Танзания. Архитектура и изобразительное искусство

Танзания. Архитектура и изобразительное искусство
Суахилийская архитектура XVIII в.

Суахилийская архитектура XVIII в.

В средние века на западе Танзании, к югу от озера Виктория, возводились каменные крепостные сооружения типа Зимбабве, до сих пор мало изученные. На побережье Индийского океана с VIII в. возникали портовые города, основанные арабами и персами, — Килва, Сонга-Манара, Чваки, Ква и др., процветавшие в XIII—XV вв. и разрушенные в XVI в. португальцами. В них велось строительство многочисленных дворцов, мечетей, жилых домов. Стены зданий выкладывались из кораллового известняка, хорошо поддающегося обработке, углы построек выполнялись из тёсаного камня. Плоские кровли жилых домов настилались из коротких стволов мангрового дерева, что ограничивало ширину помещений до 2,8 м и заставляло увеличивать площадь за счёт длины. Лишённые окон узкие комнаты смыкались параллельными рядами в глубине и по сторонам двора, одной стеной граничившего с улицей; в стенах комнат прорезались фигурные ниши, где хранились поливная посуда и китайский фарфор. Значителен по масштабам дворец Хусуни Кубва в Килве (конец XIII в.), постройки которого располагались вокруг 4 небольших дворов с открытыми террасами по периметру (один из них с 8-угольным водоёмом), с юга примыкал большой двор, где хранились привезённые по морю товары. Многие помещения дворца были покрыты куполами (коническими, дольчатыми и т. п.) и богато украшены резьбой (наборные панно, фризы-аркатуры и пр.). Мечети строились без минаретов, их прямоугольный зал делился рядами столбов на 3 нефа, покрытых плитами, и дополнялся боковыми открытыми галереями; ниша глубокого михраба в северной торцовой стене зала покрывалась полукуполом и обрамлялась рядом перспективных арок. В районе Килвы мечети перекрывались сводами (Большая мечеть в Килве, XII в., в XV в. расширена многостолпным залом с куполами и сводами). Формы сооружений и приёмы обработки повторялись веками, лишь с небольшими изменениями. Сохранились также гробницы, обнесённые глухими стенами, с квадратным или гранёным столбом на одной из сторон.

На острове Занзибар ещё в XVI в. обосновались арабы (центром султаната с 1832 был г. Занзибар). В городах распространён характерный для арабских стран замкнутый тип дома с внутренним двором и плоской крышей, мечети базиликального типа также имеют плоские покрытия на рядах стрельчатых и фестончатых арок (Ширази-мечеть в Кизамкази, XII в.). Минареты круглые, с поясами фигурной кладки и коническими завершениями. В резиденции африканских правителей Дунге, расположенной в глубине острова, сохранились руины дворца (1856). В колониальный период возникли европейские портовые гг. Дар-эс-Салам, Мтвара, Танга и др. и получили дальнейшее развитие торговые центры (Моши, Додома, Мванза, Табора). К середине XX в. Т. приобщается к передовой европейской строительной культуре: строятся культурный центр в Моши (немецкий архитектор Э. Май, 1950), университетский городок в Дар-эс-Саламе (английская фирма Нормен и Доубарн, 1964) и др. В независимой Т. ширится строительство жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений с участием архитекторов и инженеров из социалистических стран. В Занзибаре выстроен район Нгамба с благоустроенными 3-этажными жилыми домами из монолитного железобетона (1968, инженер X. Шольц, ГДР). Строятся также посёлки с типовыми домами, школами и больницами; налажено производство строительных материалов.

Народная архитектура Т. весьма разнообразна. Распространены круглые и квадратные хижины с обмазанными глиной плетнёвыми стенами, конической или пирамидальной соломенной кровлей. Для центральных районов характерны прямоугольные хижины с плоской крышей на столбах («тембе»), разделённые на несколько помещений. У масаи, в степных северо-западных районах, — овальные или прямоугольные плетнёвые хижины закругляются вверх наподобие свода. У маконде, на юге Т., овальные или круглые хижины обнесены галереей. На острове Занзибар — прямоугольные в плане жилища на двухслойном деревянном каркасе, с дверными и оконными вырезами и четырёхскатной крышей.

Древнейшие памятники изобразительного искусства Т. восходят к верхнему палеолиту и к неолиту. Это — многослойная живопись растительными красками, покрывающая стены гротов в районах Кондоа, Кисесе, Тамбала, Мванза (в нижних слоях — изображения фантастических животных, в верхних — сцены охоты, битв и т. д.). Деревянная скульптура Т. отличается исключительным разнообразием стилей и форм. В центральной части Т. распространена так называемая столбообразная пластика, с сильно вытянутыми пропорциями, зависимыми от первоначального блока. В районах между Великими озёрами выделываются деревянные антропоморфные, большей частью монохромные, маски с сильно вытянутыми овальными очертаниями и плоскостной моделировкой. Встречаются отдельные или парные фигурки с тщательно проработанным, утяжелённым книзу туловищем и упрощённо моделированными лицами. Известны также кованные из железа фигурки антилоп, точно передающие динамичные формы этих животных. Для северо-восточной части Т. характерна глиняная скульптура, условно делящаяся на 8 типов — от примитивных цилиндрических фигурок до более жизненных изображений людей, животных, а также целых композиций с попыткой передачи движения. Наиболее совершенная по пластической выразительности деревянная скульптура создается в южной Т. маконде: фигурки танцующих женщин, лицевые и шлемовидные маски, отмеченные стремлением к точному, почти портретному изображению и одновременно некоторой гротескностью.

После 1964 развивается живопись, опирающаяся на традиции народного искусства, в особенности резьбы по дереву. Современные художники Т., получившие специальное образование при университете Макерере и в европейских художественных школах, постепенно переходят от народных форм искусства к искусству европейского типа, придерживаясь направлений в искусстве XX в. Тематика их произведений связана с жизнью, трудом и бытом народов Т. Выделяются портреты, сцены из сельской жизни С. Дж. Нтиро, детально выписанные натюрморты В. Мачи, строгие и монументальные жанровые композиции Ф. К. Мзанги, насыщенные пафосом и динамикой композиции художницы Занзибара Т. Ф. Абдуллы и др. В области скульптуры работает В. Джума. В Выставочном зале Дар-эс-Салама устраиваются ежегодные выставки, организовано Общество искусств и ремёсел.

Среди художественных ремёсел у всех народов Т. издавна распространена резьба по дереву, которой украшаются бытовые предметы. На тронах вождей, сундуках, подголовниках и скамейках изображения стилизованных человеческих фигур, зверей и пресмыкающихся органично подчинены практическому назначению предметов, но не теряют при этом своей декоративно-пластической выразительности. Сложным резным орнаментом (переплетение геометрических и растительных мотивов) покрываются двери жилых домов в Занзибаре. Повсеместно распространены изделия из соломы со сплошным черно-красным (на острове Занзибар также жёлтый, зелёный и чёрный цвета) геометрическим узором на всей поверхности предмета. Изяществом форм отличаются гончарные изделия (горшки для варки пищи, кувшины, блюда). Из металла изготовляют сельскохозяйственные орудия, ножи, оружие (особенно ценятся копья мастеров масаи), украшения (кольца, браслеты, ожерелья). На острове Занзибар распространены резьба по скорлупе кокосового ореха и выжигание по дереву.

Галерея африканского искусства «кибо» в предгорьях Килиманджаро.

Галерея африканского искусства «кибо» в предгорьях Килиманджаро.

«Мать с ребенком».

«Мать с ребенком».
Дерево.
Маконде.
Южная Танзания.
Гамбургский музей этнографии.

«Жизнь семейная».

«Жизнь семейная».
Традиционная скульптура.

Р. Нгола.  «Встреча».

Р. Нгола.
«Встреча».
Дерево.
Аруша.
1973.

«Масайскне женщины».

«Масайскне женщины».
Батик начала 1970-х гг.

Маска.

Маска.
Дерево.
Меера.

Т. Ф. Абдулла.  «Помоги сам себе».

Т. Ф. Абдулла.
«Помоги сам себе».
1970-е гг.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "Танзания. Архитектура и изобразительное искусство" в других словарях:

  • Танзания — Государственные герб и флаг Танзании. Танзания (Tanzania), Объединённая Республика Танзания (United Republic of Tanzania). Общие сведения Т.  государство в Восточной Африке. Входит в Содружество (британское). Состоит из материковой части… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Танзания — (Tanzania)         Объединённая Республика Танзания (United Republic of Tanzania), государство в Восточной Африке. Входит в британское Содружество. Состоит из материковой части (Танганьика) и островной (остров Занзибар и остров Пемба). Граничит… …   Большая советская энциклопедия

  • Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Тропической и Южной Африки — Древний буйвол. Петроглиф, горы Ксур. Северная Сахара. 8 е тысячелетие до н. э. Изобразительное искусство. Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения  петроглифы и росписи,… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Южно-Африканская Республика —         ЮАР (Republick van Suid Afrika, Republic of South Africa).          I. Общие сведения          ЮАР государство на крайнем юге Африки. Граничит на С. с Ботсваной и Южной Родезией (Зимбабве), на С. В. с Мозамбиком и Свазилендом, на С. З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Культура Республики Конго — Содержание 1 Литература 2 Архитектура и изобразительное искусство 3 Музыка …   Википедия

  • Кабо-Верде — Не следует путать с полуостровом Зелёный мыс. Республика Кабо Верде República de Cabo Verde, Kabu Verdi …   Википедия

  • Зеленого мыса острова — Координаты: 15°55′ с. ш. 24°05′ з. д. / 15.916667° с. ш. 24.083333° з. д.  …   Википедия

  • Зеленого Мыса острова — Координаты: 15°55′ с. ш. 24°05′ з. д. / 15.916667° с. ш. 24.083333° з. д.  …   Википедия

  • Зелёного Мыса острова — Координаты: 15°55′ с. ш. 24°05′ з. д. / 15.916667° с. ш. 24.083333° з. д.  …   Википедия

  • Зелёного мыса острова — Координаты: 15°55′ с. ш. 24°05′ з. д. / 15.916667° с. ш. 24.083333° з. д.  …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»