эфиопистика

эфиопистика

эфиопи́стика, комплексная научная дисциплина, изучающая историю, этнографию, языки и культуру народов Эфиопии. В более широком смысле Э. включает также изучение географии, природных богатств, экономики, современного политического и социального развития страны. Э. оформилась как самостоятельная наука сравнительно недавно. Прежде древнюю историю Эфиопии изучала египтология, общие проблемы истории, языкознания и культуры — востоковедение, языки большинства населяющих её народов — семитология. Хотя первые научные труды по Э. появились ещё в конце XVII в., только в XX в. В европейских языках (сначала итальянский, затем французский и английский) возник специальный термин, обозначающий совокупность наук об Эфиопии — «эфиопские исследования» (studi etiopici; études éthiopiennes; ethiopian studies). Понятие Э. завоевало всеобщее признание после проведения 1-й Международной конференции эфиопистов в 1959.

Истоки Э. уходят в глубокую древность. Данные об этой стране содержатся в работах эллинистических (Гесиод, Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский) и римский (Помпоний Мела, Плиний Старший, Птолемей, Гелиодор) авторов. В средние века территория Эфиопии была известна как «Земля священника Иоанна», затем — Абиссиния.

Распространение христианства с IV в. в государстве Аксум вызвало особый интерес к Эфиопии многих народов — византийцев, армян, позже — итальянцев, португальцев. КоИндикоплов посетил в VI в. эту страну и оставил некоторые сведения о ней. С Эфиопией и её населением были хорошо знакомы арабы с доисламских времён, имевшие с эфиопами торговые и культурные связи. Когда на последователей Мухаммеда обрушились гонения, часть из них переселилась в Эфиопию. Книги арабских историков и географов Якуби, Масуди, Ибн Хаукаля, Якута, Ибн Саида (IX—XIV вв.) являются ценным источником по истории, этнографии, географии средневековой Эфиопии.

В средневековой Европе постоянный интерес к Эфиопии, начиная с XII в., подогревался крестовыми походами и стремлением привлечь в качестве союзника в борьбе с мусульманами могуществом христианского повелителя легендарной «Земли священника Иоанна». Центрами сбора разнообразной информации об Эфиопии стали Иерусалим и Рим, где имелись эфиопские монастыри, а также Каир — крупнейший торговый центр того времени.

Новый период в истории Э. охватывает XVI и XVII вв. и связан с пребыванием непосредственно в Эфиопии первых европейцев-португальцев, авторов пространных записок очевидцев. Наиболее ценными из них в научном отношении являются книги Ф. Алвариша «Правдивая информация о землях священника Иоанна Индийского» (1540); М. Каштаньозу «История португальской экспедиции в Абиссинию» (1564), обширная «История Эфиопии», принадлежащая испанцу на службе португальского короля П. Паишу (первое полное издание в 1945—1946). Работы этих и других португальских путешественников, однако, долгое время оставались малоизвестными в Европе.

К концу XVII в. в различных странах Европы и Ближнего Востока уже накопился фактический материал об Эфиопии и её обитателях, их обычаях и языках, природных богатствах страны. Однако эти знания оставались отрывочными, несистематизированными, содержали много ошибочных утверждений и вымыслов.

Основоположником научной Э. принято считать немецкого учёного И. Лудольфа (1624—1704). Его деятельность носила энциклопедический характер и охватывала различные области знаний об Эфиопии — историю, этнографию, географию, филологию. Источником его сведений был проживавший долгое время в Риме эфиопский монах Григорий. Перу Лудольфа принадлежит ряд крупных работ, опубликованных на латинском языке во Франкфурте: «История Эфиопии» (1681) и обширный комментарий к ней (1691), грамматика языка геэз (1661, 1702), грамматика амхарского языка со словарём (1698), пространный геэз-латинский словарь (1699). Книги Лудольфа были вскоре переведены на французский и английский языки, долгое время служили справочными и учебными пособиями по языкам и истории Эфиопии. «История Эфиопии» была переведена и на русский язык и подарена автором Петру I.

После Лудольфа наступил некоторый спад в развитии Э. В конце XVIII—XIX вв. англичане Дж. Брюс (1730—1794) и Г. Солт (1780—1827) положили начало новому подъёму Э., совершив длительные путешествия по Эфиопии и оставив подробные научные отчёты. Брюс счёл, что Голубой Нил берёт начало из эфиопского оз. Тана. Описание его путешествия (1790) содержит много важных сведений по географии, истории, этнографии страны. Он собрал эфиопские рукописи, переданные позднее в библиотеки Оксфорда и Парижа. Солт дважды посетил Эфиопию (1805, 1809—1810) и основное внимание уделил изучению другой истории Северной Эфиопии; особую ценность в его публикациях представляют надписи аксумского периода, поскольку впоследствии они подверглись разрушению.

В течение XIX в. мировая Э. быстро развивалась, в ней сформировались национальные научные школы, расширилась проблематика исследований, началось систематичное критическое изучение эфиопских источников, хранящихся в европейских собраниях, стали организовываться комплексные научные экспедиции. Характерной чертой Э. этого периода было проявление интереса к окраинным народам страны, к языкам тигринья, тигре, кушитской группе языков.

К середине XIX в. оформилась немецкая научная школа в Э. Её основателем был А. Дильман, обогативший науку рядом содержательных трудов в области другой и средневековой истории Эфиопии, грамматики и лексикографии языка геэз. Среди других учёных этой школы заслуживают упоминания Ф. Преториус, О. Митвох, К. Бецольд, австриец Л. Райниш. Значительный вклад в Э. внёс Э. Литманн, который в 1905—1906 руководил археологической экспедицией в столице Аксумского государства. Изданные в 4 томах (1913) материалы этой экспедиции содержат богатый археологический и эпиграфический материал по другой истории Эфиопии. Позже он возглавил новую экспедицию по изучению фольклора и литературы на языке тигре (материалы издавались в 1910—1915). Литманн встал во главе специально для него созданной кафедры амхарского языка. В Берлинском университете; прежде языки Эфиопии в университетах Западной Европы преподавались на кафедрах семитологии.

В Италии основателем научной школы в Э. стал И. Гвиди (1844—1935), автор большого числа филологических работ. Его ученик К. Конти-Россини изучал историю и этнографию народов Эфиопии, а также языки, в частности тигринья и харари. В 1941 он основал первый научный журнал в области Э. («Rassegna di studi etiopici»). Крупными работами в области истории, лингвистики и литературоведения Э. обогатил Э. Черулли. Его перу принадлежат исторический труд в 2 томах «Эфиопы в Палестине» (1943—1947) и «История эфиопской литературы» (1956).

В конце XIX — первой половине XX вв. во Франции основателем французской школы в Э. стал семитолог Ж. Галеви, профессор Парижского университета. Первым руководителем кафедры амхарского языка в школе живых восточных языков был Ф. Мондон-Видайе. Крупнейший языковед, семитолог и эфиопист М. Коэн сменил впоследствии этих двух учёных на их постах. Современные французские эфиописты — в основном ученики Коэна.

На рубеже XIX—XX вв. одной из наиболее авторитетных в мировой Э. стала русская школа. Большой вклад в изучение истории религии Эфиопии, археографии и языкознания внёс В. В. Болотов. Важное значение для развития Э. имели русские экспедиции в Эфиопию Е. П. Ковалевского, А. В. Елисеева, П. Бровцына, А. К. Булатовича, Л. К. Артамонова и др. Вершиной русской дореволюционной Э. была деятельность Б. А. Тураева, создавшего ряд фундаментальных трудов по истории и филологии Эфиопии, среди них: «Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии» и «Абиссинские хроники XIV—XVI вв.». Б. А. Тураев возобновил в России преподавание эфиопского языка, начатое в Харьковском университете известным востоковедом Б. А. Дорном.

Лучшие традиции русской школы в Э. продолжили и развили советские учёные. Ученик Тураева И. Ю. Крачковский много сделал для расширения источниковой базы истории Эфиопии и изучения другой литературы этой страны, «Введение в эфиопскую филологию» — сводный труд по историографии мировой Э. Важный вклад в изучение амхарского языка внёс Н. В. Юшманов. Советская ботанико-агрономическая экспедиция во главе с Н. И. Вавиловым (1927) установила, что Эфиопия является древнейшим очагом формирования культурного земледелия. В 30-е гг. в СССР вышли монография «Абиссиния (Эфиопия)», работы И. Левина, П. Лисовского, Д. Ольдерогге.

В Эфиопии научные изыскания впервые стали проводить в начале XX в. учёные, долгое время жившие в Европе. Известный писатель Афэуорк Гэбрэ Иесус опубликовал на итальянском языке книги «Грамматика амхарского языка» (1905) и «Амхарский глагол» (1911). В Германии в годы перед 2-й мировой войной работал Алека Тайе (Тайе Гэбрэ Мэдхын), написавший «Историю эфиопского народа». В это же время интересные работы по языку геэз опубликовал Тэкле Марьям Самхарай. На послевоенные годы падает научная деятельность историка Тэкле Цадык Мэкурия. В 1951 был опубликован фундаментальный толковый словарь амхарского языка, написанный первым эфиопским учёным-лексикографом Тэсэмма Хабтэ Микаэлем.

В 50-е гг. начинается новый, современный период в истории Э., характеризующийся институционализацией Э. Создаются научно-исследовательские центры Э., специальные издания, регулярно проводятся международные конференции эфиопистов. В практику Э. входит широкое применение данных антропологии и археологии, этнографии и лингвистики, конкретно-социологические опросы. Одновременно расширяется проблематика исследований — больше внимания уделяется современным социально-экономическим проблемам, вопросам международных отношений, начинается систематическое изучение истории и языков ряда окраинных народов Эфиопии. В СССР главными научными центрами в области Э. являются Институт Африки, Ленинградское отделение Института этнографии, Институт мировой литературы, Институт языкознания АН СССР, восточный факультет ЛГУ. В области другой и средневековой. истории работают Ю. М. Кобищанов, С. Б. Чернецов, новой и новейшей истории — И. И. Васин, М. В. Райт, В. А. Трофимов, Г. В. Цыпкин, В. С. Ягья, русско-грузинско-эфиопских и армяно-эфиопских отношений — В. Г. Мачарадзе, С. Х. Топузян, арабских источников по истории Эфиопии — З. М. Буниятов. Среди других направлений исследований — современные социально-экономические преобразования (Г. Л. Гальперин, А. Г. Кокиев, В. И. Шараев, Е. С. Шерр), языкознание (Э. Б. Ганкин, Е. Г. Титов), литературоведение (М. Л. Вольпе, Г. А. Папышева, Т. Л. Тютрюмова).

Важный вклад в развитие Э. вносят учёные Польши (Н. Мантель-Нечко, А. Бартницкий) и Чехословакии (Я. Петрачек, Я. Черны).

В Великобритании главным научным центром Э. является Школа восточных и африканских исследований при Лондонском университете, издающая «Булеттин оф зе скул оф Ориентал энд Африкан стадис» («Bulletin of the School of Oriental and African Studies»). Исследования в области Э. ведутся также в Оксфордском и Манчестерском университетах. Последний выпускает периодический сборник «Ethiopian Studies». Наиболее известными английскими эфиопистами являются Р. Панкхерст, М. Перем, Э. Уллен-Дорф.

Во Франции изучение истории, языков, культуры народов Эфиопии сосредоточено в Национальном институте восточных языков и Цивилизаций в Париже, в ряде парижских университетов, а также в Средиземноморском институте в г. Экс-ан-Прованс (Ж. Леклан, Ф. Анфре, А. Како, Ж. Тубиана, Ж. Доресс).

Италия имеет давние традиции в изучении Эфиопии, хотя в последние годы итальянская школа в Э. потеряла позиции в языкознании. Возросло число работ по истории итальянских колон, экспансии в Эфиопии. Наиболее крупные работы по этой тематике принадлежат перу Р. Райнеро, Д. Прокаччи и А. Триулци. Научно-исследовательские центры Э. в Италии — Институты востоковедения при Римском и Неапольском университетах. С 1941 в Риме издаётся специальный журнал «Рассенья ди студи этиопичи» («Rassegna di studi etiopici»).

В ФРГ нет специального научного центра, изучающего проблемы Э. Прошлое и настоящее Эфиопии разрабатывается в составе общих исследований по африканистике. Основные научные силы сосредоточены в Институте Африки им. Л. Фробениуса, директором которого является эфиопист Э. Хаберланд.

Из других центров Э. западноевропейских стран следует назвать Лейденский университет в Нидерландах и Лундский университет в Швеции. Известен своими трудами по истории Эфиопии шведский учёный С. Рубенсон. Исследования по Э. ведутся в университетах Израиля.

В США изучать Эфиопию стали сравнительно недавно. Основные центры американской Э. — Мичиганский униврситет (г. Ист-Лансинг), Северо-Западный университет (г. Эванстон) и Центр африканских исследований при Калифорнийском унте (Лос-Анджелес). С 1977 Мичиганский университет издаёт журнал «Ethiopianist Notes», а университет в Нью-Джерси с 1978 ежеквартальный журнал «Хорн оф Африка» («Horn of Africa»).

Важнейшим событием новейшего этапа является формирование национальной науки в самой Эфиопии. Институт археологии с 1961 издаёт «Анналь д’аркеоложи»(«Annales d’archéologie»). В 1963 был открыт Институт эфиопских исследований при столичном университете и стал выпускаться «Джорнал оф Этиопиан стадис» («Journal of Ethiopian Studies»).

Антимонархическая революция 1974 обозначила коренной перелом в развитии национальной Э. Проведена реорганизация Института эфиопских исследований (1976), перед которым поставлена задача создания глубоких научных трудов об эфиопском обществе и его культуре; директором института был назначен видный историк Таддэсе Тамрат. Главный центр языкознания — Академия амхарского языка была переименована в Академию эфиопских языков (1976) и стала исследовать языки и фольклор всех народов и народностей страны, готовить словари и научно-техническую терминологию, модернизировать алфавит. Ведущие учёные-лингвисты Эфиопии — Амсалу Аклилу и Асэффа Гэбрэ Марьям. Охраной исторических памятников занимается Центр по исследованиям и сохранению культурного наследия (1975).

Международная конференции (конгрессы) Э. проводились: 1-я — Рим, 1959; 2-я — Манчестер, 1963; 3-я — Аддис-Абеба, 1966; 4-я — Рим, 1972; 5-я — Ницца, 1977; 6-я — Тель-Авив, 1980; 7-я — Лунд, 1982; 8-я — Аддис-Абеба, 1984; 9-я — Москва, 1986.

Литература:
Библиография стран Африки и Арабского Востока, [т.] 1 — Общие работы. Африка (Тропическая и Южная), М., 1979;
Громыко Ан. А., Советско-эфиопские отношения. Изучение Эфиопии в СССР, М., 1979;
Крачковский И. Ю., Введение в эфиопскую филологию, Л., 1955;
Райт М. В., Русские экспедиции в Эфиопии в середине XIX — начале XX в. и их этнографические материалы, в кн.: Африканский этнографический сборник, [в.] 1, М., 1956;
Цыпкин Г. В., Историческая наука в Эфиопии, в кн.: Историческая наука в странах Африки, М., 1979;
Besterman T. A world bibliography of African bibliographies, Totowa, 1975;
Bibliography of Ethiopia, Addis Ababa, 1968;
Solomon Gebre Christos, A decade of Ethiopian language publications 1959—1969, Addis Ababa, 1971;
Bibllografia Efiopia, red. G. Fumagalli, Mil., 1893;
Marcus H., The modern history of Ethiopia and the horn of Africa. A select end annotated bibliography, Stanford (Cal.), 1972;
Short guide to the study of Ethiopia. A general bibliography, ed. by Alula Hidaru, Dessalegn Rahmato, Westport (Conn.)—L, 1976;
Lockot H. W., Bibliographia aethiopica: die äthiopienkundliche Literatur des deutschsprachigen Raums, Wiesbaden, 1982.

Д. П. Урсу.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "эфиопистика" в других словарях:

  • эфиопистика — сущ., кол во синонимов: 3 • лингвистика (73) • семитология (8) • филология (59) …   Словарь синонимов

  • Семитология —         наука о языках, литературе, культуре и истории семитоязычных народов; термин «С.» чаще всего употребляется применительно к отрасли языкознания. С. включает дисциплины, изучающие живые и мёртвые семитские языки: ассириологию, арабистику,… …   Большая советская энциклопедия

  • Семитология — Семитология  это раздел сравнительного языкознания, занимающегося семитскими языками, которые являются ветвью афразийской макросемьи. Семитология является академической дисциплиной, основателями которой считаются Теодор Нёльдеке и Карл… …   Википедия

  • Семитология — Семитология  1) комплекс научных дисциплин, изучающих языки, литературу, культуру и историю семитоязычных народов; 2) область языкознания, изучающая семитские языки. Семитология включает комплексные дисциплины: ассириологию, арабистику,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Востоковедение — (ориенталистика)  совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока. Иногда объединяется в одну дисциплину с… …   Википедия

  • Африканистика —         комплекс наук, изучающих экономику, социально политические проблемы, историю, право, развитие общественной мысли, этнографию, языки, литературу, искусство народов Африки. В узком смысле под А. иногда понимают лишь африканскую историю и… …   Большая советская энциклопедия

  • СЕМИТОЛОГИЯ — обычно под этим термином понимают весь комплекс отраслей знания, имеющих своим предметом изучение языков, культуры, лит ры, истории семитоязычных народов (семитов). Однако правильнее в наст. время считать С. отраслью языкознания, исследующей… …   Советская историческая энциклопедия

  • Филология — (от др. греч. φιλολογία, «любовь к слову»)  совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве[1]. Лингвистика не всегда включается в филологию: во первых, она не обязательно исследует тексты, во… …   Википедия

  • Египтология — См. также: Список египтологов Комплексная наука • Востоковедение Египтология ‘Улюм аль масрият …   Википедия

  • Иранистика — Иранистика (перс. ایران‌شناسی  ираншенаси)  междисциплинарная регионоведческая наука, сконцентированная на комплексном изучении истории и культуры народов иранской группы. По регионам иранистику делят на осетиноведение,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»