- трайбализм
трайбали́зм (англ. tribalism, tribal племенной, родовой), трибализм (от лат. tribus племя), этноцентризм, психология и идеология этнической исключительности, обособленности и преувеличения значения своего этноса в сравнении с другими этническими группами региона, страны и т. д. Трайбалистское сознание рассматривает историю и жизнь своего народа как некий оптимум, достичь который не дано другим этническим группам. Т. подчёркивает внутригрупповую солидарность и одновременно разжигает вражду к соседним этносам, культивирует предрассудки и стереотипные представления о соседях типа: «мясоеды», «травоеды», «необрезанные» и т. д.
В условиях Африки существовали и существуют объективные факторы, способствующие разобщению этносов, формированию трайбалистской психологии. Прежде всего, это слабое развитие экономики и инфраструктуры, узость внутреннего рынка, примитивизм орудий труда и др. Немалую роль играют также культ предков и диалект. «В действительности племя и диалект по существу совпадают» (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 21, с. 93). Эти же факторы обусловили создание стабильных социальных структур, сравнительно малочисленных, замкнутых этнических групп племён.
У большинства африканских народов не существует принципиальных различий в материальной и духовной культурах, незначительные различия существуют лишь в формах осуществления трудовых операций, в технологии производства орудий труда, в характере распределения и потребления продуктов питания, а также в формах выражения идей, в отправлении религиозных и магических обрядов и др., но именно эти различия и питают трайбалистскую психологию.
В ходе исторического развития, под влиянием преобразований в способе производства, в результате изменения общественных отношений и социальной дифференциации традиционного африканского общества происходят сдвиги в традиционном сознании, формируется идеология Т. Особую интенсивность этот процесс приобрёл в период национально-освободительной борьбы и после завоевания странами Африки политической независимости. Политические партии в большинстве случаев создавались на этнической основе и определяли главной целью защиту интересов определённого этноса. Таким образом, Т. становился партийной платформой. Многие функционеры африканских политических партий намеренно возбуждают трайбалистские чувства избирателей-соплеменников, разжигают межэтническую вражду, провоцируют сепаратистские настроения. Во многих случаях это приводит к кровавым столкновениям, перерастающим иногда в междоусобные войны.
Интернационалисты африканского континента разъясняют народным массам вред Т., добиваются замены в их сознании этноцентристских символов общегосударственными.
Проблема Т. непосредственно связана с решением национального вопроса, развитием культуры и экономики.
Литература:
Исмагилова Р. Н., Этнические проблемы современной Тропической Африки, М., 1973;
Национализм в современной Африке, М. 1983;Brewer M. B., Campbell D. T., Elhnocentnsm and intergroup attitudes, last African evidence. [Beverly Hills] N. Y., 1976;
Epstein A. L., Politics in an urban African community, [Manchester, 1973];
Hazoumé G. L., Idéologies tribalistes et nation en Afrique: la cas Dahoméen, P., 1972;
Klineberg Q., ZavalloniM., Nationalism and tribalism among African students, P. The Hague, 1969;
Kofele-Kale N., Tribesmen and patriots. Political culture in a polyethnic African State. Wash., 1981;
Sylla L., Tribalism et parti unique en Afrique Noire, P., 1977;
Race and ethnicity in Africa, ed by P. L. van den Berghe, Nairobi, 1975;
Wolpe H. Urban politics in Nigeria. A Study of Port-Hareourt, Berk.[a. o.], 1974.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.