах платное. В 1963 в начальных и промежуточных школах обучалась 891 тыс. детей, в средних — около 32 тыс. учащихся. В 1962 80,5% населения было неграмотно.
После провозглашения независимости была проведена реформа школьной системы. В 1976 число неграмотного населения снизилось до 51,5%. Руководство образованием осуществляет Министерство просвещения, начальными школами — местные власти. Закона об обязательном обучении нет, в 1980 объявлено об отмене платы за обучение в начальной школе. Наряду с государственными имеются частные и миссионерские школы.
Начальная школа 7-летняя — для детей с 6 лет. В 1982/83 учебном году было около 11,5 тыс. начальных школ, свыше 115 тыс. учителей, свыше 4,1 млн. учащихся (около 90% детей соответствующего возраста). Обучение идёт на английском языке, с 4-го класса изучается суахили. Средняя школа 6-летняя: младшая — 3 года, старшая — 3 года.
В 1981/82 учебном году в средних школах было свыше 477,3 тыс. учащихся, 17,8 тыс. учителей. Обучение в средней школе ведётся на английском языке, изучается суахили (меньше, чем в начальной школе). Религиозные дисциплины обязательны в начальной и средней школе. Начальное профтехобразование осуществляется на базе начальной школы в 2—6-летних торговых, коммерческих, ремесленных, сельскохозяйственных, лесных и ветеринарных профессиональных училищах и школах, а также на предприятиях (в 1981/82 учебном году в профтехшколах было свыше 9,1 тыс. учащихся). Среднее техническое образование осуществляется на базе младшей средней школы в колледжах. Ведущими являются: политехнический колледж в Момбасе (основан в 1948: 1500 учащихся, 120 преподавателей в 1983/84 учебном году), политехнический колледж в Найроби (1961; 3600 учащихся, 271 преподаватель). Профтехучилища и школы фактически тупиковые, окончание полной средней школы и средних технических колледжей даёт право поступления в вуз. Педагогические исследования ведутся в Институте педагогики К. в Найроби (основан в 1966). Высшие учебные заведения: Национальный университет в Найроби (основан в 1956 как Королевский технический колледж, с 1970 — Национальный университет; в 1983/84 учебном году свыше 5,6 тыс. студентов 9 факультетов: сельскохозяйственный, естественных наук, инженерный, искусств, архитектурный, коммерческий, ветеринарный, юридический и медицинский); Университетский колледж имени Дж. Кениаты в Найроби (1972; 2,4 тыс. студентов, 263 преподавателя; 3 факультета: педагогический, искусств, естественных наук). Подготовка учителей для начальной школы ведётся в 2-годичных педагогических училищах на базе начальной или младшей средней школы (в 1981/82 учебном году около 12,6 тыс. учащихся, 694 преподавателя), для младшей средней школы — в течение 3 лет на базе младшей средней школы или в течение 1 года на базе полной средней школы (520 учащихся), для полной средней школы — в вузах. Крупнейшие библиотеки: Библиотека Национального университета (основана в 1956; 270 тыс. томов в 1981), Мемориальная библиотека Макмиллана в Найроби (1931; 160 тыс. томов), Библиотека Университетского колледжа имени Дж. Кениаты (130 тыс. томов); Национальная библиотечная служба в Найроби (основана в 1967, 100 тыс. томов); Публичная библиотека в Момбасе (основана в 1903, 20 тыс. томов); Мемориальная библиотека Десаи в Найроби (основана в 1942, 32 тыс. томов). Музеи: Национальный музей Кении в Найроби (основан в 1911); Национальный музей Западной Кении в г. Китале (основан в 1926); Музей в Момбасе (основан в 1960). В К. имеется около 20 научных учреждений, крупнейшие из которых: Центр индустриальных исследований Кении (основан в 1948), Национальная сельскохозяйственная лаборатория (1908), Медицинская исследовательская лаборатория, Исследовательский центр туберкулёза (1960), Исследовательский институт сельского хозяйства К. с исследовательским филиалом по ветеринарии, Институт медицинских исследований (1964), Британский институт Восточной Африки (1960), Международный институт по изучению доисторической Африки имени Луиса Лики — все в Найроби; Исследовательская станция хлопка в провинции Ньянза, Исследовательский центр кофе в Руиру (1949), Исследовательский институт чая в Керичо и др.
В. З. Клепиков.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.