- Гвинея. Музыка
Первые письменные упоминания о музыкальной культуре Гвинеи появились ещё в средние века: описание арабского путешественников содержат сведения о гвинейской придворной музыке. Традиционная музыка в значительной степени связана с обрядами (свадьба, похороны и др.) и ритуальными танцами. Существенная роль отведена музыке в обряде инициации, где она как бы воплощает сверхъестественную силу.
К характерным жанрам традиционной музыки относятся воинственные песни (особенно широко распространены у народа малинке), эпические песни, повествующие о событиях древней и средневековой истории, а также излагающие местные мифы и легенды. Традиционные песни исполняются обычно солистом и хоровой группой (главным образом как вопрос и ответ) либо хором, поющим антифонно, а также иногда солистом, аккомпанирующим себе на каком-либо музыкальном инструменте. Для традиционных песен типичен принцип остинанто (многократное повторение одной-двух фраз) или куплетное строение. Ладовой основой мелодии зачастую служит пентатоника, встречаются и нетемперированные звукоряды. Традиционную музыку отличает ритмическое богатство: в ансамблевой игре (на барабанах) нередко возникает полиритмия и полиметрия.
Многообразен музыкальный инструментарий Г. Широко представлены ударные — различные барабаны, балафон (ксилофон с тыквенными резонаторами), колокольчики, систр васама (погремушка). Из струнных бытуют кора, болен (лук с 3 струнами), кони (4-струнная гитара), керона (9-струнная гитара), кенеру (смычковый инструмент типа скрипки); из духовых — флейты, рога.
У ряда народов, например у мандинка, помимо традиционной, существует классическая музыка, опирающаяся на искусство профессиональных певцов, сказителей — гриотов. Для классической музыки характерны художественное совершенство и виртуозный стиль исполнения.
Музыка Г. испытала влияние других музыкальных культур, в частности арабской (в эпоху позднего средневековья, в связи с проникновением ислама). Так, получила распространение музыка, связанная с мусульманским религиозным культом (речитация Корана, адан и др.). Однако в Г. ислам взаимодействовал с традиционными местными культами, в результате в религиозных празднествах, вопреки мусульманским ортодоксальным обычаям, используются традиционные гвинейские песни и танцы. Существенным было также влияние европейской культуры: в XVIII—XIX вв. сложился своеобразный песенный стиль казаманса, в котором переплелись местные, португальские и французские песенные традиции.
В XX в. появились новые жанры, стили. В период борьбы за независимость сложился жанр национально-патриотической песни (широко разрабатывается рядом современных исполнителей). После завоевания независимости (1958) музыке уделяется большое внимание. Был организован ряд музыкальных коллективов: инструментальный ансамбль радио (1960, руководитель и дирижёр Куйяте Кандиа), несколько оркестров (включают национальные и европейские инструменты) и инструментальных ансамблей, в том числе «Сили-1» (гастролировал в СССР, 1966), «Супер-Бойро бэнд», «Бембейя-джаз», оркестр «Амазонки». Среди исполнителей традиционного направления певцы С. Диаликаба, Дж. Дьябата, Мамаду Канде, музыканты Мама Нянг (исполнитель на кони), Куйяте Мбади (на коре), Йели Бала (на балафоне), Куйяте Сетуман (на гитаре). В 1968 основана государственная компания «Силифон», выпускающая грампластинки с записями преимущественно традиционной и современной музыки. В 1963 в Конакри открыта Национальная музыкальная школа-восьмилетка. Создан ряд профессиональных и самодеятельных ансамблей. Изучением традиционной музыки занимается Национальный институт научных исследований и документации в Конакри. Ежегодно проводятся национальные и региональные фестивали.
О. В. Русанова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.