- христианско-африканские церкви и секты
христиа́нско-африка́нские це́ркви и се́кты, религиозные синкретические организации, сочетающие в догматике, культе элементы местных традиционных верований и христианства. Большинство из них возникло в результате отделения от западно-христианских (главным образом протестантских) церквей и сект, объявив себя самостоятельными. В зарубежной литре их называют сепаратистскими, независимыми, туземными, пророческими, мессианскими или синкретическими. Членами христианско-африканских церквей являются исключительно африканцы, большей частью принадлежащие к одному этносу; встречаются Х.-а, ц. и с. и полиэтнического состава.
В вероучениях Х.-а. ц. и с. в большей степени используется Ветхий завет, чем Евангелия. Христианские представления о боге-отце, Иисусе Христе значительно видоизменены: бог-отец часто отождествляется с богом традиционных верований, с мифологическим первопредком (например, в Церкви Христа с Ункулункулу); воплощением Иисуса Христа часто считается глава секты («чёрный Христос»). В ритуальной практике обычно превалируют, сочетаясь с элементами обрядов христианства, традиционные культы. Почти у всех Х.-а. ц. и с. сохраняется в качестве основного обряд крещения (совершается преимущественно над взрослыми или при переходе в класс взрослых); христианское представление о духе святом трансформировалось: в значительной части Х.-а. ц. и с. с сошествием духа святого стало связываться характерное для африканских культов состояние одержимости, транса.
Х.-а. ц. и с. строятся по иерархическому принципу, священнослужители делятся на высших и низших. Во главе обычно стоит «пророк» («апостол»), почитаемый как «чёрный мессия», который проводит наиболее значительные церемонии, проповедует основные положения вероучения секты, а также занимается «исцелением» больных, борьбой с «злыми чарами» и «нечистой силой», защитой от «злокозненного колдовства» и т. п.
По неполным сведениям (конец 1970-х гг.), приверженцы Х.-а. ц. и с. составляли 46% населения континента, в том числе около 50% в странах Южной Африки (в ЮАР около 15% населения), свыше 25% в Западной Африке, около 17% в Центральной.
Некоторые секты превратились в целые направления (движения), породившие в дальнейшем самостоятельные общины. К таким относятся кимбангизм и матсуанизм. Общины кимбангистов имеются в Заире, Конго, Анголе. Под влиянием кимбангизма возникли самостоятельные секты в Заире (в 1970-х гг. их насчитывалось 15) и Анголе. Наиболее значительные из них в Анголе Церковь нашего господина Иисуса Христа (или Культ красной звезды), которая в 1970-х гг. насчитывала несколько десятков тыс. человек.
Матсуанизм, сложившийся в 1920-х гг. как антиколониальное политическое движение, приобрёл после смерти А. Матсуа преимущественно религиозный характер. Матсуанисты имеют свои молельные дома, алтари. Основные атрибуты культа крест, зеркало, свечи, лампадки и др. В Конго существует (начало 1980-х гг.) секта Матсуанистская церковь кинзонзи, требовавшая в 1950-х гг. объявления матсуанизма общегосударственной религией. Сектанты враждебны и по отношению к революционно-демократическому правительству Народной Республики Конго.
В колониальный период большую популярность приобрела открыто выступавшая против колониализма секта Китавала. В конце 1970-х гг. она была распространена в Заире, в небольшой степени в Малави.
Секта Движение хаки (или Миссия черных) была основана в Бельгийском Конго Симоном Мпади (воспитанник американской баптистской миссии), объявившим себя в 1938 «пророком». Последователи секты имеются (начало 1980-х гг.) в Заире, Конго, Анголе, главным образом среди конго (преимущественно среди горожан); общая численность несколько десятков тысяч человек.
Церковь Лумпа (или Странствующую Церковь) основала в 195253 среди бемба в Северной Родезии (современная Замбия) «пророчица» Алиса Муленга Леншина Лубуша. Первоначально секта имела антиколониальную направленность, нередко активно поддерживала Объединённую партию национальной независимости. В независимой Замбии (с 1964) Церковь Лумпа, получив отказ в предоставлении ей статуса государственной церкви, встала на путь антиправительственных действий. Руководители секты были арестованы; деятельность Церкви Лумпа поставлена под контроль государства, часть сектантов эмигрировала в Заир, однако большинство вскоре вернулось в Замбию. Приверженцы Церкви Лумпа имеются в Заире, Танзании, Малави, Зимбабве.
В ряде стран Гвинейского побережья в начале XX в. широко распространилось движение Харриса. Уроженец Либерии У. У. Харрис (по этнической принадлежности гребо) в 1910 объявил себя «пророком» и выступил за восстановление чистоты христианского учения. Он осуждал колдовство, фетишизм (порицал отношение к кресту как к фетишу, от которого можно ожидать чудесной помощи). С середины XX в. учение Харриса (иногда называемое неохарризм) получило широкое распространение во многих африканских странах. Число последователей Харриса в Кот-Дивуар оценивается (1980-е гг.) приблизительно в 150200 тыс., в Либерии свыше 20 тыс. (преимущественно среди гребо и кру). С 1920-х гг. стало распространяться учение харристов в Дагомее (современный Бенин), особенно среди фон. В конце 1970-х гг. численность бенинских последователей секты составляла несколько десятков тысяч человек. В 1910-х гг. сподвижник Харриса Дж. Нешби организовал в британской колонии Золотой Берег (современная Гана) среди фанти Церковь двенадцати апостолов, по своей догматике и внутренней организации схожей с харристскими общинами. После 2-й мировой войны в Кот-Дивуар возникла неохарристская секта Деима (Церковь Марии Лалу, или Церковь очищения от праха). Её основательница «пророчица» Дьигба Давово (из племени дида подгруппы кру) приняла имя Марии Лалу (от лалу божественный пепел или зола). Секта Деима отрицает колдовство и почитание фетишей, жертвоприношения; не принимает христианские таинства исповеди и причащения. В ритуале деимистов большое значение придаётся «святой воде из ручья Деима» и «священному пеплу Лалу». Главное отличие этой секты от других христианско-африканских сект состоит в том, что её обряды лишены экстатического характера. Многие морально-этические нормы секты (отказ от мести, прощение врагов и др.) противоречат нормам первобытнообщинного общества. Во второй половине 1970-х гг. численность деимистов оценивалась в 100 тыс. человек, преимущественно среди бете, годье, дида и др., населяющих юго-западный Кот-Дивуар.
Секта Херувимы и серафимы (полное название Вечный священный орден херувимов и серафимов) самая значительная в Западной Африке; имеет адептов в ряде стран, в основном в Нигерии. Её численность ориентировочно достигала в начале 1980-х гг. около 500 тыс. человек. Основатель секты Моисей Оримоладе Тунолазе из Нигерии. В основе вероучения секты Библия (переведена на язык йоруба). Сохраняются христианский догмат троицы, таинства крещения и причащения. Сектанты верят, что молитвами, личным обращением к богу можно достичь (без всяких посредников) божьей благодати, выражающейся в различного рода видениях, пророчествах, даре исцеления и т. п. Богослужения состоят главным образом в пении многочисленных молитв и псалмов, плясках под звуки духовых инструментов и тамтамов; характерны кликушество, транс, ночные бдения, носящие оргиастический характер. Глава секты баба аладура («отец молящихся», «пророк»), возглавляющий группу высших служителей культа, на низшей ступени иерархии «апостолы», в обязанность которых вменяется проповедь и вовлечение в секту новых членов. Херувимы и серафимы имеют свои школы, приют для сирот и одиноких стариков, семинарии для подготовки священнослужителей, молельные дома и др. Ещё при жизни Тунолазе его последовательница Абиодун Акинсовон основала особую секту. В 1930-х гг. секта Херувимы и серафимы разветвилась на множество местных сект со своими «пророками» во главе. Среди них значительна секта Аладура (Церковь бога), возникшая в 1930 среди части йоруба в Нигерии. В конце 1970-х гг. она насчитывала несколько десятков тыс. приверженцев; распространена, помимо Нигерии, в Либерии (у баса, кру, кпелле, банди и др.), в Сьерра-Леоне (с 1947; у менде в Фритауне и его окрестностях), на юго-востоке Бенина (у части йоруба наго) и др. Херувимы и серафимы вербуют приверженцев не только среди христиан и сторонников африканских традиционных верований и культов, но и среди мусульманского населения.
В 1930 на юго-востоке Нигерии была образована Национальная церковь святого духа (или Секта святого духа). Первыми членами этой секты были ананг (подразделение ибибио). Они почитают одну из ипостасей троицы духа святого, которого называют Эдисана Одуду. В догматике этой секты значительнее, чем в других Х.-а. ц. и с., влияние традиционных верований; святой дух уподобляется традиционным духам-помощникам (как они, он исцеляет от болезней, может способствовать долголетию, приобретению богатства и т. п.). Почитаются духи природы, предков, божество Эте Абаси; культ включает экстатические обряды, обильные жертвоприношения.
В ЮАР действует Церковь Христа (или Ибандла Лика Кресту), возникшая в 1910 в Кейптауне у коса. Секта признаёт лишь Ветхий завет; практикует обычные для традиционных верований обряд обрезания, многоженство, левират и др.; выступает против католицизма, считая римского папу антихристом. Возглавляет Церковь Христа епископ, которому сектанты приписывают способность непосредственного общения с богом; без посредничества епископа никто не может попасть на небо; в его силах распоряжаться погодой, дождём (уподобляется обожествлённому правителю или вождю-жрецу традиционных верований). Современная Церковь Христа владеет собственными земельными участками, магазинами, складами и др. Официально не признанная в ЮАР Церковь Христа как хозяйственное предприятие обладает всеми юридическими правами. Секта лояльна к расистскому режиму ЮАР, не выступает против системы апартхейда.
Сотни тысяч приверженцев в банту-язычных странах Центральной и частично Южной Африки имеют апостольские движения, в деятельности которых особую роль играет проповедь «апостолами» скорого пришествия «чёрного спасителя» (мессии), установления на земле «царства божьего». К ним относятся: Апостолическая церковь, основанная в 1956 среди лулуа (территория современного Заира); Апостолическая церковь Иоанна Масове, с 1930 действующая среди шона юга и востока Зимбабве (распространена в Анголе, Зимбабве, Замбии); Африканская апостолическая церковь Иоанна Маранке, возникла у шона в 1932, самая крупная из Х.-а. ц. и с.
К числу Х.-а. ц. и с., образовавшихся в ряде стран Восточной Африки, принадлежат Мария Легия, Дини я Мариам и ряд других. Мария Легия (или Легия Мария, «легион Марии»), насчитывающая (конец 1970-х гг.) свыше 100 тыс. приверженцев, образовалась в Кении у луо в начале 1960-х гг.; главный религиозный центр секты в Найроби. Мария Легия распространена также в Танзании.
Особую группу составляют «православные» секты африканцев, возникшие в Восточной Африке. Их священнослужители вступили в контакты с Александрийской, Греческой, Румынской, Русской православными церквами. В догматике и культе «православных» церквей сочетаются элементы протестантизма, католицизма, православия и местных традиционных верований. Африканская православная церковь (Африканская ортодоксальная церковь) возникла в Кении в конце 1920-х гг. Насчитывала в конце 1970-х гг. около 30 тыс. человек. Действует главным образом среди кикуйю, частично среди луо. Религиозные центры Найроби и Мараголи. На территории современной Уганды в 1929 была основана Африканская греческая православная церковь, которую возглавил архимандрит-африканец Спартас Мукаса. От неё отделилась Восточноправославная церковь во главе с С. Касасой. В 1966 обе секты объединились в Африканскую православную автономную церковь к югу от Сахары. В Уганде имеются и другие «православные» общины, не признающие единого руководства. По этнической принадлежности приверженцы «православных» сект Уганды преимущественно ганда. В Танзании общая численность последователей «православных» сект на начало 1970-х гг. оценивалась приблизительно в 2025 тыс. человек.
Среди Х.-а. ц. и с. существуют и такие, которые возникли на основе африканских традиционных религиозных организаций. Так, из тайного союза йоруба Огбони возникло в Нигерии в 1910-х гг. Реформированное братство Огбони (первоначально именовавшееся Христианизированное общество Огбони). Оно было основано африканцем, являвшимся ранее священнослужителем англиканской церкви, привнёсшим в вероучение секты элементы христианства. В колониальный период за антиколониальные выступления общество подверглось преследованиям и долгое время действовало тайно.
К такому же типу синкретических организаций относится Церковь банза (или Движение бвити), сложившаяся в Габоне в начале XX в. у фанг, сангу и др. в результате модификации традиционного тайного союза сангу Бвити («посвящённые»), главной функцией которого было проведение обряда инициации; распространилась также и в Экваториальной Гвинее. Секта восприняла некоторые христианские догматы, почитает Иисуса Христа, заимствовала элементы христианской обрядности и др. На базе тайного союза Лупамбула в колониальный период в Белгийском Конго (современный Заир) была образована секта Мпеве («дух»), имевшая национально-освободительную направленность.
На территории современной Эфиопии сложились у гураге, части галла, кафа христианизированные традиционные культы, воспринявшие элементы монофиситства (отчасти и протестантизма) почитание Иисуса Христа, девы Марии, некоторых христианских святых и др. Ряд местных традиционных божеств у них отождествлены с христианскими святыми. Чаще всего в роли священнослужителей выступают традиционные жрецы, колдуны, знахари и т. п.
В период возникновения Х.-а. ц. и с. (с конца XIX в.) в них находили отражение протест африканских народов против колониализма, расовой дискриминации. На этом этапе они, играли позитивную роль в национально-освободительном движении. В ряде случаев синкретические организации, имевшие первоначально политическую направленность, впоследствии приобретали религиозный (и по форме, и по содержанию) характер. На современном этапе Х.-а. ц. и с. с их мистицизмом, приверженностью к трайбализму, с враждебностью ко всему новому служат тормозом на пути социально-экономического развития независимых государств.
Литература:
Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М. 1964;
Шпажников Г. А., Религии стран Африки. Справочник, 2 изд., М., 1981;
Barrett D. B., Schism and renewal in Africa, Nairobi, 1968;
Froelich J. C., Les nouveaux dieux de LAfrique, P., 1969;
Holas B., Le séparatisme religieux dAfrique Noire, P., 1965;
Lanternari V., The religions of the oppressed: a study of modern messianic cults, N. Y., 1965;
Turner H. W., Modern African religious movements, Nsukka, 1965;
его же, History of an African independent church, v. 12, Oxf., 1967.Г. А. Шпажников.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.