- Берег Слоновой Кости. Архитектура и изобразительное искусство
Хижины местного населения.
У народов южной, лесной части страны строятся прямоугольные деревянные жилища с двускатной крышей из пальмовых ветвей. У народов бауле и аньи овальные в плане дома окружены навесом. На северо-западе распространены круглые в плане дома с плетнёвыми, обмазанными глиной стенами и конической соломенной крышей. Этот тип на востоке страны сменяется глинобитными прямоугольными в плане домами с плоской кровлей. В центральной части страны дома имеют прямоугольный с закруглёнными концами план и разделены на 3—4 помещения. Стены домов часто расписываются растительными красителями чёрного, красного и жёлтого цветов (геометрический орнамент, фигуры людей и животных). После провозглашения независимости страны были разработаны типы 1—4-этажных жилых домов для местного населения. Возводятся многоэтажные здания, объединяющие в нижней части торговый центр, отель, рестораны, и многоэтажный корпус квартир или контор: центр Hyp аль-Хаят (архитекторы А. Лаже, Ж. П. Люпи, Ж. Мае), административное пирамидальное здание с отделкой из алюминия (архитектор Р. Оливьери, инженер Р. Моранди) — оба в Абиджане (1960—70-е гг.), аэропорт близ Абиджана с выразительной динамической композицией (1968, архитекторы М. Дюшарм, Ж. Моро, Ж.-П. Мино), отель «Каскады» в Мане (1969, архитекторы Дюшарм, Ларра, Мино) — в современных формах; отели в Сасандре (архитектор Бенуа-Барне) и Асини (архитекторы Ж. Семишон, Л. Ренар, А. К. Ви) стилизованы под хижины с соломенными кровлями. Созданы культурные центры в Абиджане и Буаке, Институт здравоохранения в Абиджане, крытые рынки. В строительстве используются железобетон и стекло, к отделочным работам привлекаются местные ремесленники.
Наиболее интересной областью изобразительного творчества народов БСК является скульптура. Деревянные маски (в основном человеческие лица) и фигурки людей (40—60 см высотой) отмечены законченностью исполнения. Типы ритуальных масок очень разнообразны, но даже в самых стилизованных из них проступают антропоморфные черты. Изощрённая моделировка либо сообщает их формам изящество и грацию, либо схематической лепкой создаёт сильный и даже угрожающий образ. Выразительность масок усиливается окраской или резной орнаментикой. Геометрической резьбой украшаются бытовые предметы и двери хижин. Изящны ювелирные изделия из золота, бронзы и меди, фигурные разновески для золотого песка. Развито ткачество: изготовляют ленты тёмно-синего цвета с вышитым орнаментом или фигурками животных (шириной в 14—20 см), которые затем сшивают для национальной одежды «бубу». Плетутся циновки с несложным геометрическим узором, из металла и верёвок изготовляются гротескные фигурки животных (мастер X. Латье и др.). В районе Катиола сосредоточено производство гончарных изделий, район Сегела знаменит изящными сосудами «канари», в районе Корхого изготовляют сферические горшки для воды и браги и огромные резервуары для зерна. Кустарную технику керамики намечено превратить в развитое промышленной искусство, с тем чтобы использовать этот вид народного творчества для декора архитектурных ансамблей и интерьеров. Среди художников-декораторов выделяется керамист С. Дего. Из особого сплава керамики с железом (производит впечатление тёмной меди) он создаёт оригинальные декоративные сосуды («Плоская бутылка», «Бутылка с двумя клювами», «Птица с длинной шеей»). Развивается традиционная роспись домов, в их колористическую гамму вводятся синька и химические красители, ввозимые из Европы. На гладком поле стены располагаются рисунки самых неожиданных сочетаний — геометрические узоры, стилизованные изображения цветов, птиц, мелких животных, слонов, обезьян, масок.
В. Л. Воронина, Е. Н. Сильверсван.
Деревянная катушка для тканья.
Гуро.
Музей человека.
Париж.
Деревянная маска.
Сенуфо.
Маска.
Гуро.
Резное дерево.
Административное здание в г. Абиджан.
1974.
Архитектор Р. Оливьери, инженер Моранди.
Деловая и торговая часть г. Абиджан.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.