- Берег Слоновой Кости. Музыка
Исполнители на национальных инструментах.
Некоторые из народов Берега Слоновой Кости имеют давние музыкальные традиции. Так, вожди народа дан располагали большими оркестрами, состоявшими из труб и барабанов. Многие песни дан связаны с определёнными ритуалами и церемониями; например, в честь вождя пелись зиа, во время коллективных работ — котаво. Для песен дан характерны 5-ступенные звукоряды, антифонное пение (структура песни «вопрос—ответ»). Сольное пение зачастую сопровождается арфами ко, ламеллафонами (типа мбиры), хоровое — барабанами тама, трещотками, погремушками. Особый вид пения связан с некоторыми магическими ритуалами (используются акустические маски бэгбо; исполняется под аккомпанемент барабанов). Распространены ансамбли из труб трута (в ансамблях применяется гокетная техника, при которой мелодия членится на мелкие ячейки, каждому инструменту поручен только один определённый звук). У народа бауле широко бытуют песнопения в честь божеств и духов предков, поются они под аккомпанемент рогов — голи ауэ и инструмента из тыквы — тоува. Для хоровых песен характерны подвижной темп, гокетная техника исполнения, в качестве аккомпанирующих инструментов — мембранофоны, идиофоны; для сольных песен — короткие мелодические построения, сопровождение пения арфой джуру и лютней алоко. Женское пение отличает интенсивная вибрация голоса.
Развитые музыкальные композиции с поэтичными текстами представляют собой песни джели (гриоты у народа малинке). Многие их песни входят в эпический цикл о Сундьяте Кейте. Джели аккомпанируют себе на коре, бала (ксилофон), боло (3-струнная арфа), на барабанах. У сенуфо особенно интересны песнопения, связанные с обрядом инициации; они сопровождаются большими ксилофонными ансамблями (основаны на принципе гокета), барабанами пиге, флейтами (типа флейты Пана).
После провозглашения независимости страны начали развиваться современные формы музыки. Большую работу ведут различные творческие коллективы, в том числе фольклорный ансамбль «Макакумани» (сформирован по межплеменному принципу), исполняющий сольные и хоровые песни под аккомпанемент коры, балафона, а также губной гармоники и гитары. Музыкальное образование сосредоточено в Национальном институте искусств в Абиджане (основан в 1967), в составе которого — Национальная консерватория музыки и танца, Национальная школа музыки, Департамент народных искусств и ремёсел. Изучением народной музыки и танца занимаются Абиджанский университет, Центр гуманитарных исследований, Центр по изучению африканского искусства, находящиеся в Абиджане. Создан Союз музыкантов БСК.
Дж. К. Михайлов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.