- Алжир. Музыка
Алжирская музыка развивалась в тесной связи с музыкальными культурами других стран Магриба. Для неё характерно взаимодействие берберских и арабских музыкальных традиций, На музыкальной культуре А. сказались также влияния иранской, мавританской, турецкой, европейской музыки. Наиболее древним пластом является музыка коренных жителей А. — берберских народов. У берберов распространено антифонное сольно-хоровое пение в сопровождении инструментального ансамбля. Среди их музыкальных инструментов (включаются и в ансамбли) — гаита (тип гобоя), гасба (тростниковая флейта), бенгри (небольшая лютня), а также табл (тбель), бендир и другие мембранофоны (многие из этих инструментов используются и в арабской музыке). У туарегов встречаются также анзад (1-струнный смычковый; на нём играют преимущественно женщины) и ганга (плоские барабанчики). Музыка берберов (как и арабская традиционная музыка) основана на 7-ступенных диатонических звукорядах. У берберов Сахары популярны песенные жанры ахеллиль и тагеррабт. Песни в этих жанрах исполняются по случаю праздников и других торжественных событий. Лирический характер присущ песням кабилов, живущих на северо-востоке А.
С приходом арабов (конец VII в.) и распространением ислама в алжирскую музыку проникли жанры и стили арабского музыкального искусства, оказавшие значительное влияние и на берберскую культуру. Особенно широкое развитие получили различные виды религиозной музыки, и прежде всего речитация Корана и адан (призыв к молитве). Стали популярны арабские музыкальные инструменты: уд (лютня с 4 или 5 сдвоенными струнами), канун (72-струнная цитра в форме трапеции), ребаб (2-струнный смычковый), куитра (4-струнная лютня), мезуэд (волынка), а также дарабукка, рикк и другие мембранофоны.
В средневековье получила распространение арабская классическая музыка: вокальные жанры — касыда, мувашшах, мауэль, инструментальные — таксим (исполняется соло на уде, кануне, гасбе и ряде других инструментов; отличается значительной ладомелодичностью и регистровым развитием, виртуозным характером). Одним из наиболее типичных и популярных жанров арабской классической музыки является нуба — вокально-инструментальная цикличная композиция андалусского происхождения (известна с IX в.). Каждая из 15 алжирских нуб, сохранившихся в репертуаре (некоторые дошли только в отрывках), основана на одном из макамных ладов и, согласно традиции, исполняется в определённое время суток.
Наряду с классической арабской музыкой получили известность такие виды арабской традиционной музыки, как тбель — песня в сопровождении барабана (табла, или тбеля), бытовавшая в сахарской части А.; крестьянские песни, приуроченные к событиям календарного цикла (посев, сбор урожая с финиковых пальм и др.). На юге А. сохранилось песенно-танцевальное искусство выходцев из Тропической Африки. Среди используемых ими музыкальных инструментов — гугей (1-струнная лютня), каркабу (железные кастаньеты).
Особый пласт алжирского музыкального искусства составляет культовая музыка суфийских братств. Большая роль принадлежит музыке (пение, речитация, игра на мембранофонах) в ритуале зикр (буквально «поминовение»).
С развитием городов и их культуры возникли различные городские песенные стили, в которых трансформируются классические традиции (в «облегчённом» виде). В начале XX в. особую популярность приобрёл стиль аль-джад. Песни-романсы этого стиля — неклабат, хаузи, бит уа сиах, аруби, а также женские песенные жанры — кадрийят сана, кадрийят зендани — исполняются преимущественно в сопровождении инструментального ансамбля, включающего уд, скрипку (в так называемом арабском строе), мандоль (неаполитанская мандолина), тар, дарабукку (иногда добавляются аккордеон, банджо, фортепьяно). Среди мастеров аль-джада — композитор и исполнитель Хадж Мухаммед аль-Анка. В начале XX в. широкую известность приобрели музыкальные драмы М. Бахтарзи «Фако», «Дар Биби» и др.
В конце XIX — начале XX вв. в связи с французской колонизацией А. проявляется тенденция к европеизации системы музыкального образования. Открылись консерватория музыки и декламации в городе Алжир (1920), Муниципальная консерватория музыки и декламации в Оране (1932) и др.
С конца XIX в. алжирская музыка привлекла внимание ряда европейских музыкантов (её собиранием, изучением занимались французский композитор и фольклорист Ф. Сальвадор-Даниель, русский композитор и пианист А. Ф. Христианович, венгерский композитор и фольклорист Б. Барток).
После завоевания независимости (1962) в стране наблюдается подъём музыкального искусства. Расширилась сеть высших и средних музыкальных учебных заведений, открылся Национальный институт музыки в городе Алжир, создан ряд ансамблей. Проводятся международные музыкальные фестивали, в их числе — Международный фестиваль народного искусства (Тимгад, 1969, город Алжир, 1982), фестиваль народной песни и танца в Тизи-Узу. Большую популярность завоевала политическая песня (фестивали политической песни в городе Алжир в 1978 и 1982).
Среди ведущих музыкальных деятелей А. — композиторы Хаким Бенатиа (автор симфонических произведений), Буджемия Мезрах, композитор и исполнитель различных традиционных песен Хадж Мухаммед аль-Анка, певцы Зерок Мухаммед, Мухаммед Тобаль, певица Мэрием Вафа, исполнители на национальных инструментах — Бен Хамза (гаита, мезуэд), Саад (гасба), Белькасем Хальфа (мембранофоны).
Большой вклад в развитие алжирской национальной композиторской школы внёс советский композитор Р. Гаджиев (работал в стране в 1971—75) — автор 3 балетов на алжирские темы: «Три “р”» («Три революции»), «Пламя» и «Свобода».
О. В. Русанова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.