- матсуанизм
матсуани́зм (от Матсуа), амикализм (от «Амикаль», Amicale, сокращённое название организации Association amicale des originates de LAfrique Equatoriale Française), антиколониальное политико-религиозное движение, распространившееся во Французской Экваториальной Африке (ФЭА) в конце 1920-х гг. Начало М. положила организованная в 1926 конголезцем А. Г. Матсуа в Париже «Ассоциация выходцев из ФЭА», официальной целью которой было оказание помощи африканцам из ФЭА, жившим в Париже (создание касс взаимопомощи и т. п.), и повышение морального и интеллектуального уровня африканцев. Ближайшими соратниками Матсуа были П. Ганда, К. Балу, П. Кинзонзи, Л. Чикайя. Движение не имело чёткой политической программы. Но, не ограничиваясь филантропическими задачами, выдвигало требования отмены туземного кодекса, предоставления французского гражданства конголезцам, прекращения злоупотреблений концессионных компаний и расхищения природных богатств ФЭА. После поездки делегации Ассоциации в Африку (1928) для разъяснения её целей и для сбора средств М. поддержали различные слои африканского населения (служащие колониальной администрации, «эволюэ», традиционные вожди, крестьяне-общинники). Основным этническим ядром М. являлись лали. Секции Ассоциации были созданы в Среднем Конго, а также в других колониях ФЭА и в Бельгийское Конго. По официальным данным, на рубеже 2030-х гг. в ФЭА насчитывалось около 13 тыс. матсуанистов. Обнаружив, что М. не ограничивался филантропическими целями, колониальные власти ФЭА запретили движение, прибегнув к ложному обвинению руководителей Ассоциации в мошенничестве. В 1929 Матсуа и его соратники были арестованы. В апреле 1930 в Браззавиле над ними состоялся суд (получивший в колониальной прессе наименование «Дела балали»). Манифестациями протеста против суда были охвачены африканские кварталы Браззавиля. Выдвигалось и политическое требование предоставление избирательных прав коренному населению. По определению французского африканиста Ж. Баландье, М. явился первым подлинно политическим движением в Среднем Конго. После решения суда о роспуске Ассоциации, об аресте Матсуа и его сподвижников Матсуа стал символом всех недовольных колониальным режимом; М. превратился в массовое народное движение в ФЭА, развивавшееся в полулегальных формах. Матсуанисты использовали главным образом тактику пассивного сопротивления колониальным властям (отказ от уплаты налогов, бойкот товаров из метрополии и др.). В 1933 и 1935 (в связи с побегами Матсуа из ссылки) антиколониальные выступления матсуанистов участились. Они отказывались выращивать экспортные культуры, платить налоги, требовали выдвижения кандидатуры Матсуа в Правительство, совет ФЭА. Колониальные власти действовали методами репрессий, одновременно пытались «наладить отношения» с матсуанистами (разрешив руководителям Ассоциации действовать открыто на местах и иметь свободные контакты с представителями Ассоциации в Париже; в 193839 Кинзонзи был членом Правительственного совета), стремясь добиться «деполитизации» М. После смерти Матсуа в 1942 движение приобрело религиозный характер, проникшись мистицизмом, специфическим для религиозных движений Тропической Африки. Матсуанисты стали представлять Матсуа пострадавшим за народ спасителем, мессией, который явится в Конго и возглавит освобождённое от колонизаторов государство. М. утратил боевое антиколониальное содержание, в нём усилились трайбалистские черты. Движение, первоначально имевшее приверженцев не только в Среднем Конго, стало этнически замкнутым (преимущественно лали). В послевоенные годы М. распался на несколько сект с синкретическим культом; их объединяет вера в мессианскую роль Матсуа.
Лидер конголезской партии Демократический союз защиты африканских интересов Ф. Юлу, стремясь получить в борьбе за власть поддержку матсуанистов, объявил себя преемником Матсуа. В 1959 сторонники Юлу вовлекли матсуанистов в спровоцированные волнения в Браззавиле, после чего они подверглись репрессиям.
Литература:
История национально-освободительной борьбы народов Африки в новейшее время, М., 1978, с. 28794;
Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки, М., 1964, с. 29599;
Andersson E., Messianic popular movements In the Lower Congo, Upsala, 1958;
Balandier G., Sociologie actuelle de LAfrtque Noire, 2 ed., P., 1963;
его же, Sociologie des Brazzavllles noires, P., 1955;
Congo. De la révolution messianlque à la révolution politique, [s. I., s. a.];
Sinda M., Le messianisme congolais et ses incidences politiques. Kimbanguisme. Matsouanisme. Autres mouvements, P., 1972.Я. И. Высоцкая.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.