Африка. Музыка

Африка. Музыка
Фигурка барабанщика.  Конго.

Фигурка барабанщика.
Дерево.
Конго.

Музыка — необходимый, повседневный компонент жизни каждого африканца, она неотделима от быта. Музыка неизменно присутствует во всех формах общественной жизни: звучит по поводу официальных и церемониальных событий (на праздниках, в богослужебных ритуалах), во время различных работ, а также отдыха. В Африке в сущности нет деления на артиста и зрителя, слушателя (в европейском понимании этих слов), каждый из участников какого-либо празднества, ритуала вовлекается в общее музыкальное действо.

В африканской музыке различают два крупных пласта — музыка Северной Африки, представленная прежде всего берберо-арабской музыкальной культурой, и музыка народов, живущих южнее Сахары. В свою очередь в музыкальной культуре народов Тропической Африки выделяется ряд самостоятельных ветвей, в том числе бушмено-готтентотская, эфиопо-сомалийская, восточно-африканская, центрально-африканская, нилотская, кушитская и др. Африканская музыка не была зафиксирована графически, вплоть до недавнего времени. Она оставалась бесписьменной, что затрудняет её изучение. Своими корнями африканская музыка уходит в глубокую древность. Свидетельство тому — наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, музыкальных инструментов (например, обнаруженное в гробнице в Саккаре наскальное изображение слепого арфиста, относящееся приблизительно к XVIII в. до н. э.). Сохранились словесные тексты древнеегипетских песнопений (см. Египет Древний, раздел Музыка).

Уже древние времена характеризовались взаимовлиянием музыкальных культур африканских народов, с одной стороны, и греков, римлян, арабов, персов и многих других — с другой. Сильное влияние на развитие африканской музыки оказала арабская культура (начиная с VII в.). Зачастую носителями арабской культуры являлись не сами арабы, а арабизированные африканские народы. В Северной Африке произошло смешение арабской музыки с берберской, которая была неразрывна с поэзией, танцами, а под воздействием арабской возникли «чистые» жанры, не связанные со смежными искусствами, большое значение приобрела инструментальная музыка (см. ст. Алжир. Музыка, Марокко. Музыка, Тунис. Музыка). Аналогичным изменениям подверглась музыка некоторых народов Тропической Африки На смену характерному синтезу искусств (пение, пляска, пластика, игра на музыкальных инструментах, декламация, мимическая игра) пришли пение с инструментальным сопровождением, пляска под аккомпанемент инструментов, чистая инструментальная музыка. Притом пение открытым естественным звуком уступило место носальной вокализации, полиритмия барабанных ансамблей — более простой ритмической организации.

С проникновением в Африку арабов и исламизацией африканских народов особое развитие получили различные виды религиозной музыки, прежде всего речитация (скандированный речитатив) корана и адана (призыв к молитве), стали популярными некоторые арабские музыкальные инструменты, широко распространилась арабская классическая музыка, такие её жанры, как нуба (вокально-инструментальная), касыда, мувашшах (вокальный), таксим (инструментальный) и др. В ряде стран Тропической Африки музыка представляет собой своеобразный сплав, в котором африканские элементы превалируют над арабскими. В свою очередь африканская музыкальная культура оказала влияние на арабскую. Так, у арабских народов появились музыкальные инструменты Тропической Африки, в том числе гонг.

Меньшим, но довольно значительным было влияние индонезийской музыкальной культуры (предки индонезийцев поселились в глубокой древности на Мадагаскаре), о чём свидетельствуют памятники материальной культуры, в том числе музыкальные инструменты, например ксилофон (так, лады индонезийских и африканских ксилофонов или полностью совпадают или лишь незначительно отличаются друг от друга). Индонезийцы принесли с собой своеобразный инструмент, совмещающий возможности духового и струнно-щипкового — валиха, некоторые разновидности цитр, ряд духовых и шумовых инструментов. В африканской музыкальной культуре присутствуют и элементы индийской музыки.

В развитии музыкальной культуры существенными оказались тенденции, связанные с историей европейских народов. Работорговля нанесла урон также культуре, в том числе музыкальной. Колониализм подавлял её развитие, поскольку она была одной из форм проявления африканского самосознания. Нередко проводниками колониальной политики выступали миссионеры, которые запрещали исполнение африканских песен, танцев, как противоречащих христианской религии, сжигали барабаны и другие инструменты. Насаждение христианства и вытеснение местных религий в колониальный период привело к постепенному отмиранию культовой музыки, являвшейся одним из ведущих жанров народов Тропической Африки. Позже, приспосабливаясь к местным условиям, миссионеры были вынуждены пойти на компромисс: разрешали исполнять церковные гимны на африканские мелодии, изменять ритмы, тексты религиозных песнопений, использовать во время богослужения африканские народные инструменты, вплоть до барабанов.

Одним из первых видов европейского музыкального искусства, с которым познакомились африканцы, была церковная музыка. Впоследствии начали звучать марши, модные песенки. Воздействие европейской музыки на африканскую (у одних народов большее, у других — меньшее) приводило к изменению мелодики, гармонии, ритма. Этот процесс, характерный в основном для прибрежных городов, в сельской местности, то есть в большей части Африки, был незначительным. В свою очередь африканская музыка оказала влияние на музыкальную культуру Европы (через американскую, в истории которой велика роль музыки африканских рабов), Латинской Америки, где сложилась так называемая афро-американская музыка. Ныне наблюдается обратный процесс: американская и латино-американская музыка находит отражение в современной африканской музыкальной культуре.

Богат африканский инструментарий, главные разновидности которого сформировались ещё в первобытном обществе. Основу его составляют ударные инструменты и прежде всего перепончатые, а среди них — многочисленные барабаны. Им принадлежит важная роль в музыкальной и социальной жизни большинства африканских народов. Коллективный труд всегда сопровождается игрой на барабанах. Они — непременные участники инструментальных ансамблей, аккомпанирующих танцам, песням, обрядовым и ритуальным действам. У ряда народов барабаны служат средством передачи сообщений, что обусловлено тональным характером многих африканских языков (используются высота и ритм отдельных слов и фраз; существуют стереотипные фразы, означающие определенные события — смерть, рождение, свадьбу и даже тот или иной миф). Различаются следующие виды барабанов: без резонаторов, котлообразные, цилиндрические — с одной и двумя мембранами. Барабан без резонатора — наиболее древний, имеет примитивное устройство (высушенная шкура животного прикрепляется к столбикам, вбитым в землю; играющий придерживает левой рукой шкуру, а правой бьёт по ней палкой). Простейший вид котлообразного барабана с мембраной (бамбуковый или деревянный кувшин, наполненный небольшим количеством воды, верх которого затянут бараньей шкурой) встречается у бушменов и готтентотов. У народов банту Южной и Центральной Африки популярны котлообразный нгома и его разновидности, у некоторых народов Южной Африки — барабаны-фартуки. Самый большой барабан ому-бала и самый длинный (цилиндрический, с колокольчиками) энгалаби известны в Уганде (см. ст. Ангола. Музыка, Бурунди. Музыка, Кения. Музыка, Нигерия. Музыка и др.). У народов Западной Африки распространены семейства барабанов ацимеву, твене, в составе которых барабан-«хозяин» и несколько других инструментов разнообразной формы, каждый из них выдерживает свой ритм.

В группу ударных входят также самозвучащие инструменты (идиофоны): пластинчатые (источник звука — деревянная или металлическая пластинка), в числе которых язычково-щипковая санса (по-разному называется у различных народов — мбира, калимба, ликемба и др.), а также широко популярные ксилофон (балафон), маримба (искусной игрой славятся ксилофонисты народа шопи в Мозамбике), и целиком состоящие из звучащего материала — погремушки, трещотки, скребки, колокольчики и др.

Духовые представлены инструментами с пальцевыми отверстиями и без них (последние — более древнего происхождения). Среди древнейших инструментов — рога (изготовляются из полых рогов животных, из древесины, камыша, кости, металла). Особенно популярна в Африке флейта, которая встречается у всех народов, различается по размерам, материалу (из бамбука, тростника и др.), форме, ладу, а также наименованиями — касба, моротвана, нара и др. В Восточной Африке известны многочисленные разновидности флейты эндере, в Западной Африке встречается флейта азиатского происхождения в виде парных камышовых трубок. Африканские ансамбли включают от 4—5 до 100—200 флейтистов. Почти каждый ансамбль включает трубы, изготовленные из различных материалов (тыква, рога животных, дерево, слоновые бивни и др.

Древние струнные музыкальные инструменты были близки луку: к изогнутой деревянной палке прикреплялись одна или несколько струн, один конец палки закапывался в землю; со временем инструмент стал снабжаться примитивным резонатором (панцирь черепахи, тыква, кокосовый орех). Музыкальный лук широко распространён по всему континенту. Среди его разновидностей мбет (резонатором является тыква, струны изготовляются из узких полос коры). Не менее популярна арфа, дека которой покрывается змеиной кожей или львиной шкурой. Количество струн варьируется у различных народов (от 5 до 8 струн). Среди других струнных щипковых — уд, многострунная кора, лира (преимущественно 8-струнная; на 5 струнах исполняется мелодия, на 3 других — аккомпанемент), лютня (имеет 6—8 двойных струн из крупного волоса или кишок ягнёнка, звук извлекается с помощью плектра), гитара (чаще 2-струнная), гунбри (с 3 струнами из кручёного волоса или кишок). При игре на арфе импровизация не допускается: установлена определенная постоянная последовательность аккордов, сопровождающих основную мелодию музыкального произведения. На лиру не распространяются подобные ограничения.

Струнные смычковые представлены африканской скрипкой (имеет 1 или 2 струны из волос лошади или пальмового листа, резонатор из тыквы, обтянутой кожей), ребабом, его разновидностью пара и другими инструментами (в основном азиатского происхождения). Кроме того, в Африке встречаются инструменты, занимающие промежуточное положение между группами или совмещающие признаки разных групп, в их числе — струнно-духовой инструмент гора.

Музыкальная культура народов Африки отличается разнообразием жанров. Танцы и песни развлекательного характера постоянно изменяются: одни жанры исчезают, другие возникают. Среди наиболее развивающихся жанров — трудовые, героические, колыбельные, лирические песни.

Одним из своеобразных и самых выразительных художественных средств африканской народной и традиционной музыки является ритм, которому принадлежит доминирующая роль в музыкальной ткани. У африканских народов особенно развито чувство ритма. Слова в африканских песнях свободны в метрическом отношении, они не совпадают с ударными долями, как это принято у европейцев. В ритмических рисунках преобладают короткие длительности — четверти, восьмые (наиболее употребительные единицы), шестнадцатые. Используются 2-, 3-дольные и главным образом смешанные размеры. Имеются неакцентированный, смещённый (сильная доля периодически сдвигается), асимметричный ритмы. Основу африканской ритмики составляют полиметрия и полиритмия, которые особенно ярко проявляются в ансамблевом исполнении. Ритмическую свободу африканской музыки можно наблюдать на примере барабанных ансамблей, где возникает характерный для неё так называемый перекрёстный ритм, то есть такое сочетание нескольких ритмов (у каждого инструмента свой ритмический рисунок) с неоднородным количеством врем, долей в такте, когда главные акценты совпадают во всех голосах. При исполнении песни накладываются друг на друга несколько ритмов (вокальной мелодии, хлопанья в ладоши, барабанов и других музыкальных инструментов), имеющих свой рисунок и не совпадающие друг с другом акценты. Благодаря несовпадению акцентов всех этих ритмических рисунков создаётся эффект синкопирования, но синкопы как таковые не применяются.

В мелодике африканских песен превалирует нисходящее движение. Контуры мелодического рисунка довольно тесно связаны с разговорной речью. Многие африканские языки тональны (имеют 3, 5 и даже 7 тонов). Каждый отдельный слог обладает своим музыкальным тоном. Звуковысотному интонированию текста точно соответствует мелодический рисунок песни. Слова, переложенные на музыку, сохраняют свой смысл только при точном соответствии мелодических движения слогам. Так, если интонирование текста состоит из Н—В—Н—В—В—Н (где Н — низкий, а В — высокий тоны), то мелодическая линия песни придерживается того же рисунка и последовательности интервалов.

Африканская гармония, в отличие от европейской, определяется прежде всего мелодическим движением, а не аккордовыми тяготениями. В песнях чаще встречается 2-голосие, движение голосов параллельными квартами, квинтами, октавами, реже терциями. Каждый народ использует определенные интервалы: например, октавы (применяются чаще у арабизированных народов) характерны для мандинка, сусу, мано, темне, кисси, моей, йоруба, хауса, тив, туарегов, амба, ганда; кварты (наряду с октавами) — для эве, урхобо, ньоро, хауса, найди; квинты — для нгомбе, конго, луба, лулуа, каонде, лала, соли, азанде, тесо; терции — для мва, бауле, га, тви, бира, бемба, тонга и др.

В африканской музыке встречаются различные типы ладов. Многие лады состоят из нескольких устоев и образующихся вокруг них «проходящих» звуков, скользящих на 1/4 и меньшую долю тона (в европейском понимании). Зачастую африканские звукоряды неравномерны по темперации (интервалы, образующие данный лад, акустически неодинаковы). Африканцы свободно обращаются с ладами. Исполнитель может менять устойчивые опорные звуки, варьировать интервалы внутри лада. В Африке распространены 5-ступенные, известны 6- и 7-ступенные звукоряды. У каждой этнической группы — свой определенный лад. Разнообразие ладов основывается также и на многообразии музыкальных инструментов, каждый из которых обладает своим ладом: лад флейт, лад мбиры и др. Причём у разных народов каждый из ладов инструмента имеет свой вариант.

В африканском пении присутствуют элементы полифонии, преимущественно имитационной. Наиболее развитые полифонические эпизоды возникают при респонсорной перекличке солиста и хора или двух хоров («зов» и «ответ»), в моменты наложения друг на друга антифонных фраз.

Разнообразие отличает исполнительские манеры африканцев. Для пения характерны неопределённость диапазонов, короткое глиссандо, специфический тембр голоса, высокий фальцет, выкрики, тенденции к детонированию, импровизационность.

Простейшая форма песни — 2-частная фраза (ab), каждая часть которой исполняется поочерёдно солистом и хором.

Солист (a) может варьировать текст песни, её мелодию, в то время как часть, исполняемая хором (b), остаётся неизменной. Обе части могут повторяться несколько раз в разных тональностях (вариант ab a1 b1), или партия солиста неизменна, а хора — полностью видоизменяется (вариант abac). При такой технике развития основной формы (ab) создаются песни из 6, 8 и более частей (путём повторов, изменения последовательности или введения новых элементов). У каждого народа существуют определенные эстетические нормы в отношении вокальной техники. Музыкант должен подобрать слова так, чтобы мелодия оставалась более или менее постоянной. В ансамблевом (вокальном и инструментальном) исполнении у ряда народов применяется своеобразный принцип гокета, при котором каждый участник исполняет один определенный звук, в каком бы месте музыкальной ткани он ни встречался.

Развитие современной африканской музыкальной культуры неотделимо от социально-экономических и политических процессов, происходящих в Африке после 2-й мировой войны и особенно после завоевания государствами независимости. Изменениям в области музыкальной культуры способствуют рост городов, промышленности, усиление миграции населения из деревень в города, более тесные контакты с Европой, Америкой (многие африканские студенты получают музыкальное образование в других странах, в том числе в СССР), научно-техническая революция и развитие средств коммуникаций (кино, радио, телевидение).

В ряде стран складываются профессиональные композиторские школы. Существуют своего рода очаги новой музыкальной культуры, откуда она распространяется по всему континенту: это долина Нила — в Северной Африке, крупнейшие города Ганы и Нигерии — в Западной Африке, города бассеина Конго — в Центральной Африке, Йоханнесбург — в Южной Африке Под непосредственным влиянием европейской и американской культур широкое распространение получила поп-музыка, возникли различные стили, в которых трансформируются традиционные жанры. В Северной Африке — это так называемый аль-джад (см. Алжир. Музыка), появившийся в начале XX в. Среди мастеров этого стиля в Алжире — композитор и исполнитель Хадж Мухаммед аль-Анка. В странах Западной Африки сложился стиль хайлайф. Здесь созданы многочисленные оркестры хайлайф, в том числе под руководством С. Аквея, Г. Уоррена, А. Менсы и др. (в Гане). Эти оркестры гастролировали во многих африканских странах, некоторые из них успешно участвовали в международных музыкальных конкурсах. В Нигерии (преимущественно у йоруба) сформировался стиль джу-джу. В Центральной Африке известен так называемый гитаристский стиль (его называют также конголезским), который особенно ярко проявился в музыкальной культуре Анголы, а также Конго. В Южной Африке пользуется успехом стиль квела.

Новые веяния коснулись всех форм музыкальной жизни и творчества. Своеобразное толкование получают некоторые традиционные жанры. Например, ритуальные песни неожиданно приобретают политическую окраску: религиозная песня «Боже, благослови Африку», написанная в 1899 Э. Сентонга, учителем одной из миссионерских школ в Кейптауне, превращена в политическую песню, исполняется на митингах протеста, демонстрациях.

Современную музыкальную культуру отличает стремление профессиональных композиторов к освоению жанров, ранее неизвестных африканцам. Появились произведения крупной формы — оперы, оратории, симфоническая, театральная музыка. Развитию музыкальной культуры своих стран, а также всего Африканского континента способствуют многие композиторы, музыканты-исполнители, музыкально-общественные деятели.

Среди композиторов Ганы — Э. Аму, внёсший большой вклад и в изучение музыкального фольклора; старейший композитор Ф. Гбехо, автор Национального гимна страны; Дж. Боатенг. Музыковедение возглавляет крупнейший ганский учёный, а также композитор К. Нкетия. Известны имена многих египетских композиторов, в числе которых М. Абд аль-Ваххаб, продолжающий традиции основоположника новой египетской музыки С. Дервиша; М. Р. Гарана, А. Б. Хайрат. Автор многих произведений камерунский композитор Ф. Бебей концертирует также как гитарист и занимается музыковедением. Его соотечественник С. Эно Белинга — один из крупнейших африканских музыковедов. Популярны в Марокко композиторы А. ас-Синд, М. Шекруни. В Нигерии работает большая группа профессиональных композиторов, в их числе — А. Юба, автор ряда музыкальных произведений для оркестра африканских инструментов и статей о музыкальной культуре Нигерии; Ф. Сованде, написавший многие симфонические произведения, в частности симфонию «Свобода» (посвящена провозглашению независимости страны), автор ряда музыковедческих работ, главным образом о традиционной музыке; С. Акпабот, А. Банколе, У. Эчезона и др. Среди суданских композиторов — И. аль-Кашиф, Мухаммед аль-Амин, Х. Фарах; танзанийских — С. Мбунги, Э. Макала, Дж. Мбилиньи. Существен вклад в музыкальную культуру Эфиопии композиторов К. И. Негуссе, А. М. Бегго-Сеу, А. Ибрахима, Д. Йоханныса.

Большое место в творчестве африканских композиторов занимает театральная музыка. Одной из первых попыток освоения этого жанра была музыкальная драма «Кикункор» сьерра-леонского композитора А. Дафара (1934), показанная во многих странах Африки, Европы, в США. В 40-х гг. XX в. в Нигерии стели популярны музыкальные спектакли фольклорного типа (использовались народные песни, танцы, инструменты), выросшие в народные музыкальные драмы, оперы. Ряд народных драм создал Юба («Лесные духи», «Абику» и др.), а также Т. Ойелана («Адуфе», «Колдовство в крови»). В 50-х гг. в Гане широкое распространение получили музыкально-драматические спектакли, насыщенные песнями, танцами, среди которых выделялась музыкальная комедия «Обадзенг» С. Аквея (показана во многих странах, в том числе в 1961 в СССР). К числу лучших принадлежат такие произведения композиторов ЮАР, как опера «Кинг Конг» Матчикизы (показана в Лондоне, Нью-Йорке), музыкальные спектакли «Ночь сменяется рассветом» Лешоая, «Юноша с разбитым сердцем» Г. Скосана, связанные с идеями борьбы с дискриминацией и сегрегацией.

В развитии музыкальной культуры значительная роль принадлежит музыковедам, деятельность которых развернулась с 50-х гг. XX в. Помимо К. Нкетии и ряда композиторов, занимающихся в то же время вопросами фольклористики, музыкальной науки, большой вклад вносят музыковеды Д. Амес (Нигерия), Дж. Кьягам биддва (Уганда) и многие другие.

В независимых странах Африки создаются культурные центры, которые организуют собирание музыкального фольклора, осуществляют постановку музыкальных спектаклей, создают различные ансамбли. Музыке отводится большая роль в художественном воспитании и образовании. Она включена как обязательный предмет в учебные программы школ и высших учебных заведений. В конце 50-х гг. в странах Северной Африки, в 60-х гг. в Гане, Нигерии, Уганде, Эфиопии и других странах были открыты консерватории, институты и академии музыки (см. разделы Музыка в статьях о странах). В странах Африки проводятся международные конгрессы, конференций, симпозиумы с целью дальнейшего изучения проблем африканской музыкальной культуры. Организуются различные фестивали, конкурсы, демонстрирующие достижения африканских музыкантов.

Л. О. Голден.

Литература:
Быстров Б., О музыке абиссинцев, в кн.: Долганев Е. Е., Страна эфиопов (Абиссиния), СПБ., 1896;
Переверзев Л., Антология: африканской народной музыки, «Сов. музыка», 1959, № 11;
Левченко И., Вот она, — Африка!, «Муз. жизнь», 1961, № 4;
Ханка Л., «Говорящие» барабаны, «Сов. музыка», 1964, № 4;
Голден Л. О., Африканская музыка. Тенденции исторического развития, М., 1967 (Автореферат);
её же, Новое и традиционное в африканской музыке, «Азия и Африка сегодня», 1981, № 8;
Музыка народов Азии и Африки, под ред. В. С. Виноградова, в. 1—3, М., 1969—80;
Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки, М., 1973;
Balfour H., The natural history of the musical bow, Oxf., 1899;
Hornbostel E. M. von, African negro music, «Africa», 1928, № 1;
Alakija O. A., Is the African musical?, в кн.: Negro, anthology, N. Y., 1934;
Merriam A. P., An annotated bibliography of African and African-derived music since 1936, «Africa», 1951, № 21;
его же, The Music of Africa, «Africa report», 1962, v. 7;
Tracey H., Chopi musicians, L.—N. Y., 1948;
его же, Ngoma, L.—N. Y., 1948;
Gbeho Ph., African music deserves generous recognition, «West african review», 1951, v. 22;
его же, Gross rhytm in African music, там же, 1952, v. 23;
Gadzekpo B. S., Making music in Eweland, там же, 1952, v. 23;
Kirby P. R., The musical instruments of the native races of South Africa, Johannesburg, 1953;
Brandel R., The music of Central Africa, The Hague, 1961;
Nketia J. H. K., African music in Ghana, Accra, 1962;
его же, Drumming in Akan communities of Ghana, Edinburgh, 1963;
его же, The music of Africa, L., 1975;
Ihieme D., African music, Wash., 1964;
Jones A. M., Africa and Indonesia, Leiden, 1964;
Echezona W. W. C., Ibo music, «Nigeria magazine», 1965, № 64, March;
Chernoll J. M., African rhythm and African sensibility, Chi., 1979.

Барабан.  Верховья Нила.

Барабан.
Дерево, кожа.
Верховья Нила.

Барабан.  Камерун.

Барабан.
Камерун.

Барабан.  Западная Африка.

Барабан.
Дерево, кожа.
Западная Африка.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.

Барабан.  Камерун.

Барабан.
Дерево, кожа.
Камерун.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.

Барабан.  Восточная Африка.

Барабан.
Глина, кожа.
Восточная Африка.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.

Погремушка из тыквы.  Бамбара.

Погремушка из тыквы.
Каури, плоды, нити.
Бамбара.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.

Струнный музыкальный инструмент.  Уганда.

Струнный музыкальный инструмент.
Дерево, кожа.
Уганда.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.

Струнный музыкальный инструмент.  Мали.

Струнный музыкальный инструмент.
Тыква, кожа.
Бамбара.
Мали.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.

Музыканты с национальными инструментами.  Гвинея-Бисау.

Музыканты с национальными инструментами.
Гвинея-Бисау.

Участник ансамбля Чада.

Участник ансамбля Чада.

Мужской коллектив «Мэскаль».  Эфиопия.

Мужской коллектив «Мэскаль».
Эфиопия.

Гриот из Бенина.

Гриот из Бенина.

Бродячий музыкант.  Уганда.

Бродячий музыкант.
Уганда.

Крестьяне сога за изготовлением барабана.

Крестьяне сога за изготовлением барабана.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Африка. Музыка" в других словарях:

  • Музыка общественных туалетов — Музыка общественных туалетов …   Википедия

  • Музыка средневековья — Средневековые музыканты. Манускрипт XIII века Музыка эпохи средневековья  период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV века н.э …   Википедия

  • Африка — У этого термина существуют и другие значения, см. Африка (значения). Африка на карте полушари …   Википедия

  • Африка (значения) — Африка (от лат. Africa): топонимы: Африка  континент Земли. Африка (римская провинция)  провинция Римской империи, на территории современных Туниса и Ливии. Африка (мыс)  мыс на Камчатском полуострове на Камчатке. Африка… …   Википедия

  • Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч …   Википедия

  • Музыка эпохи барокко — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1750) Классицизм (1750 1820) Романтизм (1820 1900) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (с 1975 года) Музыкой барокко называют период в …   Википедия

  • Музыка Средневековья — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1750) Классицизм (1750 1820) Романтизм (1820 1900) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (с 1975 года) Музыка эпохи средневек …   Википедия

  • Музыка Сербии — …   Википедия

  • Музыка эпохи Возрождения — Ренессанс Культура …   Википедия

  • Музыка периода классицизма — История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1750) Классицизм (1750 1820) Романтизм (1820 1900) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (с 1975 года) Музыкой периода классицизма или …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»