- Тунис. Народное образование и научные учреждения
До установления французского протектората обучение осуществлялось в коранических школах. С конца XIX в. стали создаваться также французские школы. До провозглашения независимости (1956) просвещение находилось на низком уровне. Школьная система была французская. Наряду с государственными были частные школы. Обучение во всех школах было платным. Начальной школой было охвачено менее 1/3 детей (около 30% соответствующего возраста). В 1956 свыше 84% населения старше 10 лет было неграмотно.
После провозглашения независимости правительство приступило к проведению мероприятий по ликвидации неграмотности, расширению сети учебных заведений. Были увеличены ассигнования на нужды просвещения; руководство народным образованием было централизовано и поставлено под контроль государства; частные учебные заведения также были поставлены под контроль государства, отменена плата за обучение во всех государственных начальных и средних школах. В 1958 было введено обязательное начальное обучение детей с 6 лет, осуществлена школьная реформа, которая предусматривала объединение всех типов школ и создание единой системы образования в стране. Программа школьного образования также была пересмотрена и приближена к конкретным условиям страны. В средней школе расширено изучение естественнонаучных и технических дисциплин. В сельских начальных школах занятия сочетались с практической работой. В середине 70-х гг. были проведены реформы образования с целью арабизации обучения, которое в начальной школе стало осуществляться на арабском языке и только учителями-тунисцами, в средней — преподавание на арабском языке гуманитарных дисциплин. Однако и после этих реформ влияние французской системы образования осталось заметным, французский язык занимает значительное место в учебном процессе. По данным переписи, в 1984 около 46,5% взрослого населения было неграмотно (35% среди мужчин и 58% среди женщин).
Современная система образования Т. включает дошкольные учреждения, начальные, средние общеобразовательные, профессионально-технические и высшие школы.
Начальная школа 6-летняя, обязательная для детей от 6 до 15 лет. После её окончания учащиеся сдают экзамены. Учащиеся, не продолжающие обучения в средней школе, в течение 2 лет получают низшую профподготовку. Численность учащихся начальных школ увеличилась с 210 тыс. в 1955/1956 учебном году до 1198 тыс. в 1983/1984 учебном году, что составляло свыше 94% детей соответствующего возраста (44% девочки). В 1983/1984 учебном году работало свыше 3,6 тыс. начальных школ и около 43 тыс. учителей.
Срок обучения в средней общеобразовательной школе 7 лет: 3 года в младшей (неполной) средней и 4 года в старшей (полной) средней. Численность учащихся средних общеобразовательных школ увеличилась с 31 тыс. в 1955/1956 учебном году до 364,5 тыс. в 1983/1984 учебном году. Тогда же всеми средними учебными заведениями в Т. было охвачено около 33% молодёжи соответствующего возраста. В младшей средней школе в течение 3 лет все учащиеся учатся по единой программе, которая включает 13 учебных дисциплин. В старшей (полной) школе на 1-м году обучения имеются гуманитарное, естественное и технико-математическое отделения. На 2-м и 3-м — гуманитарное, естественно-математическое и технико-математическое отделения. На 4-м году обучения учащиеся проходят соответственно своим направлениям подготовку для сдачи экзамена на звание бакалавра, что даёт право поступления в высшее учебное заведение. Учебная недельная нагрузка колеблется в зависимости от годов обучения и отделений от 26,5 ч до 35,5 ч.
Профтехобразование осуществляется на нескольких уровнях. Самый низкий — 2-летние профессиональные курсы на базе начальной школы (7—8 классов); на базе начальной школы действуют 3 годичные профтехучилища, дающие незаконченное среднее профтехобразование. На базе неполной средней школы действуют 4-летние средние технические учебные заведения. В 1928/1983 учебном году в профтехучилищах и средних технических учебных заведениях обучалось свыше 83,7 тыс. учащихся.
Учителей для начальных школ готовят 4-летние нормальные (педагогические) училища на базе неполной средней школы. В 1981/1982 учебном году в них обучалось свыше 4 тыс. человек. Учителей для средней школы готовят университет, а также Высшая нормальная (педагогическая) школа (855 студентов в 1982/1983 учебном году) и Высшая нормальная (педагогическая) школа по преподаванию технических дисциплин (744 студента), находящиеся в Тунисе.
Педагогические исследования ведутся в Национальном институте педагогических наук в Тунисе (основан в 1968).
В 1972/1973 учебном году в стране действовало 288 центров по обучению взрослых, в которых было 698 классов, обучалось около 13,5 тыс. человек и работало 396 преподавателей.
Общее руководство образованием осуществляет Министерство национального образования и Министерство высшего образования и научных исследований.
В 1983/1984 учебном году во всех вузах Туниса было свыше 35,4 тыс. студентов. В стране действовало около 50 различных факультетов и вузов. Крупнейшим вузом является Тунисский университет (основан в 1958, Тунис). Обучение в нём осуществляется на арабском, английском и французском языках. В 1982/1983 учебном году в нём обучалось свыше 28,6 тыс. студентов и работало 1600 преподавателей, имеется 11 факультетов, часть которых находится в других городах: математических, физических и естественных наук; литературы и гуманитарных наук, политический, юридический и экономический, религиозно-мусульманский, медицинский факультеты — в Тунисе; медицинский в Сусе; фармацевтический, естественных наук и технологии, стоматологический — в Монастире; экономики и управления, медицинских, естественных наук и технологии — в Сфаксе. В составе университета имеются: Высший коммерческий институт, Институт живых языков им. Хабиба Бургибы, Институт печати и научной информации, Высшая нормальная (педагогическая) школа по преподаванию технических дисциплин, Национальная инженерная школа (все — в Тунисе); Национальная инженерная школа и Высший технический институт (в Габесе).
Другие самостоятельные вузы в Т.: Национальная инженерная школа (основана в 1965 с помощью СССР), Национальная консерватория музыки, танца и народного искусства, Национальная административная школа (1949), Школа почт и связи (1967), Школа гражданской авиации и метеорологии (1957), Национальная школа статистики (1969), Национальный агрономический институт (1898), Институт архитектуры и проблем урбанизации (1973), Институт труда и социальных служб (все — в Тунисе), Национальная школа ветеринарной медицины в Меджез-эль-Бабе и др.
Крупнейший научный центр — Тунисский университет, при котором имеются: Центр экономических и социальных исследований, Институт научных и технологических исследований (основан в 1968), Центр по ядерным исследованиям (1966), Межрегиональный центр информации и автоматики и др. Имеется более 10 научных обществ и ассоциаций, большинство которых находится в Тунисе, в том числе: Национальный комитет культуры, Национальный институт археологии и искусства (1957), Национальный комитет музеев (1961) и др. Другие научно-исследовательские учреждения: Институт научно-технических исследований (1969), Научно-исследовательский институт ветеринарии, Пастеровский институт (1906), Геологическая служба (1921), Центр документации и информации лиги арабских стран (1980) — в Тунисе; Национальный агрономический институт Туниса (1914), Национальный исследовательский институт леса (1967) — в Арьяне; Национальный институт океанографии и рыбоводства в Саламбо (1924), Центр по исследованию древних исламских рукописей в Кайруане (1982) и др.
По данным на 1984, в Тунисе имелось около 265 государственных публичных библиотек с общим фондом свыше 565 тыс. томов. Крупнейшие библиотеки в Тунисе: Публичная библиотека (основана в 1965, более 1,2 млн. томов в 1982), Национальная (1891, более 800 тыс. томов.), Библиотека Британского Совета (12 тыс. томов.) и др.
Музеи: Национальный музей Бардо в Тунисе (основан в 1888), Археологический в Сфаксе, Исламского искусства в Монастире, археологический музей в Сусе, археологический музей в Карфагене, музей исламского искусства в Кайруане, археологический музей в Мактаре, Национальный музей Карфагена на руинах бывшего Карфагена в 14 км от Туниса (основан в 1964) и др. В начале 80-х гг. в древнем городе Ла-Гулета (современный Хальк-эль-Уэд около Туниса) создан первый в мире музей «белиомахии» (бой барабанов) с ареной для боя барабанов — «белиодром».
В. З. Клепиков.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.