- трансафриканские автомагистрали
Трансафриканские автомагистрали.
Схематический план.трансафрика́нские автомагистра́ли, система автодорог международного класса, создаваемая на континенте с целью расширения экономических связей стран и регионов, в том числе связей между портами побережья Средиземного моря, Индийского и Атлантического океанов, обеспечения поставок промышленного и сельскохозяйственного сырья из глубинных районов. Проекты строительства Т. а. разрабатывались в 196070-х гг. под эгидой ЭКА ООН, Организации африканского единства, Европейского фонда развития при участии фирм членов Организации экономического сотрудничества и развития. Их реализация намечалась на период 197888, объявленный ООН Декадой развития транспорта и связи Африки. Помимо существующей Трансмагрибской автомагистрали имеются 5 крупнейших проектов строительства Т. а. общей протяжённостью 33 тыс. км, стоимостью 1,5 млрд. долл., из них к новому строительству намечено 5,5 тыс. км (15% общей протяжённости) стоимостью 750 млн. долл. (50% капиталовложений). Остальные 27,5 тыс. км представлены национальными и региональными автодорогами, значительная часть которых подлежит реконструкции и приведению к международным стандартам: битумное или другое твёрдое покрытие, ширина проезжей части 7 м.
Транссахарская автомагистраль АлжирТаманрассет (Алжир)Лагос (Нигерия) протяжённостью 8,2 тыс. км последовательно проходит через 4 страны: Алжир (с ответвлением в Тунисе), Мали, Нигер и Нигерию. Намечено построить свыше 1,5 тыс. км новых участков дороги, из них 820 км в Алжире (Таманрассет граница с Мали и Нигером) и 730 км в Мали и Нигере. Из 395 млн. долл., инвестированных в Транссахарскую автомагистраль, капиталовложения на новое строительство оцениваются в 257 млн. долл.
Транссахельская широтная автомагистраль Дакар (Сенегал)Нджамена (Чад) протяжённостью 4,6 тыс. км (стоимость 126 млн. долл.) пересекает территорию 7 государств. Более 4 тыс. км дороги приходится на существующие участки в Сенегале, Мали, Камеруне, Нигерии и Чаде, сооружённые при формировании в них национальной автодорожной сети. Проведена частичная реконструкция на дорогах Сенегала, Камеруна и Нигерии. Строительство двух соединительных участков дороги в Буркина-Фасо и Нигере длиной 300 км приостановлено (1986). В дальнейшем предполагается соединить Транссахельскую магистраль в Нигерии и Нигере с Транссахарской дорогой и автомагистралью ЛагосМомбаса.
Автомагистраль Лагос (Нигерия) Момбаса (Кения) протяжённостью 6,3 тыс. км (стоимость 540 млн. долл.) проходит через 6 стран Центральной и Восточной Африки. Наибольший объём нового строительства (1,6 тыс. км) приходится на Заир (950 км), ЦАР (340 км), Уганду (270 км). Реконструкция имеющихся участков проводится в Нигерии, Камеруне, Кении. В районе Кампалы (Уганда) магистраль соединяется с шоссе КампалаНайробиМомбаса. Реализация проекта дороги позволит связать побережье Атлантического и Индийского океанов и (с учётом дорог ответвлений) соединит 20 стран региона.
Для создания магистрали Лагос (Нигерия) Нуакшот (Мавритания) протяжённостью 4,75 тыс. км (77 млн. долл. капиталовложений) намечено построить 640 км новых участков дорог на территории Гвинеи, Съерра-Леоне, Мавритании. Реконструкции подлежат свыше 45 тыс. км национальных дорог 10 стран Западной Африки. Осуществление проекта предполагает соединение внутриконтинентальных районов 12 государств с 8 крупными портами Атлантического побережья.
Автомагистраль Каир (Египет) Габороне (Ботсвана) протяжённостью 9,2 тыс. км (капиталовложения 346 млн. долл.) пересекает континент с севера на юг, проходя через территорию 7 государств. Намечено построить 1 тыс. км новых участков в Египте (320 км), Кении (500 км) и Судане (180 км), что составит 45% общей стоимости проекта (50 млн. долл.). На территории Египта и Судана дорога пройдёт по пустыне Сахара. Свыше 8 тыс. км магистрали составят участки национальных дорожных сетей Египта, Судана, Кении, Танзании, Замбии, Ботсваны. С учётом дорог ответвления в Эфиопию, Джибути, Сомали, Ливию, Заир, Уганду, Мозамбик, Зимбабве, Малави магистраль объединит 16 стран. К 1986 построено лишь 150 км новой дороги в Египте (Асуанграница с Суданом); строительство в Судане и Кении, реконструкция существующих участков в Замбии, Танзании и Ботсване приостановлены.
Кроме запланированных Декадой развития транспорта и связи Африки предусматривается осуществление 4-х проектов трансафриканских автомагистралей общей протяжённостью 23 тыс. км, стоимостью реализации 1,3 млрд. долл.: Триполи (Ливия) Виндхук (Намибия) 8 тыс. км, 500 млн. долл.; Нджамена (Чад) Массауа (Эфиопия) 3,6 тыс. км, 300 млн. долл.; Каир (Египет) Нуакшот (Мавритания) 8 тыс. км, 230 млн. долл.; Лобиту (Ангола) Бейра (Мозамбик) 3 тыс. км, 300 млн. долл. Намечено построить 5 тыс. км новых участков дорог стоимосью 700 млн. долл. (60% общей стоимости реализации проектов). Из-за трудностей экономического и политического характера претворение этих проектов перенесено на неопределённые сроки. При условии выполнения работ по проектам предполагается создание единой системы автотранспортных магистралей Африки и объединения её с европейской сетью автодорог через автодорожный мост ГибралтарСеута на северо-западе и через Синайский полуостров на северо-востоке Африки.
В. О. Маслов, З. С. Новикова, А. А. Чичкин.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.