- Африка. Экономическая наука
В колониальный период в Африке господствовали буржуазные экономические концепции метрополий. Экономическая мысль стала складываться в самостоятельное научное направление с достижением странами континента политической независимости. Основной материальной и организационной базой становления и развития экономической науки явились национальные университеты и созданные при наиболее крупных из них институты экономических и социальных исследований, например в Алжире, Египте, Нигерии, Танзании, Уганде, на Мадагаскаре.
Формированию экономической науки в развивающихся странах Африки сопутствовала её деколонизация, то есть отход от методологических принципов и положений буржуазной экономической науки. Значительное воздействие на этот процесс, а также на процесс создания национальных кадров экономистов оказал ряд прогрессивных учёных из развитых капиталистических государств, которые в 60—70-х гг. работали в африканских университетах и институтах, правительственных органах и т. п. Среди них Р. Грин и А. Зейдман (США), Б. Ван Аркади, Т. Киллик, Я. Ливингстон и Д. Сирс (Великобритания), Г. Хеллейнер и Дж. Саул (Канада), Р. Бадуэн и Р. Дюмон (Франция), Ю. Леклерк (Бельгия) и др.
Большое влияние на формирование национальной науки оказывает Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА), под эгидой которой создан и функционирует ряд региональных и субрегиональных научных центров экономических исследований: Институт экономического развития и планирования (ИДЕП, с 1964) в Дакаре (Сенегал) и др.
С конца 60-х гг. всё более активно выступают учёные самих африканских стран, в первую очередь более развитых в экономическом отношении: А. Ремили, А. Бенашну и М. Бенхассин (Алжир), С. Амин и И. С. Абдалла (Египет), Р. Гардинер (Гана), О. Абояде, А. Адедеджи, Х. Онитири (Нигерия), Дж. Рвейемаму (Танзания), А. Бен Салах (Тунис). Процесс «африканизации» экономической науки в Африке в основном завершился к 80-м гг.; возрос её международный авторитет. Африканские экономисты принимают всё более активное участие в различных международных конференциях и совещаниях по проблемам развивающихся стран. В 1963 был создан Совет по развитию экономических и социальных исследований в Африке (КОДЕСРИА), который объединяет национальные научные центры в этой области, координирует их работу и периодически проводит общеафриканские конференции экономистов и социологов. На субрегиональном уровне с аналогичными функциями действуют: Генеральная федерация арабских экономистов; Общество экономистов-аграрников стран Восточной Африки; в ряде стран (например, в Алжире, Гане, Египте, Нигерии) существуют национальные ассоциации экономистов. К началу 80-х гг. в Африке насчитывалось около 40 различных научно-исследовательских центров экономического и социального профиля.
Экономическая наука в странах Африки очень неоднородна; в целом в ней преобладают буржуазные и мелкобуржуазные экономические концепции, зародившиеся в бывших метрополиях. Вместе с тем очень популярны различные леворадикальные теории, использующие некоторые положения марксизма-ленинизма. Интенсивно развивается марксистская экономическая мысль. В 60-е гг. основным направлением экономических исследований в Африке было выявление специфических черт и закономерностей развития экономики и социально-экономических структур освободившихся стран континента. Теоретической и методологической базой на первых порах были буржуазные экономические концепции (неокейнсианство, теория стадий У. Ростоу и др.), что было обусловлено господством в научных центрах и университетах континента буржуазных учёных из развитых капиталистических стран, а также тем, что большая часть африканских экономистов получила образование в бывших метрополиях. Впоследствии круг научных поисков значительно расширился, так как обнаружилась научная несостоятельность буржуазных концепций, их неспособность объективно раскрыть важнейшие закономерности экономического развития бывших колоний и дать удовлетворительные рекомендации для решения тех многочисленных проблем, с которыми столкнулись национальные правительства в первые годы политической самостоятельности. В частности, быстро возросла популярность теорий «периферийной экономики» и «зависимости», разработанных учёными Латинской Америки в конце 40-х — начале 50-х гг. Согласно этим теориям, основными чертами экономики освободившихся стран являются отсталость и зависимость от более развитых стран, а также дезинтегрированность, то есть наличие, с одной стороны, сравнительно развитых «анклавов», тесно связанных с экономикой развитых стран, и неразвитой, «депрессивной» периферии. Всё это считается результатом колониальной эксплуатации, которой подвергались эти страны и которая воспроизводится в условиях неоколониализма.
С 70-х гг. большинство учёных активно выступает за разработку «альтернативных» вариантов развития, в частности Нового международного экономического порядка (НМЭП) путём перестройки международных экономических отношений на более справедливых для развивающихся стран принципах. Однако уже вскоре у ряда африканских учёных появились сомнения в реальности осуществления программы НМЭП из-за нежелания развитых капиталистических стран пойти на экономические уступки развивающимся странам. В этих условиях наиболее радикальные экономисты С. Амин, К. Атта Миле (Гана) и др. выступили за полный разрыв с мировым капиталистическим хозяйством для достижения подлинной экономической самостоятельности. ЭКА совместно с ОАЕ разработали Стратегию экономического и социального развития континента на 80-е — 90-е гг., согласно которой НМЭП станет более реальным, если в самих африканских странах будет создан «новый внутренний экономический порядок». Его важнейшими особенностями считаются отказ от экономического роста как главного критерия общественного развития, повышение уровня жизни населения путём переориентации всего экономического развития континента на удовлетворение своих внутренних потребностей (концепция «основных нужд») на принципах самообеспеченности и опоры на собственные силы. В соответствии со Стратегией развития всем внешним экономическим факторам — капиталу, технике и технологии, квалифицированной рабочей силе и т. п. — отводилась второстепенная роль.
Постепенное обострение трудностей зависимого экономического и социального развития африканских стран ознаменовало начало «кризиса доверия» к капиталистическому пути; африканские учёные усилили поиски «альтернативных» вариантов развития. Несостоятельность экономических концепций «догоняющего» развития африканских стран, согласно которым это развитие мыслилось как становление капиталистического способа производства, привело к распространению различных концепций «африканского социализма», «исламского социализма» и др.
Многие африканские учёные обосновывают необходимость установления коллективной собственности на основные средства производства путём их национализации, ослабления зависимости от иностранного капитала, перехода к плановому ведению хозяйства и распределению в зависимости от количества и качества затрачиваемого труда. Однако в африканской экономической науке не существует единства мнений о путях и способах построения социализма. Использование марксистской терминологии и декларирование введения или построения социализма не всегда подкрепляются последовательным принятием всего экономического учения марксизма-ленинизма и разработкой на его основе соответствующих политических и практических рекомендаций. Например, сторонники «африканского социализма» О. Абояде, Э. Оквуоса (Нигер) и другие считают, что первичной ячейкой такого социализма является патриархальная община с её коллективной собственностью на землю и коллективными формами труда.
Некоторые экономисты пытались обосновать возможность построения «сельского социализма» (А. Аувити, А. Мохеле, Танзания) на основе развития социалистических деревень («уджамаа»), опирающихся на собственные ресурсы, коллективный труд бедных крестьян, распределение продуктов в соответствии с количеством затраченного труда. Основы концепции «социализма уджамаа» были разработаны в 1962 президентом Танзании Дж. Ньерере, но её практическая реализация началась лишь после принятия Арушской декларации 1967, провозгласившей строительство деревень «уджамаа» как основы «сельского социализма», а сам «сельский социализм» — как цель некапиталистического развития. Попытка построить «сельский социализм» с опорой на собственные силы и сельскую общину — «фукунулуну» была предпринята также на Мадагаскаре. Дж. Рвейемаму, Х. Олувасанми (Нигерия) утверждали, что построение социализма возможно лишь на основе индустриализации и перспективного планирования.
Индустриализация, понимаемая как ускоренное развитие обрабатывающей промышленности, долгое время считалась большинством африканских учёных главным средством ликвидации экономической отсталости, а следовательно, и экономической зависимости. Основной акцент делался на замещение импорта промышленных товаров внутренним их производством (так называемая импортзамещающая индустриализация). Ускоренная индустриализация с акцентом на создание производства средств производства была характерна для концепции алжирских экономистов (Ж. Д. де Бернис и др.) в 60—70-х гг., она лежала в основе официальной стратегии развития Алжира в эти годы.
Во 2-й половине 70-х гг., когда обнаружилась слабость выдвинутых концепций при развитии в рамках капиталистического мирового хозяйства (в частности, появление технологической зависимости, рост внешнего долга и обострение проблемы внешних платежей при импортзамещающей индустриализации; низкие темпы экономического роста, консервация научно-технической отсталости при одностороннем сельскохозяйственном развитии), они подверглись критическому переосмыслению. Получила, в частности, распространение точка зрения о необходимости перенесения центра тяжести всей стратегии развития на комплексный подъём сельского хозяйства, включая его экономическую и социальную инфраструктуру, первичную обработку сельскохозяйственной продукции, производство несложных орудий труда и т. п. (концепция «сельского развития»). «Сельское развитие», по мнению ряда африканских учёных (например, Р. Гардинер, Э. Оквуоса), призвано обеспечить подъём сельскохозяйственного производства, увеличить занятость в сельских районах и, следовательно, доходы сельского населения, что должно также способствовать замедлению стихийного оттока рабочей силы из деревень в города.
Ряд экономистов выступает за сбалансированное и направленное на взаимное обеспечение потребностей развитие обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства стран континента (С. Амин, Дж. Рвейемаму). Подобный подход (при сохранении ведущей роли промышленности) разделяет и ЭКА в разработанных ею Стратегии развития Африки и Программе промышленного развития на 80-е гг.
Важным аспектом экономической теории является выбор соответствующей техники и технологии. На первых порах большинство африканских экономистов разделяло точку зрения о необходимости импорта самой современной западной техники и технологии в интересах скорейшей ликвидации отсталости своих стран (Ж. Д. де Бернис, А. Бенашну, Х. Онитири и др.). Со временем, однако, обнаружились невозможность сколько-нибудь значительного увеличения занятости путём развития современных отраслей экономики, нехватка необходимых капиталов, рост технологической зависимости и т. п., и в Африке стали популярными разработанные буржуазными учёными концепции «промежуточной», а затем и «подходящей» техники и технологии. Эти концепции расплывчаты и неоднозначны: одни экономисты включают сюда использование устаревшей для развитых стран, но новой для развивающихся стран технологии, другие — технологии, подходящей к местным социально-экономическим и экологическим условиям, и т. д.
Одной из важнейших и наиболее острых проблем экономической теории развивающихся стран является определение экономической функции национального государства. В этом вопросе наблюдается наибольшая дифференциация взглядов африканских учёных. В марксистских и революционно-демократических концепциях государству отводится ведущая роль в развитии общества и, в частности, в построении социализма. Государственная собственность на средства производства рассматривается как важнейшая форма собственности, а государственный сектор — как ведущее звено всей экономики. Решающую роль во всех революционно-демократических преобразованиях призвано играть государственное социально-экономическое планирование, которое должно быть директивным для всех государственных организаций и предприятий и индикативным (то есть носить рекомендательный характер) — для частного сектора (алжирские и танзанийские учёные; Ж. База, Заир; О. Абояде и др.).
Буржуазно-демократическая концепция признаёт за государством право и даже обязанность непосредственно участвовать в развитии только тех отраслей, в которых по тем или иным причинам не заинтересован местный частный капитал либо ему ещё не под силу развивать такие отрасли самостоятельно. Главная задача государственного сектора, как и всей государственной деятельности, — стимулирование роста местного предпринимательства (Е. Омабо, Гана; Х. Кадилинье, Нигерия, и др.). На этой же позиции по существу стоит и ЭКА.
Консервативно-буржуазная концепция требует ограничить экономическую деятельность африканских государств развитием экономической и социальной инфраструктуры, а во всех остальных отраслях — лишь регулированием и стимулированием роста частнокапиталистического предпринимательства, включая и иностранное. Главным регулятором экономического прогресса, по мнению сторонников такого подхода, может быть лишь товарный рынок внутри страны и за её пределами, а государственное планирование должно быть полностью индикативным и лишь подправлять наиболее очевидные дефекты в рыночном механизме. С начала 80-х гг. подобный подход усиленно пропагандируется ведущими империалистическими державами и их международными экономическими организациями — Международным банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом и др. Он получил распространение среди наиболее консервативных учёных и реакционных правительств.
Подавляющее большинство африканских экономистов выступает за расширение экономического сотрудничества между государствами Африки, рассматривая его как одно из важнейших средств ускорения их экономического роста и достижения экономической самостоятельности. По мнению большинства учёных, вся крупная современная промышленность должна развиваться на субрегиональной и региональной основе в форме смешанных предприятий заинтересованных африканских государств. Особое значение региональному сотрудничеству придают с первых же лет своей деятельности ЭКА и ОАЕ. Одним из главных принципов выработанной ими Монровийской стратегии развития Африки является «коллективная самообеспеченность» всеми важнейшими факторами производства и потребительскими товарами на основе взаимного экономического сотрудничества. С этой целью на 80—90-е гг. африканской Стратегией намечается укрепление существующих и создание новых субрегиональных экономических группировок и образование к концу текущего столетия общеафриканского торгово-экономического сообщества типа «Общего рынка».
Литература:
Государственный сектор в странах Африки, М., 1976, гл. 3;
Григорьев А. С., Развитие экономической мысли в странах «третьего мира», Львов, 1977;
Славный Б. И., Немарксистская политэкономия о проблемах отсталости и зависимости в развивающемся мире, М., 1982;
Хорос В. Г., Идейные течения народнического типа в развивающихся странах, М., 1980;
Зарубежные концепции экономического развития стран Африки, М., 1980;
Коллонтай В. М., Кризис буржуазных теорий развития освободившихся стран, М., 1982;
Aboyade O., Foundations of an African economy, N.Y.—[a. o.], 1966;
Baza G., Regional economic integration in Africa South of the Sahara, Dakar, 1972;
Rweyemamu J. F., Planning, socialism and industrializacion: the economic change, в книге: Towards socialist pianning, Dar es Salaam, 1974;
Atangana N., Problematique du developpement en Afrique tropicale, Yaounde, 1978;
Technologie et industrialisation en Afrique, éd. par F. Yachir, [s. l.], 1979;
EGA. Strategy for the African region in the international development strategy for the United Nations. Third development decade, Addis Ababa, 1979;
Agricultural development in Africa. Issues of public policy, ed. by R. H. Bates, M. F. Lofchie, N.Y., 1980;
Industrialization and income distribution in Africa, ed. by J. F. Rweyemamu, Dakar, 1980;
Political economy of Africa. Selected readings, ed. by D. L Cohen and J. Daniel, L—N.Y., 1981.С. А. Бессонов, В. А. Фирсов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.