- Камерун. Кино
Первые ленты Камеруна носили этнографический характер: «Там-там в Париже» (1963, режиссер Т. Сита-Белла), «Большой дом Бамбилике» (1966, режиссер Ж. П. Нгасса). В 1966 при Министерстве информации был создан отдел кино. В 1973 декретом правительства учреждён фонд кинопромышленности, из которого финансируется производство фильмов.
Режиссёр Ж. П. Диконг-Пипа первые короткометражные ленты снял во Франции: «Рога» (1964) и «Верните мне отца» (1965). Известность режиссёру принёс фильм «Чужой ребёнок» (1975), затрагивавший проблему традиционного общества. В фильме «Цена свободы» (1979) режиссёр продолжил разработку этой темы. Фильм «Рибо, или Дикое солнце» (1978, режиссер Ж. Нама) посвящён доколониальному периоду в истории К. Режиссер Д. Камва работает в жанре комедии. Его лента «Коляска» (1975) высмеивала широко распространённую традицию свадебного выкупа, а фильм «Наша дочь» (1981) разоблачает безудержное подражание Западу бюрократической элиты.
В стране около 60 кинотеатров (1982). В год производится 1—2 игровых фильма.
Е. Г. Кулик.
Литература:
Голубчик М. М., Федеративная Республика Камерун, М., 1968;
Логинова В. П., Объединенная Республика Камерун, Справочник, М., 1982;
Мельников И. А., Корочанцев В. А., Камерун, М., 1972;
Encyclopédie de la République Unie du Cameroun, t. 1—3, Abidjan—[e. a.], 1981.
Орлова А. С., Уровень общественного развития народов Камеруна к началу европейской колонизации Африки, «Советская этнография», 1959, № 5;
Dugast I., Monographie de la tribu des Ndiki, t. 1—2, P., 1955—59;
Lembezat B., Kirdi, les populations paiennes du Nord Cameroun, P., 1950;
Lebeuf J. P., Archéologie tchadienne. Les Sao du Cameroun et du Tchad, P., 1962;
Le Vine V. T., Le Cameroun…, v. 1—2, P., 1970;
Le Vine V. T., Nye R. P., Historical dictionary of Cameroun, Metuchen, 1974;
Mveng E., Histoire du Cameroun, P., 1963;
Tardits Cl., Contribution à l’étude des populations Bamiléké de l’Ouest Cameroun, P., 1960.
Гальперина Е. Л., Литературные проблемы в странах Африки, в сборнике: Современная литература за рубежом, сборник 1, М., 1962;
Ивашева В. В., Литература стран Западной Африки. Проза, М., 1967, с. 79—144;
Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, М., 1968, с. 114—64;
Никифорова И. Д., О национальной специфике западноафриканских литератур, М., 1970;
её же, Африканский роман. Генезис и проблемы типологии, М., 1977, с 132—41;
Взаимосвязи африканских литератур и литератур мира, Сборник, М., 1975, с. 124—61;
Литературы Африки, М., 1979, с. 222—34;
Rial J., Littérature camerounaise de langue française, Lausanne, 1972 (имеется библиография).Ольдерогге Д. А., Искусство народов западной Африки в музеях СССР, Л.—М., 1958;
Искусство народов Африки, М., 1975;
L’habitat au Cameroun, P., 1952;
Lecoq R., Les bamiléké, P., 1953;
Herrmann F., Germann P., Beitrage zur afrikanischen Kunst, B., 1958;
Eno-Belinga M. S., Musique traditionnelle et musique moderne au Cameroun, «Bulletin of the International Committee on urgent and ethnological research», 1969, № 11;
Ngumu P. C., Les Mendzan. De Chanteurs de Yaounde, W., 1976 «Acta Ethnologica et linguistica», series musicologica, № 34;
Вопросы театрального искусства, М., 1975, с. 346—50;
Львов Н. И., Современный театр Тропической Африки, М., 1977, с. 177—88;
Искусство кино, 1971, № 4, с. 3 обл.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.