Египет. Театр


Египет. Театр

В средние века в Египте существовал теневой театр, видным деятелем которого был Ибн Даниала (XIII в.) — автор сатирических комедий о нравах эпохи мамлюкского султана Бейбарса. В дальнейшем возник театр кукол Арагоз (см. Карагёз; название по имени основного персонажа).

С XIX в. выступали французские и итальянские труппы. В 1869 в связи с торжествами по поводу открытия Суэцкого канала в Каире был построен театр Оперы и показана опера Дж. Верди «Риголетто», в 1871 — «Аида», написанная Верди по заказу египетского правительства. В 1869 Я. Санну (известен под псевдонимом Абу Наддара) создал первую египетскую труппу и поставил в Каире свою оперетту на арабском языке. Хедив Исмаил запретил постановки пьес Санну и выслал его из страны. В XIX в. в среде интеллигенции и особенно учащейся молодёжи возникли многочисленные любительские театральные коллективы. В 70-х гг. XIX в. профессиональный театр развивался под влиянием арабского театра Сирии и Ливана. В конце XIX — начале XX вв. профессиональные труппы возглавляли Селим Наккаш, Юсуф аль-Хайят, Сулейман аль-Кардахи, Мухаммед Абу Халиль аль-Каббани, Искандер Фарах. В этих труппах выросли многие египетские актёры, в том числе Салама Хигази.

Репертуар египетских театров включал оригинальные и переводные пьесы. А. Надим написал патриотические пьесы «Отечество» и «Арабы», поставленные в любительском кружке школы Мусульманского благотворительного общества в Александрии (около 1880). В 1893 с исторической драмой «Завоевание Андалусии» выступил Мустафа Камиль.

Большое значение имели переводы произведений мировой драматургии (пьесы Мольера, У. Шекспира, П. Корнеля) на арабском языке, сделанные Адибом Исхаком, Мухаммедом Османом Галалем и др. Действие пьес переносилось в Е., автор оригинала не упоминался.

В 1910-х гг. широкое распространение получила мелодрама.

Во 2-м десятилетии XX в. египетский театр вступил в более зрелый период развития. К этому времени в культурной жизни страны наметились значительные сдвиги. В 1912 Ж. Абьяд создал труппу, которая поставила «Отелло» (в здании театра Оперы). Возникли театральные труппы под руководством Оккаша, Али Кассара, Азиза Ида, Нагиба ар-Рейхани и др. Эти труппы ставили произведения мировой классики. Дальнейшее развитие получила историческая драма, призванная пробуждать национальное самосознание: пьесы Фараха Антуна «Султан Салах-ад-Дин и Иерусалимское королевство» (1914) и «Герои Эль-Мансуры» (1915) Ибрахима Рамси о борьбе арабов с крестоносцами.

Подъём национально-освободительного движения 1919—21 способствовал дальнейшему развитию египетского театра. Певец и композитор С. Дервиш писал музыку к драмам, поставленным в театре ар-Рейхани. Крупнейший современный писатель и драматург Тауфик аль-Хаким в 1918 выступил с пьесой «Незванный гость» антибританской направленности. Получила развитие реалистическая бытовая драма. Темы современности нашли отражение в пьесах «Пропасть» М. Геймура(1921), «Новый и старый Египет» Фараха Антуна (1923), «Буря в доме» (1924) и «Жертвы» (1925) Антуна Язбека. Начала формироваться театральная критика. Работы по истории и теории драматического искусства издал Мухаммед Теймур, статьи по истории античного театра — Таха Хусейн. Большое место в национальной литературной драме занял А. Шауки, который написал в 1927—32 трагедии в стихах на сюжеты из египетской и арабской древней истории и фольклора: «Смерть Клеопатры», «Меджнун и Лейла», «Антара», «Камбиз», «Великий Али-беи», трагедию «Андалусская принцесса» и бытовую комедию «Госпожа Худа».

В 30—40-х гг. широко ставились одноактные комедии и исторические бытовые драмы М. Теймура, в которых проявилось стремление автора к психологическому анализу, и Тауфика аль-Хакима на сюжеты, заимствованные из восточных легенд и античной мифологии: «Спящие в пещере» (издание 1933), «Шехеразада» (издание 1934), «Пигмалион» (издание 1942), «Соломон премудрый» (издание 1943), «Царь Эдип» (издание 1949). Пьесы Тауфика аль-Хакима имели абстрактно-философский характер, их главная тема — столкновение человеческой воли и рока. Для оказания поддержки театру в 30-х гг. в стране был учреждён Высший комитет по развитию арабского театрального искусства. Благодаря деятельности комитета в Каире были созданы театральные труппы: в 1935 первый государственный Национальный театр, в 1937 — Народный театр с музыкальной и драматической труппами, в том же году возник «школьный театр» при университетах и школах. В 1930 в Каире была основана первая в арабском мире Консерватория драматического искусства (под руководством Заки Тулеймата), в 1944 открыта театральная школа.

В середине 40-х — середине 50-х гг. традиции драматургии Шауки продолжал поэт Азиз Абаза. Его пьесы «Кайс и Любна» (1943), «Аббаса» (1947), «ан-Насыр» (1949), «Шагарет ад-Дурр» (1951), «Закат Андалуссии» (1952), «Шахрияр» (1954) поставила труппа государственного Национального театра.

Во время 2-й мировой войны и в первые послевоенные годы египетский театр переживал кризис. Деятельность частных театральных трупп замерла, многие ведущие актёры уходили в кино.

Новый подъём наступил после Июльской революции 1952 и особенно с 1957. В эти годы в стране работали государственные драматические театры — Национальный, Народный, Военный (с 1962 — Арабский) и частные — Свободный (основан в 1952), имени Нагиба ар-Рейхани (основан в 1919), «Рамсес» под руководством Юсефа Вахби (основан в 1923, воссоздан в 1957), труппа Исмаила Ясина (основана в 1954; объединяет актёров комедийного жанра, в репертуаре пьесы на социальные темы). Среди театров, пользующихся государственной субсидией, — передвижной Театр армии (основан в 1952). В Каире на основе театральной школы в том же году был создан институт театрального искусства с 3 факультетами: актёрским, драматургии, декорации и техники сцены. В 1958 в Каире возник театр кукол (с труппами для выступлений в городе и для гастролей по стране). В драматургии преобладали темы, близкие современности. В пьесе Тауфика аль-Хакима «Нежные руки» (1954) прославляется труд, его же пьеса «Сделка» (1957) посвящена борьбе крестьян за землю. Актуальны пьесы Ю. Идриса «Хлопковый король» (1957), «Республика Фархат» (1957), Н. Ашура «Люди, которые внизу» и «Люди, которые наверху» (1956) и др. Наиболее известные деятели Национального театра — Ахмед Алам, Хусейн Рияд, Аббас Фарис, Фуад Шафик, Зейнаб Сидки, Хасан аль-Баруди, Махмуд аль-Мелиги, Амина Ризк, Альвия Гамиль и др. В репертуаре пьесы Тауфика аль-Хакима, Шауки, Азиза Абазы, а также молодых драматургов и переводная классическая драматургия. Народный театр, организованный для ознакомления широкого зрителя с театральным искусством, имеет 3 филиала в городах Эль-Минья, Танта и Даманхур; каждый из них располагает драматическими и музыкальными труппами, гастролирующими в провинции. «Школьный театр» ставит своей целью развитие эстетических вкусов молодёжи.

Пьесы Нагиба ар-Рейхани («Правление Кара-Коша», «Девушки, не умеющие лгать!» и др.) имеют социальную направленность. Труппа Свободного театра ставит пьесы, осуждающие пережитки прошлого и проблемы развития современного египетского общества: «Гвоздь Гохи» Али Ахмеда Бакасира (1953), «Люди, которые наверху», «Полицейские и воры» А. Фарага (1966).

Кроме профессиональных трупп, в Каире существуют 9 любительских, среди которых наибольшее значение имеет Общество сторонников театра, организованное в 1913. Руководит труппой Фуад ат-Тухи. Любительские труппы существуют в городах: Александрии, Даманхуре, Порт-Саиде, Танте и др. Эти труппы ставят пьесы, в которых преобладает условность и метафоричность формы, заимствованные у египетского народного уличного театра, и современные пьесы: «Фарфуры» (1964) и «Земная комедия» (1966) Идриса, «Багдадский цирюльник» (1964), «Сулейман аль-Халаби» (1965), «Али Джанах ат-Тембризи и его слуга Каффа» (1969) Фарага.

В 60-х — начале 70-х гг. издавался журнал «Аль-Масрах».

Т. А. Путинцева.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "Египет. Театр" в других словарях:

  • Египет — Государственный герб и флаг Египта. Египет (араб. Миср), Арабская Республика Египет (Гумхурия Миср аль Арабия). Общие сведения. Египет  государство в северо восточной части Африки и на Синайском полуострове (Азия). Граничит на Западе с Ливией, на …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Египет (государство на Бл. Востоке) — Египет, Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль Арабия). I. Общие сведения E. ‒ государство на Ближнем Востоке, занимает северо восточная часть Африки и Синайский полуостров в Азии. Граничит на З. с Ливией, на Ю. с Суданом, на С. В. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Театр Луны — Основан 1992 Художественный руководитель Сергей Проханов Сайт www.lunatheatre.ru Театр Луны  московский театр, основанный в 1992 году Сергеем Прохановым, который и в настоящее время является художественным руководителем театра. Здание театра …   Википедия

  • Египет — I Египет (Древний         древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке.          Исторический очерк.          Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… …   Большая советская энциклопедия

  • Египет Птолемеев — История Древнего Египта Додинастический период Династический период Раннее царство Древнее царство Первый переходный период Среднее царство Второй переходный период Новое царство Третий переходный период Позднее царство Персидский период… …   Википедия

  • ЕГИПЕТ — (مصر, Egypt) Общие сведения Официальное название Арабская Республика Египет, АРЕ (араб. جمهورية مصر العربية (Джумхурийят Миср аль Арабийя), англ. The Arab Republic of Egypt). Расположен на северо востоке Африки и частично в Азии (Синайский… …   Энциклопедия стран мира

  • Египет. Литература — На территории Египта развивались древнеегипетская литература и . Литература VII X вв. В литературе Е. господствовали традиционные поэтические жанры  панегирик (мадх), оплакивание (риса), описание (васф); с IX в. появляются любовная лирика (),… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Египет. Музыка — Музыкальная культура Египта уходит корнями в глубокую древность (см. ст. ). До наших дней сохраняет своё значение развивавшаяся в течение многих веков традиционная музыка, которая достигла особенно высокого уровня развития в Нижнем Египте Она… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Египет. Исторический очерк. Начало XVI в. — 1918 — В конце XV  начале XVI вв. египетское общество и государство переживали глубокий экономический и политический кризис. Недовольство масс, особенно крестьянства, ослабляло мамлюкское государство перед лицом внешней угрозы со стороны Сефевидов, а… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Московский Театр Луны п/р С. Проханова — Театр Луны  московский театр, основанный в 1992 году Сергеем Прохановым, который и в настоящее время является художественным руководителем театра. Здание театра расположено на Малой Ордынке. Содержание 1 История 2 Современная труппа театра …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Египет. Театр» >>